Духовные размышления. «Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго...»

11 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Не всем известно, что в Святой земле и граничащих с Палестиной регионах продолжают свое благородное, хотя очень неспешное дело археологи. И буквально в наши дни их труд ознаменовался поистине сенсационными находками. Умолчим о том, что в Иерусалиме сегодня обретены практически все, описанные евангелистами, места, связанные со страданиями Господа Иисуса Христа и с деятельностью Его апостолов. Но, что интересно, несколько недель тому назад на одном из перешейков Красного, по-славянски «Чермного», моря были найдены доспехи и костные останки египтян, которые, как свидетельствует книга «Исход», гнались за евреями, возглавляемые своим начальником-фараоном, и получили повеление свыше покинуть страну Гесем, дельту Нила, и обрести предназначенные ему, Израилю, пределы обитания в Земле обетованной, в Палестине.

И в наши дни изумленные студенты-археологи откуда-то из илистых глубин достают посеребренные или позолоченные копья, стрелы, элементы сбруи, удостоверяясь в том, что описанное пророком Моисеем исшествие, исход – это не национальная сказка, не мечта о былой славе, а самая что ни на есть подлинная реальность. Между тем, в эту историческую реальность непоколебимо верует христианская Церковь. И если бы мы дали себе труд прислушаться к песнопениям, ежедневным молитвам в православном храме, мы бы несколько раз услышали слова «фараон», «фараоницкое воинство», «Моисей», «жезл», который тот держал в руках, указывая направление перехода для израильтян по обнажившемуся дну Чермного моря.

И неслучайно Церковь вспоминает это событие не только как явление силы Божией и попечения о некогда верном Господу Богу народе, но и как символ; потому что Таинство Крещения, принимаемое младенцем ли по вере крестных или взрослым человеком, есть избавление от «мысленного фараона»- так церковь именует дьявола. Так, человек, приступающий к крещению, отрекается от власти диавола, кается во всех своих грехах, делает вызов падшему духу, буквально попирает его стопами, плюет в знак презрения по отношению к его немощным дерзостям и произносит обеты веры и верности Христу. В трехкратном погружении в крещальной купели христианин, обретая благодать Святого Духа, исходя из этой купели, весьма напоминает собой Моисея и древний Израиль, который прошел «яко по суху», то есть по сухому дну Красного моря, и избавился благополучно от неминуемой гибели в лице фараона, колесниц египетских, вот-вот уже нагонявших израильтян и бесславно потонувших во внезапно сомкнувшихся водах Красного моря.

Итак, древние ветхозаветные исторические события имеют прообразовательное, символическое значение. Мы именуем диавола именем египетского фараона, а демонов, власть которых сокрушена Господом Иисусом Христом, именуем духовно египтянами. Таинство Крещения для нас – это избавление от опасности, высвобождение нашей природы от власти темных сил, вот почему христианин после крещения облекается в белоснежную одежду как символ радости, символ духовного света. И человек призван во все дни своей жизни после крещения благодарить Господа Бога, сохраняя и умножая дарованную ему Господом Иисусом Христом нравственную свободу.

Все это я рассказываю не просто так, но для того, чтобы мы лучше понимали слова-обращения Богородицы в знаменитом акафисте, составленном в древние времена в Её честь. В одном из таких прошений мы, молясь Деве Марии, произносим следующую хвалу: «Радуйся, море, потопившее фараона мысленного». Матерь Божия уподобляется морской пучине, морю, которое, сойдясь в узком Соанском перешейке, некогда потопило, погубило всю армаду египетских колесниц во главе с самим фараоном – озлобившимся верховным правителем Египта, который не поверил извещению, объявленному ему Моисеем, воле Божией и не захотел отпустить израильтян из дельты Нила в обетованную Землю. За что боролся, на то и напоролся, как говорят у нас в России. Смиренному Моисею Господь Бог даровал благодать спасения вместе с послушным народом израильским, а гордому фараону воспротивился так, что тот нашел бесславный конец в Красном море, откуда сейчас и извлекают жалкие останки этих язычников-безбожников.

Снова обратимся к акафисту. Матерь Божию мы именуем морем. Почему? Потому что чрез Неё, Её ходатайством, Её молитвами на нас изливается море Божественной милости. Она породила нам Господа Иисуса Христа. Христос - податель спасающей нас благодати. Благодать в великом объеме, не меруя, струится в лоне матери Церкви и, осеняя нас и в Таинстве Крещения, и в покаянии, и в причащении Святых Христовых Тайн, преобразует и просвещает наш внутренний мир. Богородица и ходатайствует пред Господом, чтобы все чада Церкви ходили в Божественной благодати. Мы именуем Деву Марию морем, пучиною потому, что Её молитвами избавляемся от демонического воздействия, от фараономысленного сатаны и его приспешников – падших духов.
И, действительно, покуда дойдешь до храма, какие только помыслы, какие только тревоги и страхи ни мучают наше сердце. Уныние и печаль, чувство безнадёжья и раздражительность, неприязнь к людям и гордостное обособление от них, нечистые помыслы, образы и фантазии, как черви, изъедают душу современного человека. Подчас кажется, что нет живого места: с головы до ног мы уязвлены укусами этих сумасшедших ос - демонов, которые пытаются внушить нам боговраждебный образ мыслей и чувствований.

Но, вот мы входим в преддверье рая Божия на земле, входим в Божественный храм и как будто погружаемся в лазурное море Божественной благодати. Просвещается неприметно ум, умиряется сердце. Как говорит поэт: «И верится, и плачется, и так легко, легко» (прим. – Лермонтов М.Ю.). Мы, с удивлением всматриваясь в глубь собственной души, не узнаем себя. Куда подевались уныние и печаль, куда ушло раздражение, почему на сердце так тепло? Иногда люди даже признаются: «Мне почему-то хочется плакать в храме. Но это не слезы обиды или зависти, а какие-то детские чистые слезы нашей беспомощности и вместе с тем надежды на милость Божью». Вот оно – море благодати Божией, ходатайством Богородицы омывающее, освящающее наши мысли и чувствования, выправляющее наши намерения. Здесь мы получаем таинственный импульс Духа Святого, необходимый нам для исправления нашей жизни, для несения жизненного креста.

Ну, а что случается с фараоном мысленным, с диаволом, который тоже, знаете ли, не спит, пытается подкрасться незаметно, поставить нам подножку? Матерь Божья сокрушает его зубы и когти, особенно если мы призываем Христа и Богородицу, стараемся осенять себя крестным знамением, стараемся не попадаться на его уловки, капканы и силки, которые он нам повсюду расставляет в этом мире земном. С той большей уверенностью, радостью и благодарностью взываем мы к Богородице, как малые дети к нашей собственной духовной родительнице и учительнице. «Радуйся, море, потопившее фараона мысленного. Радуйся, Пречистая Дева», которая сохраняет, блюдёт, защищает нас под Своим Божественным омофором, покровом. Радуйся, Пречистая Матерь, нас усыновившая при Голгофском Кресте.

А мы с вами, умиряясь и умиляясь от этих слов, и сами не должны плошать. Мы призваны, выходя из храма, сохранять в душе тот строй мысли и чувств, которыми напечатлевает нас Божественная благодать. Так, чтобы в уме было ясно, на сердце мирно, глаза не блуждали и не шныркали направо и налево по всяким соблазнительным зрелищам, на устах была подобающая христианину улыбка, а в глазах светлая теплота. И, таким образом, дух мира, покоя, смирения, чистоты и любви осенял бы нас не только в Божьем храме, но и в нашем собственном доме, а мы щедро делились бы благодатью, дарованной нам Господом Иисусом Христом ходатайством Пречистой Девы Марии.

 

Расшифровка: Марина Дмитриева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать