Духовные размышления. «Радуйся, Звезды незаходимыя Мати...»

7 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Что может быть чудеснее, интереснее и прекраснее для человека, живущего на земле, нежели ночное небо, усеянное звездами? Не случайно русский поэт в одном из самых удивительных по глубине переживаний стихотворений пишет:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

И об этом писал не один Михаил Юрьевич Лермонтов, но еще пророки глубокой древности, в частности царь Давид, оставивший нам в наследие 150 псалмов, говорит в одном из них: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» и добавляет, что едва ли посмотрит на солнце, луну и звезды, и от избытка радости и восторга не может сдержать своих уст, и его слово превращается в хвалебно-благодарственную песнь Господу Богу.

Бог - Создатель видимого и невидимого мира. В той же Псалтыри мы читаем, что Он сотворил все множество звезд и всем нарек имена, то есть Богу ведомы все Его творения. Самые отдаленные галактики, едва ли лежащие в фокусе телескопа, у Него как на ладони, и нет перед Ним тех тайн, которые и поныне завораживают человеческий дух. Те, кто имел счастье в летнюю августовскую ночь созерцать в Крыму южное звездное небо, помнит, что и сон бежал от их очей, настолько прекрасна божественная картина иероглифов созвездий: Большой медведицы, Кассиопеи, созвездия Лебедь, представляющего собой крест, лежащий посреди Млечного пути. И мы с вами, порассуждав об этом приятном предмете, обратимся вновь к акафисту пресвятой Богородице.

Как вы помните, в этом акафисте содержится множество красивых художественных образов, сравнений, с помощью которых автор, неизвестный священный писатель этого древнего произведения, прославляет Деву Марию, свидетельствуя о том, что Она - ставшая Матерью Господа Иисуса Христа - по Своей красоте, чистоте, смирению и любви превышает мир самих ангелов, почему мы и именуем Ее Честнейшей из Херувимов и Славнейшей без всякого сравнения Серафимов.

Одно из обращений к Пресвятой Деве Марии звучит именно так: «Радуйся, Звезды незаходимыя Мати». Она, Дева, является и Матерью Господа нашего. Спаситель, безболезненно вышедший из его Пречистого лона, сохранив Ее девство, именуется в акафисте «Звездой». Что это? Лишь образное мышление автора или он опирается на Божественное Откровение? Конечно, второе.

Раскрыв Библию, мы найдем немало свидетельств, что Мессия, Христос, Искупитель, победивший смертью смерть и Воскресший в третий день по Писанию, часто называется и скрывается пророками и апостолами под именем «Звезды». Вспомним, хотя бы Книгу Бытия, древнейшую книгу человечества, в которой содержится пророчество: «Воссияет Звезда от Иакова». Вот эта «Звезда от Иакова» есть и Вифлеемская звезда и, одновременно, Иисус Христос, Спаситель мира, явившийся потомком Авраама, Исаака и Иакова, библейских патриархов. Если обратимся к Новому Завету, то в Откровении святого Иоанна Богослова найдем речение, исшедшее из уст самого Христа Искупителя: «Аз есмь Звезда утренняя».

В новозаветных Посланиях мы найдем замечательный совет святого апостола Петра, который рекомендует христианам почаще обращаться к запечатленному в Посланиях апостолов, равно и в пророческих книгах, Божественному Откровению. «Хорошо Вы делаете, - пишет святой апостол Петр, - что обращаетесь к Священному Писанию, слову Божиему, которое подобно светильнику, сияющему в темном месте». Темное место - это мир, лежащий во зле, а светильник есть Божие Откровение, запечатленное в Священных книгах, хранимых Церковью и уразумеваемых святыми мужами - учителями Церкви.

«Так и впредь делайте, обращайтесь к Светильнику, читайте пророков и апостолов, - говорит апостол, - покуда в ваших сердцах не воссияет Звезда Утренняя». Звезда Утренняя - это Господь Иисус Христос, а сияет он в человеческих душах силою своей благодати. Мы, между прочим, ежедневно просим Господа в данной Им Самим молитве: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое». Вот, оказывается, почему мы обращаемся с этими прекрасными словами, художественным сравнением к Богородице, говоря: «Радуйся, Звезды незаходимыя Мати». Она - Матерь Господа Иисуса Христа, а Спаситель есть воистину незаходимая Звезда, ибо, восстав из мёртвых и вознесшись на небеса, Он всегда взирает с высоты Своей славы, простирая нам руки, всегда ниспосылает нам лучи Своей просвещающей благодати, всегда дарит нам Божественную энергию, которую мы черпаем в Таинствах Церкви и обретаем в ней силы к несению жизненного креста.

Христос именуется Звездой еще и потому, что само Его имя - Иисус Христос - светоносно, как об этом говорит один из древних великих аскетов и подвижников благочестия Симеон Новый Богослов. Имея сердце чисто, он свидетельствовал, что все, сопряженное Иисусом Христом, является источником Божественного света: икона, крест, Чаша, из которой мы приобщаемся, и, что особенно для нас важно, само имя Господа Иисуса Христа.

Если христианин пытается соединить свой ум, сердце, намерения, мысли и чувства с именем Иисуса Христа, призывает Его на всяком месте и во всякое время в тайной молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», то это имя, как звезда, таинственно мерцает в сумраке его души. Не об этом ли говорит Иоанн Богослов в первой главе Евангелия: «Свет во тьме светит, и тьма его не обымает».

Древние святые, которые соединили само дыхание с молитвой, свидетельствуют, что Утренняя Звезда, Иисус Христос, призываемый нами в тайне сердца, мало-помалу является неким солнцем. Когда христианин, получив помощь от Господа и воцарившись над своими страстями, очищает свое сердце от гордости, похоти, злобы и обиды, раздражительности и сребролюбия, искра, дарованная нам в Таинстве Крещения, не встречает препятствия в наших дурных помыслах и желаниях и начинает сиять таинственным светом в недрах человеческой души. Не об этом ли говорит и Сам Господь: «Праведники просияют в Царствии Отца моего как солнце», «Да просветится свет ваш перед людьми, дабы, видя ваши благие дела, они прославили Отца вашего на небесах».

Вот почему мы с таким благоговением обращаемся к Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, Звезды незаходимыя Мати». Если Она Дева Мария, даровавшая Христу Свои плоть и кровь, ведет и нас, немощных чад церковных, по духовной стезе, то обращая к Ней свой молитвенный взор, прося Ее о заступлении и помощи, мы никогда не собьемся с пути, ибо она есть Матерь Света, как именует Ее Церковь. Именно Ее попечением христианин мало-помалу совершенствуется в нравственной жизни, молитва, как дыхание, прививается ему, становится путеводной Звездой, которая никогда не исчезает из горизонта, но руководствует христианина, покуда он не войдет в Царство Невечернего Света. Аминь.

 

Расшифровка: Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать