Духовные размышления. «Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме...»

25 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Те, кто когда-либо бывал в музеях живописи и не спеша бродил по залам западноевропейского искусства эпохи Возрождения, Средневековья, может быть, помнят религиозный сюжет картины, который отображает краткое слово Спасителя нашего, запечатленное одним из евангелистов: «Слепой слепого может привести только в яму». И на подобной картине Иеронима Босха, загадочного художника Западной Европы, мы видим вереницу слепых людей, идущую куда-то под откос, по направлению к пропасти. Они - несчастные, незрячие - медленно посохами нащупывают тропинку, но не видят, что она внезапно обрывается в никуда - становится страшно за этих людей. Так тщательно выписаны их одежды, фигуры, их лица, необыкновенно чуткие к свету, болезненно подергивающиеся и пытающиеся увидеть то, что сокрыто от их очей.

Современное человечество напоминает нам сюжет этой драматичной картины, потому что светом, просвещающим лицо всякого человека грядущего в мир, является Живой Бог, Бог во плоти, Богочеловек - Иисус Христос, Солнце правды, в Котором нет пятен. Светом для наших сердечных очей назовем и вечный божественный закон. Мы воспринимаем этот свет через линзу, называемую сердцем, совестью, богодарованной способностью различать добро и зло. Вот почему в Священном Писании заповеди именуются светлыми, просвещающими очи; тот, кто видит в своей земной жизни небесный свет, взирает на Христа, сказавшего о Себе: «Аз есмь свет миру», воистину не споткнется, и, напротив, тот, кто отвратил свои глаза от своего Творца, Спасителя и Судьи, пребывает во тьме и не знает, куда идет. И первый налетевший порыв ветра собьет несчастного с ног так, что тот, копошась в непроглядной тьме, может быть, и не сможет вновь встать на ноги.

Итак, Спаситель просвещает наш взор; и когда мы устремляем на Господа сердечные очи, тогда пред нами вырисовывается перспектива: дорога жизни, тропа бескорыстной любви. А христиане, живя в сумрачном подлунном мире, напоминают собой спутников, каждый из которых держит в руке мерцающую лампаду или возженную свечу, которая распространяет вокруг себя незримый свет, и поэтому, руководствуясь совестью и евангельскими заповедями, мы различаем правую сторону от левой, сено от соломы, получаем от Господа Божественную помощь. Божие откровение, запечатленное в Священном Писании, становится для нас посохом, держа который, мы никогда не преткнемся о камень, никогда не соскользнем со спасительной тропы.

Однако, несмотря на внутренний светильник, на просвещенную Божией благодатью совесть, мы не можем не согласиться с древним, еще античным изречением «Errare humanum est» - человеку свойственно ошибаться. Особенно когда человека окружает тьма так, что ни зги не видно; когда вокруг вас нет или почти что нет людей, утвержденных в доброй нравственности - тех, кого мы называем «положительным примером». Да и Священное Писание еще в Ветхом Завете достаточно пессимистично свидетельствовало: все совратились, все уклонились, все растлились на путях своих. Царь Давид, оставивший в своих псалмах за тысячу лет до Рождества Христова многие прозрения, касающиеся грядущих столетий, восклицал: «Спаси меня, Господи, яко оскудел преподобный!» В такое время мы с вами и живем, когда оскудели в сердцах человеческих и вера, и надежда, и любовь. Каждый, по свидетельству апостола Павла, занят сам собой, ищет своего, чего-то шкурного, корыстного, но не думает о других, не думает о служении ближним. По причине умножающихся со дня на день беззаконий как личных, так и общественных скудеет любовь, и мир становится все холоднее и темнее.

Как в этих обстоятельствах не сбиться с пути? Как не запутаться в трех соснах самомнения, самолюбия и своеволия? Как добраться до тихой пристани спасения и не потерпеть кораблекрушения, фиаско, в такой короткой, но столь ответственной для нас земной жизни? А ведь прожить ее нужно так, дабы не было мучительно больно в вечности, за гранью земного бытия, за бесцельно прожитые годы.

Для того чтобы нам с вами выйти к свету Божиему, а прежде увидеть его в конце земного туннеля, давайте мы вновь обратимся к акафисту Пресвятой Богородице. Столько раз это чтение нас выручало, а слова, обращенные к Пресвятой Деве Марии, оказывались для нас важными и нужными, отвечали на жизненные вопросы, разрешали, казалось бы, непреодолимые затруднения. Что сегодня мы найдем в этой удивительной книжке, именуемой «Акафистом Пресвятой Богородице»? Найдем такое благоговейное воззвание к Матери рода христианского: «Радуйся, Огненный столпе, просвещающий («просвещаяй» по-славянски) пребывающих (сущия) во тьме!». Вот это да! Матерь Божия названа на сей раз «Огненным столпом».

Очевидно, что священный написатель акафиста сравнивает Ее с тем огненным столпом, столпом пламени, который некогда в глубокой ночи в течение сорока лет водил древних евреев по Аравийской пустыне. Вы конечно помните, если читали книгу «Исход», что днем перед станом израильским шел огненный столп, закладывая Богом веданный маршрут. Так что вслед за этим чудесным столпом дыма, а в ночное время огненным столпом, шло несколько сотен тысяч людей, не отступая ни направо, ни налево, но двигаясь в Богу ведомом направлении: туда, в Землю Обетованную. Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария воистину есть такой источник света - света премудрости, любви, света истинной нравственности, видя который перед собою, мы никогда не сойдем с указанной нам Богом дороги веры и надежды на Его помощь.

Обращенность ума и сердца к Царице Небесной есть не что иное, как духовное зрение, не выпускающее из виду Ту, Которую мы называем Всех Скорбящих Радостью, Взысканием погибших, Путеводительницей. Мы совершим наше земное странствие - путешествие - не с унынием, не со страхом, парализующим сознание и волю, но с благонадежием, бодростью, уверенностью - без воли Отца Небесного и волос единый не упадет с нашей головы.

Пребывая под покровом Царицы Небесной, мы действительно чувствуем всю полноту попечения, опеки со стороны Господа Бога над нами грешными. Не зря же мы ежедневно просим Его: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». А Господь свидетельствует, что боголюбие, поставление во главу угла поиска нравственного совершенства, жажда покаяния, очищения, примирения с Богом доставят нам все необходимое и достаточное для временной жизни. Ищите, говорит Слово Божие, всего прежде Царства Божия и правды Его, а прочее приложится вам. Ищите, не сложа руки, не уповая только на молитвы и участие в богослужениях, но и труждаясь, как пчела, в полном соответствии с библейскими повелениями: «Шесть дней делай дела твои», «в поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой». Но при этом «блажен кто верует, тепло ему на свете».

Приписывая успех не своим рукам и не собственной смекалке, христианин по-детски, в тайне сердца призывает Пресвятую Богородицу на дню много-много раз, повторяя так, что никто его не слышит, кроме ангела-хранителя и, разумеется, Царицы Небесной: «Пресвятая Богородице, помоги мне! Матерь Божия, избавь меня от искушения. Царица Небесная, Ты видишь: совсем я стал слаб и немощен, не могу без Твоей помощи выбраться из этой затруднительной ситуации. Матерь Божия, надеющийся на тебя да не погибнет. Пресвятая Богородице, покрой, заступи, защити исповедующуюся тебе душу, взывающую, тянущуюся к Тебе, как младенец тянется в объятья своей земной родительницы». Если мы научимся с таким упованием и с такой верой, в простоте и незлобии сердца, никого не осуждая и ни в чем не укоряя, но вверяя и любящих нас, и ненавидящих милости Божией, стучать в дверь милосердия Божия, будем уверены: Матерь Божия, завидев в нас эту простоту и упование на Нее, конечно же, придет к нам на помощь. Тогда главные вехи нашей земной жизни будут складываться благополучно, разумеется, не без наших бессильных трудов, однако увенчиваться успехом будут благодаря всесильной помощи Божьей благодати. А потому, чувствуя на себе светлый взор, видя сияющий благодатью лик Пречистой Девы, будем обращаться к Ней со словами: «Радуйся, Огненный Столпе, просвещаяй сущия во тьме!»

 

Расшифровка: Ирина Феликсова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать