Духовные размышления. «Радуйся, промышления Его сокровище…»

2 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Сегодня, дорогие друзья, мы вновь посвятим наши размышления Пречистой Деве Марии, о Которой составленный в Ее честь Акафист, отзывается высокими, прекрасными с художественной точки зрения и глубоко верными словами «Радуйся, промышления Его [Господа Бога] сокровище». Мы именуем Царицу Небесную сокровищницей, кладезем, в который вложены драгоценные камни Божественных совершенств. Откроем сегодня бережно и благоговейно эту сокровищницу и поразмышляем вместе о том, что есть Промышление Божие не только в жизни Пресвятой Девы Марии, но и в нашей собственной.

Черпая сведения из святых писаний и преданий Церкви, мы знаем, что недреманное око Господне всегда с благоволением взирало на прекрасную отроковицу Марию. Знаем, что Она во всех Своих мыслях, желаниях, поступках руководствовалась вещим Божиим перстом, искала в Своей жизни лишь одного – исполнения воли Божией, благой, угодной и совершенной. Отец Небесный промышлял и о большом, и о малом касательно избранницы небес Девы Марии, хранил Ее от поношений и клеветы, когда Она, дав обет всегдашнего девства, оказалась имеющей во чреве от Духа Святого. В глубокой тайне протекала жизнь святой Марии, переселившейся под гостеприимный кров Иосифа Обручника, старца, который обещал быть всегдашним блюстителем, хранителем Ее непорочности, обещал заботиться о Ней во все дни своей земной жизни.

Вы помните, как Промысл Божий явил себя в истории Святого семейства, когда неистовый кровожадный Ирод послал в Вифлеем суровых воинов, намеревавшихся истребить всех принесенных туда ради переписи младенцев. Ангел Господень явился во сне Иосифу и повелел Марии с Чадом бежать в Египет, что и исполнил немедленно святой Иосиф вместе со своим сыном от первого брака апостолом Иаковом, сопровождавшим Марию с Младенцем в далекую полуденную страну.

Раскрывая Священное Писание Нового Завета, мы убеждаемся, что Пресвятая Дева, имея бесконечное дерзновение пред лицом Господа Иисуса Христа (вспомним хотя бы событие в Кане Галилейской, когда по просьбе Своей Матери Христос восполнил у гостей недостаток вина, совершив первое Свое чудо и претворив обыкновенную воду в каменных кувшинах в сладкое прекрасное вино), Пречистая Мария всегда оставалась в тени. Она и прочим ученицам Спасителя, получившим наименование мироносиц, давала пример деликатности, скромности, поистине небесного смирения, что весьма сообразовывалось с положением женщины на Востоке.

Мы прославляем сегодня Пресвятую Деву со словами «Радуйся, промышления Господня сокровище». В чем собственно состоит Промысл Божий, веровать в который нам надлежит также крепко и несумненно, как это делала Пресвятая Богородица? Святитель Филарет свидетельствует, что Промысл Небесного Отца есть непрестанное, никогда не прекращающееся действие Божественного всемогущества, премудрости и силы. Это действие таково, что всякому доброму начинанию человеческого сердца Бог дает помощь и возможное развитие, тайно соприсутствует нашим помыслам, когда мы желаем что-то создать, умножить вокруг себя красоту и порядок. Когда простираемся на помощь нашим ближним, Бог таинственно сопребывает с нами, утраивает, а иногда даже удесятеряет слабые человеческие силы.Вместе с тем Промысл Господень действует так, что полагает преграду всякому человеческому злу, ослабляя разрушительное действие злой энергии падшего человеческого сердца. Есть ли тому примеры на земле? Они бесчисленны, хотя бы роль и участие России в борьбе с современным терроризмом. Мы видим, что в дружественной нам Сирии был подготовлен плацдарм для глобальной войны с государствами Европы и прежде всего с нашим Отечеством. Наша страна, руководствуемая волевым решением президента, вмешалась в этот рассадник мирового зла, и сейчас, два месяца спустя, мы видим, насколько оправдано оказалось это вмешательство. Так что, несомненно, Россия и ее президент могут рассматриваться как орудие Промысла Господня, который карает, изыскивает, обезвреживает всякое зло, полагая ему предел.

Итак, вместе с Пресвятою Девою Богородицею всецело вверим себя Божиему Промыслу, Который содействует добру, Который пресекает зло, и что самое замечательное, наши ошибки и несовершенства обращает к добрым для нас же последствиям.

Действительно, Промысл всего более являет себя в жизни общего для нас праотца – Адама, который вместе с его помощницей Евой был сотворен не для смерти, а для вечной жизни. И если Бог и насадил в раю древо познания добра и зла, то вовсе не для того, чтобы пращуры преткнулись о запретный плод, но для того, чтобы упражняясь в добродетели послушания, не вкушая от этих плодов, все более и более возрастали в верности и любви к Богу, и наконец стяжали совершенное бессмертие. Случилось, однако, иначе: Адам и Ева попрали завет обещания верности и любви к Богу, праведным Божиим судом были изгнаны из рая, претерпели наказание, однако не лишились совершенно надежды на спасение. Что же стало следствием их грехопадения? Благо, на которое они и не могли рассчитывать, не могли о том помышлять, как всякий человек, отступающий от закона Божия, даже не разумеет, но терпит справедливое воздаяние за свой худой поступок. Каково же было главное следствие Адамова грехопадения? Явление в мир Нового Адама, Искупителя – Господа Иисуса Христа, подвиг Которого (восшествие на крест, воскресение, восхождение на Небо и ниспослание нам, потомкам Адама, Божией благодати), отозвался спасением всех, кто ныне видя распростертые объятия Спасителя на Кресте, идет к Нему с детским доверием и любовью, принимая по вере Святое Крещение и исполняя Его животворящие заповеди.Ныне мы, новозаветные христиане, имеем гораздо больше, чем имел Адам несогрешивший, потому что плод искупительного подвига Спасителя – это наше обожение, это вселение в нас благодати Святого Духа в мере еще более полной, нежели та, что почивала на Адаме тотчас после его сотворения Господом Богом.

Таков Промысл Божий. Мы сегодня рассуждаем о его спасительном действии на основании слов Акафиста, обращенных к Богородице «Радуйся, промышления Божия сокровище». «Неисследимы суды Господни, и кто может познать пути Его?» – в изумлении говорит апостол Павел, свидетельствуя, что наши домыслы и помыслы отстоят от Божией Премудрости также далеко, как земля отстоит от неба.

Посмотрите, дорогие друзья, и на судьбу нашего Отечества с его тысячелетней православной культурой, с его всемирной исторической миссией служения Вселенной через ограждение окрестных стран и народов от зла, защиту их, униженных и оскорбленных, от сил лукавого. Начало XX столетия привело Россию, которая находилась на пике экономического преуспеяния, к великому падению. Предупреждая гордость сынов России, Бог попустил отъятие от нее скипетра и державы, так что страна потеряла самое имя свое, и народ-богоносец в большинстве своем отошел от заветов отцов, страдая неизбывно, в течение многих десятков лет смирялся неосознанно для себя самого.

А что мы имеем сегодня, вначале XXI столетия, ровно 100 лет спустя после страшного «майдана» 1917 года? Россия в великих трудах и борениях вновь обретает свою державную поступь, вновь становится гарантом и оплотом мира на земле, вновь поднимает стяг православия как единственной богооткровенной религии, на которой зиждется вся наша культура и духовность. Это и есть лучшее доказательство Промысла Божия, о котором мы сегодня говорим, размышляя над страницами Акафиста к Богородице.

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать