Духовные размышления. «Радуйся, неверных сумнительное слышание...»

26 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Мы продолжаем с вами, дорогие друзья, собеседование о вере и неверии, сомнениях и убежденности в том, что Бог находится рядом, и пользуемся как основой для нашего разговора отдельными обращениями к Деве Марии из Акафиста, составленного в Ее честь. «Радуйся, неверных сумнительное слышание». Мы обращаемся к Богородице, свидетельствуя, что далеко не все люди воспринимают сведения, сообщаемые Церковью о Ней, Той, Которая стала Матерью живого Бога. И для иных слова о том, что Она была и осталась Девою, породив Сына Божиего, не испытала болезни рождения и, став Матерью, вместе с тем является Непорочной Девой. Не стоит удивляться, что немало вокруг нас оказывается людей, которые не в состоянии воспринять слов о Христе-Искупителе, поправшем смертию смерть, людей, которые с недоверием пожимают плечами, когда слышат о тайнах Пресвятой Девы Марии. Есть целый сонм ложных последователей Христа, только голословно принимающих Его учение (они так и зовут себя протестантами), и одна из характеристических черт их уродливого искажения евангельской веры состоит в том, что они по безумию отрицают всегдашнее девство, Приснодевство Богородицы. Неверно толкуя определенные евангельские слова, на погибель себе даже утверждают, что у Марии затем еще были дети от Иосифа, таким образом подпадая под гром анафемы, возглашаемой Вселенской Соборной Апостольской Православной Церковью еретикам, посягающим на чистоту Богородицы, отказывающим Ей в девстве.

«Радуйся, неверных сумнительное слышание». Матерь Божия названа слышанием. Мы слышим о Ней, видим Ее прекрасный лик на иконе Владимирской, у себя дома, обращаемся к Царице Небесной и хотя бы маленький образок Казанской, Смоленской (сколько в мире чудотворных икон!) прижимаем к груди, всякий раз испрашивая у Царицы Небесной благословение, когда отправляемся в далекую дорогу или исполняем какое-то важное дело. Но, к сожалению, не всем свойственно так по-детски чтить Богородицу. Мы с вами часто говорим, что вера является плодом либо чистой, незазорной жизни, либо глубокого покаяния в прежде содеянных грехах. Если человек правой рукой строит, а левой разрушает, если носит крест, а вместе с тем совершает дела, несовместимые со званием христианина, ум и сердце вступают в противоречие; человеческая душа, находясь под гнетом грехов, чувствует в себе раскол. Вот почему не со всеми можно делиться таинствами веры, и сам Христос учит нас не метать бисера, сокровенного учения Церкви, пред теми, кто уподобляется нечистым животным, которые отдыхают, находясь в грязи, и никогда не поднимают своего рыльца к ясному небу.

«Радуйся, неверных сумнительное слышание». Человек, помраченный гордостью, гневом или похотью, постоянно во всем сомневается, сам производя ложь своей жизнью и поступками, попадает под воздействие духа сомнения и цинизма, разрушения и отрицания. Неслучайно диавол, не устоявший некогда в своем ангельском достоинстве, часто изображается, как Мефистофель, существо с насмешливым, как будто смеющимся взором, существо, которое может лишь издеваться, наслаждаясь чужими страданиями, подталкивая слабого человека ко рву погибели. Диавол – антипод Божественной благости и любви – испытывает от этого мрачное удовольствие.

Итак, Матерь Божия, совмещая в себе совершенство любви, чистоты, радости и смирения, остается для неверных людей неприступною скалой. Копошась в земном прахе, что ты можешь сказать о небе и о том, что скрывается в его бирюзовых просторах? Однако Богородица не отвергает никого из созданных по образу и подобию Ее Божественного Сына. В жизни Девы Марии всегда виден был Голгофский Крест Ее Божественного Сына. Медленно, но верно Спаситель шел к искуплению человеческого рода, которое свершилось ценой Его беспримерных страданий, и, конечно, чуткое, вещее сердце Его Матери знало все. Мало-помалу Ей приоткрывалась тайна и цель пришествия в мир Спасителя. Вот почему так нелегко, читая Священное Писание, взойти до понимания всей драмы, трагедии, затем пасхальной радости, которую познало сердце Богородицы. Она стояла у Креста в безмолвии, сораспинаясь с Господом и Спасителем; Она снимала Его истерзанное тело с Креста, полагала Его во гробе; Она оплакивала Сына Божиего, Того, Кто даровал жизнь всей вселенной, и хотела сойти вместе с Ним во ад, потому что не терпела разлуки со Христом, Которого с детских лет держала на руках, кормила собственной грудью, послушницей Которого, как истинного Бога, Она была все эти тридцать три с небольшим года. Итак, Богородица, прошедшая через Голгофские страдания к вечной радости, сорадованию со Христом, не смотрит на отрицающих Ее нравственное величие людей, на тех, кто живет в сумраке неверия, как на копошащихся в грязи насекомых. Нет, Она всегда предстательствует за погибающий грешный мир, пред Престолом Сына Своего состраждет человечеству, но, наученная Господом, не нарушает свободной воли никого из нас. Терпеливо ждет, как Наша Ходатайница и Заступница, покуда грешный человек опамятуется, покуда он не начнет ужасаться мерзости содеянных им поступков, покуда не обратит свой взор к небу и, как сирота, потерявшая родителей, не начнет взывать к Богу и призывать имя Его Пречистой Матери.

Русский народ не напрасно верует, что человек с душевной болью, теснимый со всех сторон болезнями и грехами, произнесший единожды имя Преблагословенной Марии, не погибнет. Почему? Потому что слишком много сделал Господь для нашего искупления, потому что Он тратит все средства Своей премудрости и всемогущества, чтобы душу, уже захваченную адом при жизни в теле, вырвать из крепких челюстей лукавого и помочь ей взойти в небесные обители чистой, честной, светлой, исполненной радости и благодарности к Богу жизни. И Дева Мария является главной Нашей Заступницей пред Престолом вечного Судии. Она, созерцавшая, как со Креста рекою лилась кровь Ее Сына, носит в Своем сердце Его Божественную Любовь. И тот, кто имел желание, возможность всмотреться в очи Богородицы, одного из древнейших Ее образов, именуемого Владимирским, конечно, согласится со мной. Царица Небесная состраждет нам, он Нее не утаивается ни единая слеза и вздох, которые мы так часто в ночи обращаем к вечности. И только наше произволение – склониться в сторону света и добра. Царица Небесная, имеющая бесконечное дерзновение пред Господом, будет явственно участвовать в нашей жизни: оградит рукавом Своих одежд нас от темных демонов, которые ежедневно мучают нас и терзают наше сердце, расположит обстоятельства нашей жизни так, что мы паче чаяния избавимся от скорбей. Действительно, Богородица с нами Сама шествует дорогой жизни, и если мы проявим мужество и веру, то вскоре Она и обрадует измученное сердце грешного человека. Едва лишь мы примиримся с Господом в таинстве Покаяния, едва лишь удостоимся освящающей нас пищи пречистого Тела и Крови Спасителя, как ходатайством Богородицы в нас вольются новые недюжинные силы. Мы ощутим в сердце просветление, умиротворение, поймем, что мы не одиноки в этой жизни. Но Богородица под Своим Покровом сделает невозможное возможным, а счастье близким и доступным, потому что счастье в том и заключается, чтобы служить Богу умом и сердцем без всякого страха супротивных сил. Счастье заключается в том, чтобы, как Сама Пречистая Богородица, изливать божественную любовь в этом сумрачном мире.

 

Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать