Духовные размышления. «Радуйся, Земле обетования...»

2 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Замечали ли вы за собой, друзья, или за окружающими такую странность, или свойство, или расположение: многие любят путешествовать… Хорошо это или плохо? Добродетель или грех? Не думаю, что плохо, если речь не идет о русском присловии: хорошо там, где нас нет. Ведь всем известно, что от себя не убежишь, а дурная голова ногам покоя не дает. Между тем сама история жизни народов говорит о том, что в любой стране всегда было немало людей, склонных к путешествиям. Среди них и знаменитые историки Плиний и Плутарх.

 Они, обходя моря и земли, знакомясь со странами, народами и царствами, оставили для потомства бесценные воспоминания о быте и нравах современного им человечества. Обойдя всю вселенную (в представлении древних это было Средиземноморье, ойкумена), Плутарх писал, что где бы он ни был, он не нашел ни одного города, ни одного народа, ни одного племени, где бы люди так или иначе не поклонялись Господу Богу, не стремились Его прославить, посвятить Ему дела рук своих. Атеистических обществ еще до рождества Христова не было в принципе.

И «хо́мо сове́тикус» (человек безбожный) – это уродливое порождение, совершенно нежизнеспособное, о чем свидетельствует современная история. Ведь наша страна, по счастью, избавилась от шор безбожия и сегодня набирает силу в приверженности духовным традициям, вновь осознавая себя страной прежде всего христианской культуры. Возвратимся к размышлению о путешественниках и путешествиях. Те, кто занимался раннехристианской литературой (а это преимущественно гуманитарии – историки, филологи), знают, что немало дошло до нашего времени древних повествований о путешественниках. Заметим, что в те далекие времена у людей не было стремления просто отдохнуть на курорте, поглазеть на других и обратить внимание на себя. Всегда была какая-то разумная цель. Притом цель очень высокая. Понятное дело, Афанасий Никитин, совершивший «хождение за три моря», думал о том, как бы привнести в Россию те богатства, драгоценные ткани, парчу, пряности, которых у нас искони не было, чтобы послужить людям.

Но в большинстве своем путешественники преследовали духовные цели. Об этом говорят древние паломничества. Что же они искали, древние ирландцы, шотландцы, а еще прежде древние евреи? Вы помните, как они едва-едва спаслись бегством от фараона египетского. Искали они обетованную землю, ту землю, живя в которой, будут угождать Богу, а Бог будет награждать их полнотою Своих благословений. И у нас на Руси есть сказание о Китеж-граде, Светлояре, о каких-то местах, очень похожих по описанию на светлый рай, местах, невидимых обыкновенному взору, но открывающихся простецам, которые ищут этого места, обетованную землю, эдем сладости, рай Божий, место особенного присутствия Божия. Где они, как малые дети, могут беседовать с Отцом Небесным.

Давайте вспомним, как Моисей, пророк, послал соглядатаев в Палестину. А они, вернувшись из своего похода, принесли на суковатой палке совершенно невиданные по размеру фрукты, громадные виноградные гроздья, что свидетельствовало об особом крае, где кипят молочные реки, окруженные кисельными берегами, - этот образ прочно вошел в наши русские сказки, всегда заставлявшие путешественников искать эти неведомые края.

Почему об этом сегодня мы так подробно рассуждаем? В связи с тем что в акафисте Богородице находится замечательное обращение к Деве Марии: «Радуйся, Земле обетования». Сама Царица Небесная, Преблагословенная Дева Мария, чистейшая из всех земных существ, послужившая орудием Боговоплощения, породившая Искупителя Иисуса Христа, сама Царица неба и земли названа Райским садом, Землей обетования. Стало быть, нам должно искать общения с Богородицей, обращаться к Ней, молиться Ей с таким же напряжением и упованием, с таким же трепетом и так же целеустремленно, как некогда стан израильский, руководствуемый боговидцем Моисеем, шел к обетованной земле. Так же постоянно и без отпадений во тьму приближаться к нравственному свету, проводником которого является Царица Небесная, как христианские паломники, сев в древние корабли-струги, искали этот край, этот рай. Я вспоминаю в связи с этим древний эпос - ирландские путешествия святого Брандана, монаха, который выехал со своими спутниками, дабы найти Божий рай, и иные произведения подобного жанра. Когда Израиль таки достиг обетованной земли, какое он получил повеление свыше? Ему должно было вступить в сражение с семью языческими племенами, которые отличались не просто худой нравственностью, но были всегда предметом крайнего соблазна для сынов Израиля. Находясь во тьме и сени смертной, языческой, эти семь племен: филистимляне, аммонитяне, моавитяне, иевусеи и прочие, -истребляли собственных младенцев, питались человечиной, между ними царствовал повальный блуд и растление. Какое это имеет отношение к нашему разговору? Непосредственное. Ведь к Царице Небесной, открывающей нам вход в обетованную землю, являющейся для нас Учительницей подлинного христианства, в акафисте есть обращение как к Взбранной Воеводе. Она именуется Предводительницею во брани - то есть в священной войне, которую мы должны вести с семью страстями (аналог языческих семи народов Палестины). Чревоугодие и блуд, гнев и сребролюбие, тщеславие и гордость, уныние и печаль - и не перечислишь всех этих врагов нашего спасения, которые изнутри немощного, испорченного человеческого сердца прорастают как сорняки. И если мы проявим небрежение о прополке собственного душевного огорода, то за месяц райский сад, где насаждено драгоценное семя Божией благодати в Таинстве Крещения, совершенно зарастет бурьяном, чертополохом, сделав наше сердце непроницаемым для света Божественной благодати. Итак, обращаясь к Царице Небесной со словами: «Радуйся, Земле обетования», - мы просим Ее вручить нам в руки меч, меч обоюдоострый, блистающий, с помощью которого мы могли бы посечь, выкорчевать, истребить эти семь перечисленных страстей. А самый меч есть не что иное, как молитва ко Господу Иисусу Христу с упоминанием имени Богородицы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешнаго». Мы должны постоянно взывать к нашей духовной Родительнице: «Пресвятая Богородица! Даруй мне сил и мужества, даруй мне всегдашнее внимание и трезвение, вложи в мою правую руку обоюдоострый меч Иисусовой молитвы, даруй мне щит веры, которым я мог(ла) бы ограждать себя от раскаленных стрел лукавого духа, помоги мне сразиться с врагом спасения моего и выкорчевать из сердца эти злые страсти: гнев, похоть, блуд, уныние и все прочее, видимое и невидимое для моего внутреннего взора».

Но мало, друзья, заниматься прополкой, выкорчевыванием, нужно еще в хорошо удобренную распаханную землю насадить драгоценные семена. Мы знаем, что Дух Святой снизошел на нас в Таинстве Крещения и само нетленное семя Слова Божия пребывает в сокровенном виде в нашем сердце, но поливать землю, но молиться о том, чтобы взошли на душевном огороде культурные произрастания, совершенно необходимо. Ты приобрел начаток кротости и уже не раздражаешься в ответ на обидное слово, не думай, что подобное доброе расположение является твоим неотъемлемым достоянием, не зевай, но еще и помолись за обидчика, пожелай ему всего доброго, чтобы и он не остался в ожесточенном состоянии, чтобы и он пришел к осмыслению своих грехов, покаялся, прежде кончины успел примириться с Богом. Вот что значит закрепить победу и дать этому росточку еще немножко подрасти, дабы начаток добрый стал подлинной добродетелью, собственностью нашей души.

Призывая на помощь Богородицу, Которая для нас воистину обетованная земля, кипящая медом и молоком, будем заниматься духовным садоводством, с тем чтобы угодить Христу Спасителю не словами, но делами, не показным благочестием, но сокровенными добродетелями нашего сердца: верой, терпением, чистотой и любовью.
 


Расшифровка: Татьяна Пономарева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать