Духовные размышления. «Радуйся, одеждо нагих дерзновения...»

25 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Я к мудрости небесной прикоснусь
И все оставлю у ее порога.
В лесную глушь меня ведет дорога.
Там я умру для мира... и проснусь...

Наступило жаркое лето. Сегодня не так просто ходить по улицам больших городов. Почему? Может быть, потому, что наши соотечественники, особенно молодежь, почти потеряли понятие о приличии, не хотят думать о том, что такое хорошо и что такое плохо, а полагают, что чем бесстыднее выглядят, чем более открытые одежды надевают, тем смотрятся красивее, приятнее, импозантнее и производят лучшее впечатление на окружающих. Между тем, чем больше в сердце человеческом понимания, что есть чистота, порядочность, скромность, тем красивее одевается человек. Не случайно еще в IV столетии всепремудрый учитель христианской нравственности святой Иоанн Златоуст говорил: “Обнаженные колени женщины обнаруживают бесстыдство ее души”. Священники, общаясь с прекрасным полом, не всегда припоминают эту цитату, но сами стараются подавать пример окружающим людям.

Вспомним, что до вкушения запретного плода, до первого преслушания воли Божией, Адам и Ева носили совершенно иные одеяния, чем после изгнания из Рая. Они были облечены, осенены светоносной божественной благодатью, которая делала праотцев точно самосветящимися. “Наги были и не стыдились друг друга”, – упоминает нам Святая Библия о чистоте сердец девственных Адама и Евы, в душах которых не действует никаких плотских желаний и страстей, которые, хотя и были во плоти, однако чужды дебелости, тяжести и напоминали собою ангелов по красоте их нетленных благодатных одеяний. Но ими произвольно и легкомысленно был расторгнут Завет любви с Богом, и, образно выражаясь, Господь указал им на дверь и приставил к Раю херувима с обоюдоострым мечом, так что, даже и желая того, согрешившие, но не покаявшиеся Адам и Ева не могли вернуться в Эдем сладости. Они были облечены Господом Богом сначала в смоковничьи листья, затем в кожаные ризы – прообраз тех самых одежд, которые мы носим ныне. Одежда является символом стыдливости, напоминает нам о том, что мы не удержались в дарованном нам достоинстве детей Божиих, говорит о том психофизическом изменении, которое произошло с нами в лице праотцев, едва лишь они вкусили запретный плод, согрешив против доверия и любви к ним Господа Бога. Вот почему поутру, облекаясь в одежды, всегда хорошо вспомнить приведенную мной райскую историю, поняв, что мы сейчас находимся не на райской лужайке, а на земле изгнания, мы находимся на поле сражения. Кстати, отдельные элементы одежды, такие как пояс, говорят о воинских добродетелях христианина, а облекающая нашу грудь рубаха напоминает своего рода панцирь или броню, которыми латник или лучник закрывают свое сердце от каленой стрелы.

Обращаясь вновь и вновь к акафисту Пресвятой Богородице Марии, находим там такое удивительное обращение к Ней: “ Радуйся, одеждо нагих дерзновение ”. Древний священный писатель, перу которого принадлежит акафист Богородице, называет Саму Пресвятую Деву одеждой, стало быть, Матерь Божия подает нам некую одежду; нас же акафист называет “нагих дерзновение ”. Как это понять? Согрешая, мы лишаемся дерзновения пред Богом, мы обнажены, то есть лишены надежды на покров Божий. Чем более вольно или невольно согрешаем, тем некрасивее, безобразнее, отвратительнее мы становимся в случае нераскаянных смертных грехов. Какой-нибудь весьма обеспеченный, преуспевающий по жизни человек, ходящий “с иголочки”, но осквернивший душу гордыней, злобой, а тело развратом, в очах Божиих является нищим, слепым, жалким и нагим. Вот почему, как малые дети, однако не имеющие уже ни невинности, ни радости, ни цельности, ни чистоты, мы обращаемся к Богородице, прося Ее: “О Владычица Богородица, Ты, пребывающая во свете смирения, целомудрия, кротости, любви! Ты видишь, что наши души нагие, мы зябнем и стонем от холода греховного. Даруй нам, о щедрая Владычица, Матерь Бога Вышнего, благодатную одежду милости, прощения, очищения, чистоты, дабы к нам вернулась детская вера и радость бытия, чтобы наши молитвы Бог принимал с благоволением и исполнял наши прошения, которыми мы будем умолять Создателя не попускать нам вновь впасть в тяжкие искушения и удалиться от Его милости и благости”. Обращаясь к Богородице со словами “ Радуйся, одеждо нагих дерзновение ”, мы просим Царицу Небесную умилосердиться над нашим горем и несчастьем, вдохнуть в нас дух жизни, сообщить ясность и правоту нашим мыслям, уцеломудрить наши чувства, помочь избавиться от насильства страстей, плотской нечистоты, раздражения и гнева, гордостного самосознания и оросить наше сердце росою целомудрия, мира, смирения и любви.

Знаем по опыту, что, покаявшись в своих грехах, уединившись ото всех и от всего сердца помолившись Господу Богу, а особенно удостоившись причаститься Святых Христовых Тайн, мы удивляемся внезапности произошедшего с нами изменения. Бывает, что входишь в храм с тяжелым или опустошенным сердцем, на душе нет спокойствия и мира, она чем-то смущена, согбенна под грузом томящих ее неразрешимых проблем. Но когда мы с детским доверием и любовью прибегаем к Господу и Богородице, когда в надежде на прощение Божие искренне осуждаем самих себя, когда с детской верой и упованием на милость мы причащаемся Пречистых Тела и Крови Христовых, то, заглянув в собственную душу, мы зачастую даже не можем поверить в то, как умеет Господь во мгновение ока изменить наше нравственное состояние. Душу, дрожащую, словно осиновый лист, от смущения, стыда и ужаса, изъязвленную и кровоточащую, Господь Бог, наложив пластырь милости и прощения, чудесно преображает, возвышает, украшает и просвещает. Душа осознает себя маленькой, но легкой, светлой и радостной, она точно возвращается в собственное детство.

Вспоминаю слова русского поэта: “И верится, и плачется, и так легко, легко... “ Когда мы становимся достойными милости Божией, что бывает, если мы признаем свое недостоинство и искренне каемся с надеждой на прощение, милость и оправдание, к нам приступают ангелы, невидимо служащие кающемуся грешнику, к нам приступает сама Царица Небесная. Оставляя у Креста и Евангелия грязное рубище страстей, уныния и печали, лукавства и мнительности, обидчивости и гордости, излишеств и всего того, что заглушило духовную жажду нашего сердца, пресытило нас и отяготило, мы получаем от Богородицы эту небесную, светлозрачную, нерукотворную, как будто сотканную из золотых невесомых нитей одежду. На душе становится легко и светло; мысль, согретая молитвой, сама устремляется к Богу, а из глубин души изливаются не только прошения и покаянные молитвы, но и благодарения Спасителю, Который не устает нас миловать и жалеть, Который повелевает Богородице облачить нас в ризы оправдания и спасения. “ Радуйся, одеждо нагих дерзновение ”, радуйся Та, Которая одевает нас в эти светлые одежды любви, сообщая нам дерзновение, то есть дерзновенное упование на Божию милость и всепрощение.

 

Расшифровка: Светлана Домрачева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать