Духовные размышления. «Радуйся, райских дверей отверзение...»

10 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Каждому из нас, дорогие друзья, наверно, помнятся такие безотрадные минуты нашей собственной жизни, когда мы ощущали себя совершенно заблудившимися, как будто забредшими в лабиринт, и не могли найти из него выхода. Очутились в тупиковой ситуации, стучали в одну, другую дверь, но не обретали выхода. И, к сожалению, это бывает по нашей собственной вине. Потому что совесть услужливо предупреждает каждого человека: «Зачем ты это делаешь? Не повторяй уже единожды совершенной ошибки! Не наступай на одни и те же грабли! Тебе будет еще хуже, чем вчера, когда ты свершил этот грех». А мы по ослеплению, легкомыслию, глупости отмахиваемся от этих предупреждений, как от надоедливой мухи, говоря себе: «А мне плевать! Мне очень хочется. После меня хоть потоп! Займусь исправлением своей жизни, когда выйду на пенсию. Я еще не нагулялся, не натешился. Другим можно, а мне нельзя?».

Ах, как часто жизнь поворачивается к нам своим острием, начинает острыми углами бить нас по бокам в ответ на нашу глупость, на нашу наглость, бессердечие, с которыми мы преступаем, нарушаем вечный и неизменный закон Божественной правды и любви. И страшно, действительно страшно оказаться перед наглухо запертой дверью, когда к человеку подбираются сначала уныние, потом отчаяние и леденящий ужас. Он не может найти выхода из создавшегося положения и по подсказке дьявола, как Иуда, уже готов самовольно расстаться со своей жизнью, бросить в лик Христу, Создателю и Спасителю нашему, священный дар жизни. Не приведи Господь, дорогие друзья, так вот скользить по наклонной плоскости, чтобы, очутившись на дне жизни, уже не взвидеть света Божьего. Не к этому призвал нас Господь, сказав: «Аз есмь путь и истина и жизнь, - и добавив, - Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет».

Всякий верующий во Христа всегда найдет выход из самых безвыходных положений и обретет во Христе доступ к Отцу Небесному, Отцу щедрот и милосердия, Богу-Любви, истощившему все средства Своей силы и премудрости, чтобы спасти каждого из нас, только бы мы учились на собственных ошибках, и, отвратившись от тьмы, обращали наши взоры к невечернему свету.

Но признаемся, человек, расслабленный грехом, ставший жертвой своих страстей, уже больной и разбитый, не всегда ощущает в себе решимость, а уж тем паче не находит сил к борьбе с пороками. Он напоминает израненного разбойниками пленника, связанного по рукам и ногам, не способного пошевелить даже пальцем. Что же делать? Раскрыть Акафист Пресвятой Богородице и найти там слова, которые вселяют тихую светлую надежду, врачуя самые безутешные сердца: «Радуйся, райских дверей отверзение!». Вы помните, конечно, слова Господа: «Стучите и отворят вам, ищите и обрящете, молитесь и дано будет вам». Матерь Божия – это наш Ангел-хранитель, это истинная наша Учительница и Ходатаица о нашем спасении. Она невидимо является, помогая изнемогающему в скорби грешнику утвердиться на спасительной дороге. Она поддерживает нас, когда мы уже готовы упасть и не подняться. Она обновляет наши души надеждой на лучшее. Она просит Христа не отвращаться от нас, когда мы изменяем сами себе, когда в нас скудеет решимость исправлять свою жизнь. Царица Небесная отверзает нам двери Рая, только бы мы выполнили три условия, которые необходимы для Ее поручительства за грешную душу.

Первое условие – не осквернять уста бранью, потому что сквернословие, как оно нынче ни распространено, есть смертный грех, оскорбляющий Царицу Небесную, Пречистую Матерь Господа. Не случайно еще 100 лет тому назад матерщинников почитали кощунниками, - людьми, которые оскорбляют заветную святыню материнства, являются недостойными попечения о них со стороны Божьей Матери. Очистить свои уста от этой мерзости – первое условие, соблюдая которое, мы будем достойны помощи Пренепорочной Марии.

Второе - необходимо изгнать из сердца всякую злобу, вражду и ненависть, потому что эти пороки не зря именуются святыми отцами духовной печатью антихриста. Человек, дозволивший демонам гнева ослепить свои духовные очи, как будто бы покрыт коростой, препятствующей лучам Божией благодати прикоснуться к нашей бессмертной душе. «Ненавидящий брата своего, - свидетельствует апостол любви святой Иоанн Богослов, -есть человекоубийца, и нет страстей хуже зависти, мстительности и злорадства, когда грешную душу веселит слух о чужих несчастьях». Не случайно в молитве Господней мы просим Господа: «Остави нам долги наша, яко и мы оставляем должникам нашим». Кто желает, чтобы Сама Царица Небесная взяла нас за руку и вывела из темного леса страдания,  помогла нам обрести нравственную свободу, должен примириться и с любящими, и ненавидящими нас, забыв даже, что такое раздражительность, но напротив,  успев всех пожалеть, всем посочувствовать, потому что только в таком сердце может поселиться Божественная благодать.

Итак, необходимо избавиться от сквернословия, изгнать из души всякую тень раздражительности и попрать под свои стопы гордыню. Гордыня есть воистину сатанинский грех. В чем он? В том, чтобы себя почитать истиной в последней инстанции, отрицать Божий Суд, не чувствовать нужды в деснице Господней, в помощи Божией, считать, что мы сами можем справиться со всеми трудностями земной жизни, никого ни о чем не прося. Смирение, столь любезное Царице Небесной - Она была и остается смиреннейшим из всех, сотворенных Богом существ, - заключается в том, чтобы испытывать постоянную нужду в помощи Божией, иметь потребность просить Господа обо всем и почитать себя ничем, всецело возлагая надежду на Создателя. И тот, кто скромно мыслит о себе самом, приписывая Богу все хорошее, что только ни дано нам сказать или сделать, бывает доступен благодати, а Матерь Божия, полюбив такую душу, всегда содействует ей, вразумляет, наставляет и просвещает ее, умащивая сердце смиренного и кроткого человека миром, радостью и любовью.

Следовательно, если нам небезразлично наше собственное спасение, если мы желаем обрести вечную прописку в Небесном Иерусалиме, и уже здесь пользоваться щедрой помощью Божией, имея союзницей Саму Царицу неба и земли, то выполнив упомянутые три маленьких условия, мы тотчас обретем доступ к Ней,  Той, перед Которой трепещут самые ангелы, Той, слово Которой слушает Господь Бог Вседержитель, Которая видит самую нашу будущность и поэтому с величайшей легкостью руководствует нас. Только бы мы имели чуткое ухо, прислушивались к своей совести, старались не повторять прежде свершенных ошибок. «Радуйся, двери райские нам отверзающая», - обращаемся мы к Богородице, совершенно веруя, что не только в этой жизни, но и там, по исходе в жизнь вечную, увидим, как врата рая откроются, благодаря тому, что здесь мы стали прилежными учениками и чадами Царицы Небесной в Ее неистощимой любви к роду человеческому.

 

Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать