Духовные размышления. «Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго...»

17 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья! Предлагаю вам сейчас внимательно вслушаться в слова, которые я почерпнул из Акафиста Иисусу Сладчайшему – это наше любимое чтение уже на протяжении нескольких месяцев. Вот молитвенные изречения, которые послужат сегодня основой нашего размышления: «Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго». 

Какие удивительные художественные образы! Господи Иисусе, Твоя благодать – это некая одежда, покрывшись которою я ощущаю взыграние духа, веселие! И пусть мою душу, которая иногда заполняется тленными, земными и, не дай Бог, нечистыми помыслами, эта одежда уцеломудрит и обвеселит. 

«Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго». Иисус Христос сравнивается с некоей светлой парчовой, может быть, драгоценной, пронизанной золотыми ниточками тканью. И когда моя душа, столь нежная и уязвимая, почувствует этот нежный покров, это легкое одеяние, она становится как бы ребенком – радуется и веселится, потому что Вездесущий, Всемогущий и Всеведущий Господь как будто обнимает меня совне, заполняет изнутри и делает мою душу блаженной. 

«Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго». Многие люди, далекие от христианства, не потрудившиеся узнать Господа, не изучающие Его слова, представляют себе верующих – учеников Христовых, людьми, настроенными пессимистично, склонными к унынию и печали, а саму область угождения Творцу – каким-то фарисейством и ханжеством. 

Но как это далеко, согласитесь, друзья мои, от истины! Потому что там, где чистота совести, там, где младенческая ясность помышлений, там, где слово не расходится с делом, там, где мысль устремлена к Иисусу Христу, – там царствуют тишина и покой, ясность и мир, некое внутреннее веселие, не имеющее ничего общего с буйством, разбитным поведением и всем, что составляет ежедневный опыт нашей молодежи, наивно полагающей, что удовлетворение животным страстям – это и есть призвание человеческой души. 

Как раз все обстоит ровным счетом наоборот! Ведь и вам, и мне хорошо известно, что по пятам за удовлетворением страстных желаний следуют уныние и печаль, депрессия, а иногда и отчаяние, несовместимое с жизнью. И речь не о естественных потребностях супружества, вкушения пищи и пития, но речь идет о неумеренностях, о пресыщении пищей, о разврате, о неистовом сребролюбии, которое так далеко отстоит от умения пользоваться земными дарами для поддержания жизни, для умножения в этом мире милосердия и любви. 

Берусь утверждать, что человек, чуждый Господа Иисуса Христа, может быть, крещеный, но не просвещенный, – человек, который обращает душевные и телесные силы на мираж, на призрак, на суету, гоняется за воображением своего воспаленного мозга, никогда не знает подлинного веселия и радости души. 

И напротив, тот, кто следует ненавязчивому голосу совести, тот, кто видит в человеке ближнего своего – самого себя, так что нужды, беды, потребности вот этого человека становятся мне близки, как мои собственные, такой человек милостивый и кроткий, черпающий внутренние силы в молитве, понимающий, что за каждым из людей сокрывается Сам Владыка Иисус Христос, расточая свои силы на добро, служа бескорыстно и искренне, приобщается к некоему духовному веселию, и лицо его освещается улыбкой. Часто он поет что-то сам себе, а говорят, что, когда душа поет, Сам Бог прикасается к ней Своим нетленным перстом. 

Вот почему христианство, как область угождения Богу, есть истинная поэзия, есть такая стихия смирения и чистоты, любви и радости, ощутить которую значит навсегда прилепиться умом и сердцем к источнику этого веселия Господу Богу. Таким образом, Акафист Иисусу Сладчайшему и сегодняшняя молитва «Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго» побуждают нас ощутить себя как будто нагими, лишенными теплой одежды, которая необходима нам для защиты от холода. 

И действительно, человек, еще не покаявшийся пред лицом Господа Иисуса Христа, – тот, кто не ощутил еще потребности в молитве, тот, кто не научился жертвовать хотя бы от излишков своих, тот, кто никогда не приступал к Святой Чаше – в жизни не причащался, будучи крещеным, Пречистых Тела и Крови Иисуса Христа, есть воистину нищий, лишенный одежды, страждущий от холода и голода. 

И если посмотреть на такую бедную душу, то она как будто облечена в рванину, в рубище – в уныние и печаль, в тщеславие и гордость, в сребролюбие и гнев, в невоздержание плотское всякого рода. Это мрачная власяница, ощущая которую на себе мы невольно сгибаемся под спудом греховной тяжести. 

Но вот блудный сын, как свидетельствует притча Христова, устав от неприкаянного жития, обращается к Отцу с покаянием: «Согрешил я, Господи, на небо и пред Тобою. Недостоин наречься сыном Твоим. Прими меня хотя бы в число наемников!» И видит пред собою благостный лик Отца, Который полагает Свои персты на его исповедующиеся уста в знак принятия покаяния и велит Своим слугам облечь кающегося в лучшие, светлые, чистые, легкие, светозарные, искрящиеся белоснежные одежды милости и прощения. 

Акафист Иисусу Сладчайшему побуждает нас как зеницу ока хранить чистоту своих помышлений. Ведь зло, и вы прекрасно это знаете, приступает к нам часто не совне, а изнутри. И нечистые или мечтательные представления, откровенно злая худая мысль, какое-то преступное гаденькое ощущение – например, злорадство, мстительность, вражда, отчуждение от человека – все это чернильные кляксы, темные разводы, пачкающие нашу душу. 

И многие из нас ощущают (не видят, но осознают и ощущают) черноту своей души. От подобного духовного открытия становится зябко, неуютно, неприятно, и скучно, и грустно. Хочется отделаться от этого чувства гадливости и мерзости, переполняющего наше сердце. И Господь дает нам такую возможность! 

«Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся», – еще за тысячу лет до рождества Христова убеждал царь Давид современников каяться в своих грехах с надеждой на грядущего Искупителя. А Он уже пришел, Он уже свершил дело очищения падшей человеческой природы через Крест и Воскресение. «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю», – говорит Господь. 

Поэтому, дорогие друзья, размышляя сегодня над словами акафиста «Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго», отбросим сомнение и маловерие, боязливость и ложный страх, приступим к исповеди у креста и Евангелия, обнажим раны своего сердца, и Господь в награду за вашу детскую веру и искренность через молитву священника, который вместе с вами будет каяться, возложит на ваши плечи эту светлую одежду радости и веселия, облекшись в которую вы почувствуете себя по-настоящему счастливыми, блаженными людьми. 

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать