Духовные размышления. «Радуйся, Еюже отверзеся рай...»

7 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

– Знаете ли вы, дорогие друзья, где находится Божий рай?

Человечество, с тех пор как Адам был изгнан из сладости Эдема, всегда искало его местонахождение. Само описание рая содержится в первых главах книги Бытия, писанной Боговидцем пророком Моисеем много тысяч лет тому назад. В этой книге упоминается о древе жизни, плоды которого должны были доставить Адаму бессмертие; говорится о многочисленных деревьях, обремененных иными плодами, вкушать от которых была призвана первозданная чета; описывается четыре реки, орошавшие рай, как четыре рукава; говорится о том, что в этой райской земле было сокрыто золото и драгоценные камни. В книге Бытия описано и то, как Адам, получив от Господа Бога полноту даров Духа Святого, созерцал пред собою различных животных, нарекая каждому из них имя, соответствующее самой сущности этого Божьего создания; говорится и о том, как после грехопадения – нарушения Адамом и Евой завета верности и любви к Богу – они по праведному суду Всевышнего были изгнаны из заключенного вертограда, а огненный херувим с обоюдоострым мечом с тех пор соблюдал вход в рай, чтобы первозданный человек вновь не вошел в него и, уже подвластный смерти и тлению, не вкусил плодов с древа жизни и таким образом не умножил в себе эту вечную смерть, но, оставаясь вне рая, дожидался, покуда сбудется над ним Божественный приговор. А в чем этот приговор? Он был изречен Адаму задолго до его преступления: «В день, в который ты возьмешь и попробуешь от запретных плодов древа ведения добра и зла, смертию умрешь».

Итак, Адам расплачивался за измену Богу тем, что он должен был умереть. Душа его, сама по себе бессмертная, теперь, в ведомый Богу срок, должна была разлучиться с телом на время, определенное Божией Премудростью. А прежде телесной кончины душа Адама умерла в том смысле, что лишилась животворящего дыхания Духа Святого. Господь Бог Дух Святый, украшавший Адама светоносной нетленной одеждой, исполнявший его сердце миром, смирением, радостью, любовью, отлетел, как белая голубица, от первозданной согрешившей четы, и падший дух приступил к согрешившему; в Адаме стали действовать убийственные страсти, главнейшие из которых – гордыня, похоть и злоба. Самое тело, прежде легкое и прозрачное, нетленное, чуждое плотских похотений, стало дебелым и тяжелым, гнездилищем многих страстей, которые и нас, потомков Адама, мучают и с которыми мы должны бороться силой Духа Господня, возвращенного нам искупительным страданием.

Итак, огненный херувим с обоюдоострым мечом сторожил врата рая, а первый человек на земле, познав, чего он лишился, какое богатство он потерял, разлучившись с Отцом Небесным и Его милостью, взирал на райские красоты издалека (а рай был насажден на востоке) и плакал ночью, плакал днем – всю жизнь свою он оплакивал легкомысленно сделанное им и только восклицал: «О, раю мой, раю мой!» И слезы, проливаемые Адамом, мало-помалу очистили его сердце в той мере, что он заслужил наименование друга Божьего, утешал себя обещанием, которое услышал от Правосудного Небесного Отца о том, что некогда семя жены – Христос, родившийся от Девы, – сотрет главу змия, сокрушит власть дьявола над падшим человечеством.

Сегодня, обращаясь к Богородице и раскрывая акафистное E й пение, мы, воспоминая эту достойную плача историю падения человеческого рода, обратим к Богородице слова: «Радуйся, Еюже отверзеся рай». Вход в рай, запечатанный Богом, загражденный херувимом, который вращал свой меч, дабы никто из земнородных не дерзнул вступить на обетованную землю, оказался отверст, открыт с помощью Пречистой Девы Марии.

Каким образом Она это сделала? Тем, что склонила Свою главу в ответ на благовестие архангела, согласившись стать Матерью Искупителя. Христос – Новый Адам. Облекшись в человеческое естество, Бог уврачевал преступление первого, ветхого Адама, но в ответ на простертую руку Адама, взявшего запретный плод, Христос простер Свои руки на Кресте, пригвоздил их, дабы непослушание первого Адама было искуплено послушанием Адама второго. И как преступление первого было вменено всем его потомкам, умножившим своими личными грехами проступок праотца, так искупительный подвиг второго Адама, Господа Иисуса Христа, был вменен всем, уверовавшим в Искупителя. И Его послушание имело и имеет своим плодом оправдание всех нас: всех тех, кто, руководствуясь страхом Божиим и верою, и любовью ко Христу, принимает крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ради заслуг Господа Иисуса Христа, оправданный Божественной благодатью, омытый Его кровью, входит в рай, в Царство Небесное, преддверием которого является Соборная Апостольская Православная Церковь. Вот почему мы, от избытка сердца, благодаря Божью Матерь, произносим и умом, и душой, с разумом, убеждением и благодарением эти слова: «Радуйся, Ею же отверзеся рай».

С тех пор как Спаситель произнес на Кресте: «Свершилось», когда разодралась надвое завеса в Иерусалимском храме и потрясло землетрясение пещеру, где лежало бездыханное тело Иисусово, а огромный камень, приваленный ко входу во гроб, был отвален невидимой десницей ангела, с тех пор вход в рай оказался отверст. И первым в него, что весьма отрадно для нас, грешных, вошел покаявшийся благоразумный разбойник, совесть которого, отягченная страшными преступлениями, была омыта кровью Спасителя, едва лишь только он повинился пред Богом Словом, пред своим Творцом, Спасителем и Судиею со словами: «Господи, я тяжко страдаю и истлеваю в муках на кресте, но принимаю то, что заслужил; я достоин и гораздо худших казней, но помяни меня, верующего в Твое Божественное достоинство, кающегося пред Тобою, когда приидешь во Царствие Свое» и услышал в ответ благоуветливый, то есть исполненный любви, голос Спасителя Своего: «Днесь, то есть ныне же будешь со Мною в раю». Таким образом, оправданный разбойник, прощенный злодей вошел не как козлище, а как овечка, тонкорунная и чистая, в рай Господень, дотоле закрытый и неприступный не только для подобных ему разбойников, но и пророков, и праведников Ветхого Завета, приглашая и нас, грешных и обремененных, следовать стопами веры и любви и наследовать Эдем сладости, а ведет нас в Божий рай Пречистая, Преблагословенная Дева, «Ею же он и отверзеся», открыт.

Богородица, собирая нас под Свой омофор, как маленьких детей, ждет лишь одного: чтобы мы пожелали омыть ризы совести своей искренним покаянием, чтобы, приобщаясь Пречистого Тела и Крови Спасителя, исполнялись Его смирения, кротости, терпения и любви, заключая в объятия все страждущее человечество. И таким образом ни уныние, ни печаль, ни злоба, ни осуждение, ни похоть злая, ни гнев, ни сребролюбие своими родимыми пятнами уже не обезображивали нашу душу.

«Радуйся, Ею же отверзеся рай…». По существу этим мысленным раем и является Мать наша Церковь, а самый храм есть Небо на земле, так что, находясь в сообществе с единомысленными нам братьями и сестрами во Христе, мы призваны уже здесь напитывать нашу душу благодатью Святого Духа, оставлять за порогом храма ветхие наши привычки, из козлищ, вечно недовольных, наглых, дерзких, строптивых, лукавых, похотливых, превращаться в словесных овец Христова стада, которые предпочитают быть обиженными, но не обижать, терпеть, но не заушать и не оскорблять никого, которые изрекают прощение всем и вся вокруг себя, радуясь тому, что Господь и Богородица с благоволением взирают в глубины наших сердец.

Времени остается все меньше и меньше: мы не знаем, что готовит нам грядущий день, действительно, никто из нас не может сказать, когда он будет призван к Престолу Судии, чтобы принести отчет за каждую минуту и секунду нашего пребывания здесь, на земле. Наполняли ли мы эти секунда и минуты любовью, милостью, мудростью, страхом Божиим или уничтожали собственное естество, истлевая в обольстительных похотях, сея вокруг себя разрушение и хаос?

Итак, завершая наши размышления о Божьем рае, еще раз давайте выразим нашу искреннюю сыновнюю и дочернюю детскую любовь и признательность Пресвятой Богородице. Именно Она содействовала тому, что херувим с огненным мечом отошел в сторону и отверз нам вход в рай. А дорога в рай одна – это путь евангельского самоотвержения, путь веры и верности, путь целомудрия и любви, кротости и терпения, по которому все мы должны двигаться, уповая на помощь Пресвятой Девы Марии.

 

Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать