Духовные размышления. «Радуйся, Бога невместимаго вместилище...»

8 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

– Приветствую вас, дорогие друзья! Мы вновь с вами встречаемся в эти погожие летние дни. Если немногие, то некоторые из нас, вспоминая свою юность, выросши далёко за оградой Церкви, либо сами говорили, либо слышали речи примерно такие: «А где Он, Бог? Покажите мне Его, хотя бы малый кусочек, и я в Него поверю». Вот будто бы Юрий Гагарин, оторвавшись от земной поверхности, вылетев на околоземную орбиту, затем отчитывался Н.С. Хрущеву и говорил, что он Бога в космосе не видел. Избитые и пошлые аргументы, недалекие речи недалеких людей, ибо Бог, как знает каждый современный гимназист, вездесущ, вечен, всемогущ. Божественный Его взор проникает в самые потаенные уголки Им же созданной вселенной, так что же говорить о человеческом сердце, которое у Всевышнего на ладони!

Но если Бог, сотворивший небо и землю, объемлет своей творческой силой видимые и невидимые миры, если от Его взора укрыться совершенно невозможно, то почему же столько людей на планете повторяют эти избитые, до боли знакомые фразы: «А где Он? Покажите мне Его, и я уверую в Него». Почему это происходит? Может быть, потому что вода, которая снисходит с горних сфер, наполняет только полые емкости; она не задерживается на островерхих вершинах, на неприступных каменных склонах, но снисходит вниз в образе туч, или пара, или дождя, или снегов и, превращаясь в быстрые горные реки, мчится и разливается по долинам. И где только найдет полость, емкость, туда и стремится, мало-помалу заполняя природный резервуар. Так вот и Господь Бог, всемогущий, вечный, святой, всеправедный, самодостаточный, блаженный, Бог, Который есть полнота, все собою наполняющая, дает познать себя только тем людям, кто приготовил для него емкость, полость, свободное место, резервуар, куда Божественная благодать тотчас снисходит, если обретет место для своего обитания.

Но что означает моя речь? Означает она совершенно простую вещь, которая в Священном Писании давно запечатлена в словах: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Человек, который уподобился пустоцвету, дереву, лишенному плодов, зато устремляющему свои ветви к небу, человек, который сам себе приписывает успех, который надеется только на собственные силы («Как молоды мы были, как искренны мы были, как верили в себя»), человек, который почитает себя кузнецом собственного счастья и говорит о том, что веровать в Бога, может быть, неплохо, но это удел слабых натур и вера – это нечто наподобие ходунков или костылей, такой гордец, такой самодостаточный, самовлюбленный нарцисс уподобляется холодной вершине, своим пиком пронзающей небеса. «Горные вершины спят во тьме ночной...» Но если кто-то из наших телезрителей совершал восхождение на Памир, или Килиманджаро, или Эверест, то он знает, как там холодно, неуютно, как там трудно дышать. Там не растет ни былинки, ни травинки, там не рождается ничего, что способно к жизни. А вот спуститесь в долины, в предгорья, в ущелья, и вы увидите, как там, где течет эта чистая, прозрачная вода, жизнь жительствует, флора и фауна, цветы и деревья, птицы и рыбы, именно в долинах прячется жизнь, именно здесь земледельцы обрабатывают землю, именно здесь всходят злаки, здесь человек обретает полноту бытия.

Итак, наше сердце может быть пиком Коммунизма, бесплодным, никому не нужным и не пригодным для житья-бытья, и наше же сердце может быть долиной, равниной, поймой реки, где мы встречаем обилие всего живого. Гордостное самоутверждение делает человека недоступным для воздействия Божественной благодати; самовлюбленность, самодостаточность могут довести человеческую душу до сущего безумия. И сколько таких пенсионеров доживает свой век, которые отмахиваются от мысли о всеправедном Судии, как от надоедливой мухи: «И грустно, и скучно, и некому руку подать…» И напротив, тот, кто вследствие ударов судьбы или философского размышления о жизни, исследования собственного сердца приходит к познанию слабости, немощи, хрупкости человеческой жизни, тот, кто ищет опору в Своем Создателе и, как ребенок, обращается к Нему со смирением: «Господи, просвети! Господи, даруй мне познать Тебя, послужить Тебе! Господи, даруй мне Твою спасительную благодать, которой мы движемся и существуем, не оставь меня без тайной и явной Твоей помощи, вдохни в меня Твои мир, и силы, и любовь, чтобы во всякой мысли, слове, действии я прославлял Твое святое имя!» – вот такой-то человек и становится этим резервуаром, полостью, емкостью, в которую снисходит Божественная благодать, как весеннее и легкое дыхание. Вот, оказывается, где сокрыта тайна веры и неверия: смиренного приятия Господа Бога как Небесного Отца, благоговейного отношения к Нему, как к вселюбящему высшему существу, Которое, создав нас, ведет нас по жизни, или выталкивания из своей тщеславной, мелкой, самолюбивой душонки самой мысли о Создателе, Искупителе и Судии! Пленен бывает такой человек, который писал, может быть, в третьем классе корявым почерком: «Человек – это звучит гордо! Знание – сила! Бытие определяет сознание».

Почему мы сегодня беседуем с вами на эту, казалось бы такую отвлеченную от злободневности, тему? Да потому что каждый раз мы обращаемся в наших размышлениях к Акафисту Пресвятой Деве Марии! Составленный в раннем Средневековье, он содержит в себе много удивительных психологических тайн, вникать в которые одно удовольствие, если только любишь церковно-славянский язык и испытываешь взыскательным умом значение этих прекрасных оборотов, этой художественно украшенной речи, составленной из многочисленных обращений к Богоматери, начинающихся словом «Радуйся». Вот и сегодня, говоря о гордости и смирении, о полости души и островерхой вершине человеческой гордости, мы вспомним из нашего Акафиста обращение к Богородице: «Радуйся, Бога невместимаго вместилище!» Действительно, когда мы размышляем о тайне Девы Марии, то ум наш как будто бы немеет, если мы хотим добраться до сути понятия, заключенного в словосочетании «Воплощение живого Бога». Как Тот, Кто создал и небо, и землю, Кто сотворил и моря, и океаны, великие горные вершины, неприступные хребты и глубокие ущелья, Тот, Кто создал орлов, парящих в вышине, и глубоководных рыб, вместился под сердцем Пречистой Девы Марии? Между тем эта тайна действительно имела место в истории; всемогущий и всесильный Бог сокрылся во чреве Пресвятой Девы Марии, Которая своим смирением превзошла ангельские силы.

К сожалению, время очень быстро течет, все изменяется под луной, мы должны уже попрощаться с вами, и хочется лишь пожелать себе и каждому из вас, чтобы, идя дорогой жизни, мы не так высоко задирали нос, поменьше самоутверждались, но вспоминали эти замечательные слова Священного Писания: «Бог смиренным дает благодать, а гордым противится». И если вам не противны наши речи, мы вскорости встретимся с вами вновь и будем беседовать об Акафисте Пресвятой Богородице.

 

Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать