Духовные размышления. «Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго…»

10 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Мы вновь встречаемся с вами, дорогие друзья, и вновь будем говорить о Искупителе нашем Иисусе Христе – Владыке жизни и смерти, Господе, Который уничтожил смерть, восстав живым из гроба в третий день, как обетовали то ветхозаветные пророки. И сегодня мы вновь приступим к нашему Спасителю, как некогда малые дети, которых на руках несли их родители. Помните, слова Господа? «Не запрещайте таковым (детям) приходить ко Мне. Не возбраняйте им, потому что детям и им подобным принадлежит Царство Небесное!» 

Все мы, как известно, дети перед Богом. И сегодня вспомним Нагорную проповедь – вспомним, как Спаситель, сев на камни, призвал к Себе народы, во множестве следовавшие за Ним, и затем повелел им усесться на траве и обратил к ним Свое вещее слово, так что оно проникало в самые отдаленные уголки человеческих сердец – питало, просвещало, насыщало. И народ неотступно следовал за Христом, с величайшим вниманием ловил каждое Его слово и слушал Его с услаждением, потому что никто «никогда… не говорил так, как этот Человек», – свидетельствовали посланные членами синедриона стражники, которые сами заслушались и забыли о том, что им должно было арестовать Спасителя. 

Вот и мы, малые словесные создания, вновь прислушаемся к словам Священного Писания и прежде помолимся Спасителю словами, взятыми из Акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго…» Какие прекрасные слова! Мы сравниваем Бога Воплощенного с чистым незамутненным родником, а сами, пребывая в жажде Его Божественного слова, благоговейно склоняемся перед этим источником и просим, чтобы десница Божия устами пастыря напоила нас этими умными Божественными струями живой воды – благодати Божией, благодати, которой пронизано и дышат слова Священного Писания. 

И если земные напитки, особенно горячительные (вино), когда употребляются не в меру, затуманивают разум человека, то Божественное Слово просвещает его ум, делает сообразительным и мудрым, запечатлевает тайны духовного бытия в сердцах внимательных слушателей. 

Сравнивая Господа с источником, конечно, не забудем, что Божественная Кровь Иисуса Христа в таинстве Причащения обновляет мысли и чувства, уцеломудривает человека. Прикасаясь ко Христу, скрываемому в своем сердце, мы ощущаем, как изменяется наше сознание. Очищенное от сторонних худых житейских помышлений, оно становится способным воспринимать Божественные озарения, откровения. Человек, поучающийся в слове Божием, после причащения Святых Христовых Таин вдруг видит в себе способность воспринимать это слово, запоминать его, сокрывает его, как Матерь Божия, в глубинах собственного сердца, чтобы затем, самостоятельно воспомянув услышанное, прочитанное, перейти от размышления к молитве. 

«Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго…» Заметим, что когда ученики – апостолы Господа Иисуса Христа, сделались причастниками Святого Духа (это было на пятидесятый день от Крестной Жертвы и воскресения Иисуса Христа), они вместе с благодатью в образе огненных языков, опочивших над их головами, обрели ум Христов. Господь даровал им «ум разумети Писания», как говорит один из евангелистов. И мы с вами, обращая умы и сердца ко Христу в молитве, причащаясь Святых Христовых Таин, изучая Священное Писание, мало-помалу можем, как и апостолы, сподобиться этого дара, пусть не в полной, но в начальной степени. 

Ведь человек, отторгнутый от Христа, не знающий Господа и Его слова, очень часто помрачается умом, и рассудочная часть отказывает ему в действовании. Это бывает всякий раз, когда страсти, дремлющие в душе, поднимают свои змеиные головы и человек под влиянием похоти или гордости (особенно заметно – гнева) становится бессмысленным и бессловесным. Он, впадая в страстное, взбаламученное состояние души, уже не соображает, что он говорит, что он творит. 

Психологи называют это состояние аффектом, так что, придя в себя, иной подчас ужаснется своим собственным словам и действиям, которые всегда бывают разрушительными: ведь страсти не созидают, а разрушают. И думается, что христианин, ученик Спасителя, тем и отличается от сына века сего, что он свой ум стремится всегда сохранять чистым, незамутненным от воздействия страстей, таких как обида, мнительность, раздражительность, уныние, печаль, какое-то нечистое похотствование или что-либо подобное. 

Спаситель не зря учит нас, говоря: «Будьте мудры, как змеи». А ведь змея в момент опасности, когда ее окружают люди с намерением убить, свивает кольцами тело и голову прячет под эти кольца, чтобы только удар палкой не размозжил ее главу. Так вот и мы с вами, находясь в житейском море, испытывая различные волнения, очутившись в форс-мажорных обстоятельствах, должны, прежде всего, беречь свою главу – ясность своего ума, потому что место Господу – в мире и в ясности нашего сознания. 

Я бы сказал, что один из самых страшных грехов – это задурманивание своего сознания, когда человек как будто отказывается от дара светлой, чистой мысли. Отчасти в этом повинны курильщики, безусловно, пьяницы, несчастные наркоманы, да и любой человек – игроман или какой-то блудник, прелюбодей, который уже отказывает себе в разуме, живя, так сказать, грубыми животными страстями. 

«Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго…» Мы сегодня говорим о том, что молитва к Иисусу Христу, чтение Священного Писания и Причащение Святых Христовых Таин являются главными подспорьями – средствами для очищения ума, чтобы он уже не был обладаем помышлениями, круговертью хаоса, которые зачастую приводят в изнеможение человека, чуждого молитвенного духа. 

Между тем ведь каждый из нас хотел бы, чтобы мысль его была не прерывиста, а непрерывна; не темна, а светла; не разрушительна, а созидательна. Каждый из нас хочет быть реалистом, с тем чтобы кажущееся – представляющееся нам – не отождествлять с действительностью, но понимать, что реальное, объективное положение дел не всегда совпадает с тем, что мы думаем, как мы представляем себе жизнь. 

Вот это трезвомыслие, эта реалистичность, это умение аналитически мыслить, а главное, дар интуиции целостного восприятия мира даны младенцам во Христе – тем, кто соединяется своей мыслью в призывании имени Иисуса Христа. И, разрешая для себя какую-то сложную интеллектуальную жизненную задачу, они не просто напрягают мозг, но, сознавая свою немощь, просят: «Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго! Господи, просвети! Господи, вразуми! Господи, помоги мне раскрыть тайну! Господи, помоги мне разрешить задачу! Даруй мне мысль благую! Господи, наставь меня и помоги мне!» 

«Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго…» Человек, который привык беречь ясность своего ума, черпает просвещение в Священном Писании, в созерцании красот этого мира, любит уединение, когда мысль бывает особенно ясной и четкой, поучается в общении с мудрыми людьми и, напротив, заграждает свой слух от речей безрассудных, – такой человек получает дар проницательности, интуиции (о ней я вкратце уже упомянул). 

И русский народ не зря говорит: «Сердце – вещун! Сердце сердцу весть подает!» Речь идет даже не о наблюдательности (ее можно в себе развить), но речь идет о том, что благодать Святого Духа, воздействуя на наш ум, всегда раскрывает в нем дотоле неведомые способности. Неслучайно Господь обетовал апостолам: «Когда Дух Святой придет к вам, Он наставит вас на всякую истину!» А святой Иоанн Богослов говорил ученикам: «Вы не имеете нужды, чтобы я поучал вас, ибо вы сподобились помазания дара Святого Духа в Миропомазании, которое учит вас всему!» 

Итак, почитая Иисуса Христа по справедливости источником разума, будем, дорогие друзья, сами заботиться о том, чтобы ум наш не был сбивчивым, чтобы нам мыслить логически, чтобы нам никогда не поспешать. Важно, чтобы, встретившись с какими-то апориями, загадками, недоумениями, трудностями, мы, разложив все по полочкам, не унывали, а смиренно вопрошали мудрых, предоставляли времени разрешить непосильную для нас задачу, а главное, как малые дети, молились бы Тому, Кто есть воплощенная премудрость и сила – Господу Иисусу Христу, – этими чудесными словами: «Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго, просвети и настави меня на всякую истину!» Аминь. 

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать