Духовные размышления. «Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго…»

3 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Сегодня, дорогие друзья, нам предстоит с вами, надеюсь, важное и полезное для ума и сердца размышление, основу которого мы, как всегда, обретаем в уже полюбившемся нам Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Что же найдем мы сегодня в этом кладезе Божественной мудрости и любви? Это поистине драгоценность, наподобие сапфира или изумруда, – короткая молитва-обращение к Спасителю: «Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго…» Иисусе, Который есть Хлеб Жизни, насыти изголодавшуюся, алчущую душу мою!

Да, хлеб насущный заповедано нам вкушать, ради хлеба насущного трудиться до седьмого пота, просить у Господа Бога ежедневного пропитания, не плошая самим. И что говорить, заботы о земной пище и земном питии составляют львиную долю усилий всего человечества без исключения. Понятно почему – мы восполняем пищей ушедшие силы. Она, пища, дает нам энергию к созиданию.

Как известно, еда – это не то, что ты съел, а то, что усвоил твой организм. И до времени грехопадения, когда человечество отсекло приток животворящей, питающей ее благодати, Адам в этом смысле был подобен ангелам. Бог, как вы помните, в Эдеме произрастил для него плоды. Однако рай был таким местом, где ничего не умирало, ничего не гнило, и поэтому свое нетленное тело и непорочную душу Адам питал и насыщал Божественной благодатью, которая струилась с цветов и плодов.

А вот сейчас не так! Мы стали дебелыми и грубыми, изменился сам порядок вещей, и поэтому каждому из нас необходима порция воды, жидкости, необходимо вкушать белковую, растительную пищу. Не буду на этом останавливать ваше просвещенное внимание, скажу только, что через эту необходимость, через эту зависимость от вещественных начал мы во многом смиряемся. Не правда ли?

Мы ощущаем себя не самодостаточными существами, но, имея привязку к плодам земли, зачастую испытывая недостаточность, оказываемся в позе просителя пред Всемогущим Богом. Во всяком случае, сыновнее, дочернее отношение к Создателю побуждает нас искренне благодарить Господа за всякий кусок хлеба и чашу холодной воды, выпитую нами.

Господь как Отец, питая нас и вместе с тем заповедуя нам ежедневный труд: «В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой», «Шесть дней делай необходимые дела твои, а день седьмой посвяти Господу твоему» и зная, что мы нуждаемся в ежедневной пище и питии, между тем возводит нашу мысль к Себе – Кормильцу. Он печалится, когда мы пригвождаем наши помыслы к дольнему и преходящему, когда мы всю дарованную нам Богом энергию обращаем на столы и яства.

«Не пекитесь телом вашим, – слышим мы ласковый и строгий одновременно голос Иисуса Христа в Нагорной проповеди. – Не пекитесь телом вашим, не заботьтесь, что вы завтра будете вкушать. Сказываю вам, что вы не хуже тех птиц, которых Господь ежедневно питает! А между тем они не сеют и не жнут. Не лучше ли вы этих малых птиц? Ищите, – заповедует нам Воплощенное Слово, – Царства Божия и правды его, осуществляйте в своей жизни закон вечной правды и любви. А прочее приложится вам, но не само собою!»

Нужно ложку поднести к тарелке с кашей, нужно потрудиться, засучив рукава. Кто не хочет трудиться, тот да не вкушает, ибо совесть препятствует нам проглотить кусок хлеба, если мы, как трутни или приживалы, не хотим зарабатывать на этот кусок. Так вот, Спаситель не желает, чтобы мы превращались в гурманов, чревоугодников, ибо и пресыщение, и само пресыщающееся чрево, предупреждает нас апостол Павел, Бог истребит.

Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Слово есть тот Небесный Хлеб Жизни – Хлеб Животный. Слово Господне – вечный творческий глагол, исходящий из уст Божиих, он-то имеет силу насыщать, удовлетворять вечную алчбу и жажду бессмертного человеческого духа.

Вот почему мы должны, дорогие друзья, оставлять в нашей душе место для благодати Святого Духа. «Не отягощайте, – предупреждает Христос, – сердец ваших пресыщением и пьянством!» Всякое пресыщение постыдно для христианина, ибо заглушает вечный зов души – вечное призвание, потребность души жить Богом и Его благодатью. Не отягощайте себя излишествами, потому что день тот Второго и внезапного Пришествия Судии Христа наступит и упадет на землю, как сеть, накрыв всех чревоугодников и пьяниц, к которым, увы, мы некогда принадлежали.

Итак, сегодня мы, обличив самих себя и умерив земные аппетиты, возвратимся к Господней молитве и прошению, известному всем без исключения: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Просим ли мы о молоке и твороге, о сыре и овощах или о чем-то высшем? Безусловно, не зря перед обедом читается Господня молитва! Но земная трапеза, как вы знаете, является лишь напоминанием о трапезе Небесной, трапезе нетленной – о тех пище и питии, которые мы, люди церковные, именуем источником бессмертия.

Вы, конечно, дорогие друзья, уже догадались – мы сегодня беседуем о Пречистых Христовых Таинах, о Непорочном Теле и Живоносной Крови Господа Иисуса Христа, которыми только и жива наша разумная человеческая природа. Вкушая от Святой Чаши, приобщаясь Евхаристии, будучи участниками Божественной литургии, мы насыщаемся Хлеба Животного – Хлеба Жизни, о котором так ясно говорит Христос в Своей беседе с иудеями, запечатленной святым Иоанном Богословом.

Помните? «Тот, кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, не умрет вовек! Но Я воскрешу его в последний день!» – обетует нам Спаситель. «Причастник Тела и Крови Моих будет жить Мною. Он будет во Мне, и Я в нем!» И всякий раз, когда на Святой литургии, хорошенько покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, сложив руки на груди, мы отходим для того, чтобы вкусить затем просфоры и испить теплоты, в душе нашей раскрывается Пасха Господня. Потому что, становясь сотелесниками Иисуса Христа, растворяя со своим телом и душою Его Христово Тело и Кровь, мы пронизываемся с головы до ног лучами Его невидимого Божества.

Господь объемлет нас так, как мать объемлет утробного младенца, связанного с ее организмом пуповиной! Нося в себе Христа, мы обретаем Эдем – рай, из которого, увы, в свое время ниспал Адам. В Адаме до его грехопадения был рай, и Адам был в раю. Вот почему здесь, на земле, которая после распятия и воскресения Господа Иисуса Христа из первого круга ада превратилась в первую ступень, ведущую в Царство Небесное, имея этот неоскудевающий источник, вкушая Хлеб Животный, Хлеб Жизни, мы воистину приобщаемся бессмертия – Христом Спасителем мы обретаем доступ к Отцу!

Отец и Сын и Дух Святой творят обитель из нашего сердца. И Божественная благодать питает и ум, просвещая его, и сердце, умиряя его, приносит здоровье и крепость нашему телу, как прекрасно свидетельствовал об этом в пророческих словах царь Давид: «Хлеб сердце человека укрепит! Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром!»

«Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго…» Дай Бог, дорогие друзья, чтобы мы, умеренно употребляя земную пищу и питие, всегда оставляли место для благодати Святого Духа, всегда были алчущими и жаждущими Божественной святыни, о чем Христос Спаситель прикровенно говорит в Своих блаженствах: «Блаженны алчущие, яко тии будут насыщены!» Аминь!

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать