Духовные размышления. «Радуйся, молние, души просвещающая…»

13 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

В чем вы видите главное отличие современного человека, особенно подрастающего поколения, от их дедушек и бабушек, послевоенного поколения? Какая главная печать лежит на лице современника? На этот вопрос отвечают по-разному. Мне кажется, что современный человек, устав от лихорадочного, беспорядочного ритма жизни, заставляющего его вертеться как белка в колесе, стремится к расслаблению, хочет уйти, оторваться от того маховика, который запущен неизвестно кем в больших городах и заставляет людей всегда спешить, торопиться, не оставляя им времени для раздумья. Как прекрасно сказал один умный человек: «Если дьявол не может повредить человеку и склонить его к каким-то порочным действиям, он употребляет все усилия, чтобы тот начал спешить, чтобы у человека не было свободного времени».

На самом деле это время всегда находится, и мне, как священнику и педагогу, который уделяет немало своего личного времени школьникам и студентам, совершенно очевидно, что наша молодежь в известной степени расслаблена, даже апатична, то есть любит бездействовать. Ей не хватает подчас жизненной творческой энергии, внутренней динамики. Символом современной жизни является шезлонг: «О, как бы я хотел забыться и уснуть!» И это расслабление само по себе законно: человек, безусловно, должен уметь восстанавливать израсходованные им силы, посвященные созидательным трудам. Это расслабление, эта тяга к развлечениям становится сегодня как будто кодом современника. Поспрашиваешь подростков, что они почитают счастливой жизнью, к чему направляют «души прекрасные порывы». Они вам расскажут (если, конечно, вам доверяют), что им хочется накопить побольше средств, «выйти за порог нищеты», как модно сейчас говорить, и начать жить на ценные бумаги, «стричь купоны», отдав время если не откровенному ничегонеделанию, то, по крайней мере, беззаботному, вольготному существованию.

Будем надеяться, что эта характеристика не носит всеобщего характера, во всяком случае у нас в России трудовые навыки, как и в Китае, далеко не потеряны. Сейчас мы поневоле смотрим на Восток и учимся у него многим естественным земным добродетелям. Наш народ, и я глубоко в это верю, не растерял своего исконного свойства и качества – умеет и любит трудиться с огоньком, с искоркой и обретает свое суровое земное счастье в этих трудах, заповеданных нам еще Самим Господом Богом в стародавние библейские времена: «В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой». Однако слово не воробей, вылетит– не поймаешь. Действительно, многие и многие юноши и девушки –это видно даже по их осанке, по тому, как они сидят на занятиях, как говорят, проглатывая звуки, слоги и иногда целые слова, превращая некогда членораздельную, хорошо артикулированную речь в невообразимую кашу,– пребывают в состоянии вечногорелакса, расслабления; апатичность является лакмусовой бумажкой, характеристической чертой современных людей.

Но в этом ли назначение человеческого сердца? Мы уже выяснили, что нет, потому что избегающий созидательных трудов недостоин называться человеком. Во всяком случае, Пречистая Дева Мария, Которой мы посвящаем многие передачи, выбирая из Акафиста отдельные прошения и обращения к Царице Небесной, учит нас, и прежде всего молодежь, совершенно противоположному – собранности, целеустремленности, ощущению того, что время кратко и потерянного времени, не говорю убитого, не воротишь. Всем нам надлежит единожды умереть, свидетельствует апостол Павел, и явиться пред Судилище Христово. Каждый из нас даст отчет Создателю, что он делал, душою в теле пребывая,– созидал или разрушал, украшал землю Христовым учением или растлевал ее.

Сегодня я вспоминаю одно из акафистных обращений к Царице Небесной: «Радуйся, молние, души просвещающая...» Посмотрите, какое удивительно поэтичное наименование Царицы Небесной! Мы именуем Ее молнией. Откуда взят этот художественный образ? Я подозреваю, что из Священного Писания, в частности из книги Откровения, Апокалипсиса Иоанна Богослова, апостола любви. Одно из видений Апокалипсиса говорит нам о святом ученике Господа, который был восхищен в мир духовный, взят из земной реальности в мир невидимый.Святой Иоанн так передает это откровение: «И увидел я престол белый, и бежали от него небо и земля, ибо там не нашлось уже место в вечности. И от этого престола, на котором почивал Тот, Кто есть Альфа и Омега, Бог, Который был, есть и будет, от престола исходили молнии и гласы, и громы».

Итак, молния есть символ энергии, несотворенной Божественной энергии, благодати, исходящей из недр Самого Божества. Когда молния разрезает небосвод и мы видим зигзагообразную огненную линию с причудливой траекторией, невольно душа трепещет, вжимаешь голову в плечи, потому что эта грозная стихия и просвещает, и карает, если не спрятаться от нее и остаться одному в чистом поле.

«Радуйся, молние, души просвещающая...» Эти слова говорят нам о том, что Богородица имеет ангельское совершенство. Она, предстоя Небесному Отцу, всегда со тщанием и усердием, с напряжением душевных и телесных сил, не медля ни часом, ни минутой, исполняла Божественные веления. Царица Небесная –благоговейнейшее из всех созданий Божиих, Ее душа соткана из фибров веры, верности и любви к Создателю. Таковы и ангелы, которые, созерцая невидимый лик Божества, закрываясь крыльями от неприступной Божественной славы, едва лишь получают повеление от Отца светов – как мгновенно, словно молнии, снисходят в этот видимый мир, осуществляя свое служение человеческому роду, защищая людей и отгоняя от них духов тьмы.

Вспомним в связи с нашим разговором преподобного Серафима Саровского. Он смиренно называл себя «служкой Матери Божией» и всегда с умилением молился пред иконой Богородицы, а сердце его было настолько незлобиво и чисто, что, воспринимая повеления Пречистой Девы Марии как молнии, он, не мешкая, не медля ни минуты, исполнял эти наказы, открывая людям волю Божию, угодную, благую и совершенную. Иногда на иконах Девы Марии можно видеть в Ее руках жезл, и кажется, что этим жезлом Она, как царица, прикасается к чутким, светлым и чистым сердцам Своих угодников, особенно тех, кто всецело был обращен к Ней. Святой Иоанн Богослов, упомянутый мной преподобный Серафим, живший еще прежде него преподобный Сергий Радонежский – вот эти служки, угодники Божии, служители Божией Матери, отличались необыкновенной внутренней динамикой, искрометностью, быстродвижностью. Еще живя в теле, они иногда могли появиться нежданно-негаданно, как преподобный Серафим, живший в Саровской обители, появлялся в Дивеевском монастыре, и по ночам сестры видели, как он начинал копать знаменитую Канавку, ограждающую Дивеево от влияния антихриста.

Итак, мы возвращаемся в нашем разговоре к Пречистой Богородице и молитве, обращенной к Матери Божией: «Радуйся, молние, души просвещающая....» Когда мы предстоим Деве Марии и своими словами просим Ее: «Пресвятая Богородица, спаси и сохрани мое чадо»,«Матерь Божия, убереги меня от всякого зла»,«Царице Небесная, вразуми, как поступить в этом случае»,«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобой!» – этими и другими прошениями, благодарениями, умилостивлениями обращаясь к Ней, Преблагословенной Деве, мы как будто раскрываем наше сердце и делаем его доступным молниям Божественной благодати, исходящим от Нее.Есть даже такая чудесная икона «Матерь Божия Огневидная», где Богородица изображается объятой языками пламени, которое исходит от Нее тонкими световидными лучами. Дай Бог, дорогие друзья, чтобы через храм Господень, таинства, общаясь духовно со Святой Богородицей, мы заимствовали от Нее, нашей учительницы, эту жизненную энергию, бодрость, радость и любовь, преодолевая уныние, апатию, расслабление, которые так свойственны людям, далеким от Божьего храма!

 

Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать