Духовные размышления. «Иисусе, свете, превышший всех светлостей…»

22 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Вновь, дорогие друзья, мы продолжаем наши беседы, посвященные Акафисту Иисусу Сладчайшему. И всякий раз, когда мы заглядываем в это помазанное Божией благодатью литургическое произведение, то черпаем оттуда, как из родника, чистые струи светлых мыслей, источник которых – наш Спаситель. Вот и сегодня мы отыскали для беседы с вами, дорогие друзья, такую молитву, взятую из Акафиста: «Иисусе, свете, превышший всех светлостей…»

Еще недавно мы говорили о том, что Бог – это истина, лучи которой просвещают всю Вселенную. Он есть Свет (так сказано в начале Евангелия от Иоанна о Господе Иисусе Христе), просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Вглядываясь в самих себя, мы обнаруживаем, что каждое разумное создание от своего Творца эту искорку света приняло – каждый из нас обладает разумом, интеллектом. И сама способность мыслить, рассуждать, наблюдая за миром, делать для себя какие-то выводы – это естественный свет разума, отличающий нас от животных – созданий бессловесных.

Мы различаем в себе добро и зло, и если не отказываемся от звания человека «homo sapiens», то испытываем органическую неприязнь ко всему низкому, пошлому, нечистому, растленному, гадкому, грязному, и, напротив, восторгаемся красотой, чистотой, ищем идеал. И этот нравственный свет, присущий нам в стремлении к добру и пренебрежении злом, опять-таки свидетельствует о том, что искра Божия присутствует даже в некрещеном человеке. 

Если мы придаем за собою присутствие образа Божиего, то есть не почитаем себя родственниками обезьян, то в нас достаточно явственно еще стремление изменяться от меньшего к большему, от худшего к лучшему и желание восходить ступенька за ступенькой к нравственному совершенству, изживая из себя какие-то огрехи воспитания, работая над своим характером, насаждая в душе начатки (семена) добрых нравственных качеств: вместо раздражительности – спокойствие, вместо гордости – критическое отношение к себе, вместо нецеломудренных мыслей должно насаждать в себе умение чисто смотреть на людей, благодарить Бога за красоту, которой Он не обделил мужчин и женщин, и внутри себя не похотствовать, не впускать в себя нечистые мечтания (речь идет не о семейной жизни, а вот о таких наблюдениях вокруг себя). И желание меняться, внутреннее ощущение своей немощи, а вместе с тем убежденность, что Бог обязательно поможет избавиться от дурных привычек, от нехороших качеств – это тоже присутствие Божественного света в человеке.

Но помимо сказанного, мы, люди крещеные, ученики Спасителя, являемся подлинными светоносцами. И достаточно часто, размышляя о том, чем отличается человек крещеный от некрещеного, мы говорим о том, что в глубинах нашего духа, там, где сокрыто начало совестное, словесное, сияет искра Божественной благодати, присутствует Божественный свет в каждом христианине, о чем царь Давид пророчествовал еще за тысячу лет до явления Бога во плоти: «Знаменася на нас (отпечатлелся на нас) свет лица Твоего, Господи!»

И главной нравственной задачей по этой самой причине для ученика Христова является возгревание, воспламенение этой искорки, так, чтобы она превратилась в пламя; так, чтобы энергия Святого Духа освятила наш ум, умягчила наше сердце, закалила нашу волю, уцеломудрила наше тело, даровала душе крылья молитвы, благодарение Бога, внутреннюю зависимость от Него, доверие Его Промыслу.

«Иисусе, свете, превышший всех светлостей». Оглядываясь друг на друга, мы часто делаем психологическое наблюдение и отмечаем: «Вот этот человек какой-то темный, как будто через него действует злая сила – столько в нем спеси, горделивости, столько мутных похотей или энергии раздражения!» А о какой-то пожилой светлой, чистенькой бабулечке, увиденной нами в храме, думаем: «Какое светлое, какое мирное выражение лица! Просто как пасхальное яичко, как райское яблочко!» А смотришь на детей, не успевших осквернить себя пороками нашего общества (они действительно цветы жизни), смотришь в эти голубые, карие, зеленые глазки и поражаешься – сколько в них внутреннего света, энергии радости, энергии любви!  

Итак, первая светлость, о которой мы сегодня говорим, – это люди с чистым, незамутненным сердцем: невинные дети, наши бабушки, прожившие трудовую правильную жизнь и накопившие в сердце потенциал любви, потому что никогда не думали о себе, потому что никогда не жили для себя, но жили для страны, для ближних,  забывая себя, служили и служат своим внукам и правнукам.

Когда мы входим в храм, то невольно обращаем внимание: сколько светлых и красивых лиц, особенно в сравнении (все познается в сравнении)! Проедешь в московском метрополитене и иногда не по себе становится: люди усталые, раздражительные, смотрят исподлобья, букой. А вот в храме иначе! Мы радуемся тому, что оказываемся в обществе людей – и больших, и маленьких – с каким-то добрым выражением лица, видим, что каждый думает о чем-то своем, каждый ставит свечу пред иконой Господа Бога и о чем-то просит Создателя. Действительно сбываются на православных христианах слова, которые мы находим в Евангелии: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Христос добавляет: «Не запрещайте таковым (детям) приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное».

Итак, христиане неслучайно названы в Священном Писании «сынами света». Потому что Божественная благодать, осеняющая нас в час соборной молитвы, примирение с Господом у креста и Евангелия в таинстве Исповеди, особенно когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Господни – приобщаемся Святых Христовых Таин и становимся как будто пронизанными Божественной благодатью, и все эти духовные блага – таинства, храм – действительно делают учеников Христовых светлыми, чистыми чадами.  

Особенно в нашем народе распространено почитание духовенства: монашествующих и священников – пастырей. Они облечены от Господа Бога харизмой, молитвой, они поставлены (говорю о священниках) врачевать душевные раны людей. Господь доверил им полномочия предстоять Творцу в молитве, служить благочестивым мирянам, строго спрашивать с них. Но и одеждою, и внешностью они отличаются от простых людей, призванные, как светильники, стоять на свечнике богоугождения.        

Я не идеализирую клириков и, конечно, каждый из них человек, и имеет право на ошибку. Но если священнослужитель с благоговением принимает этот дар и старается по совести служить Богу, то не будем отрицать, что их в большой мере просвещает Господь благодатью – не ради них самих, но ради паствы, ради народа Божиего, который через руки священников, как духовных врачей, восходит по ступенькам богопознания и богообщения.

Есть, наконец, угодники Божии – те, кого Церковь прославила как святых. Мы, вспоминая слова Акафиста: «Иисусе, свете, превышший всех светлостей», светлостями  называем тех, кто, угодив Богу на земле, проставлен и на небесах. Ангелы и угодники Божии: преподобный Серафим, преподобный Сергий, Архангел Михаил действительно находятся во Царстве Божественного света, являются проводниками Божественной благодати, почему мы и обращаемся к ним по Богу, избирая их как ходатаев, дабы их святыми молитвами Господь умножил в нас Свою милость.

Но все перечисленное – ничто пред добродетелями Богородицы. Она, наша Матерь во Христе Иисусе, именуется Матерью Света, потому что под Ее сердцем находился Богочеловек, и от Нее родился Сын Божий – Бог во плоти, свет истины, свет любви, свет вечной жизни. Так, восходя медленно от земли на небо, мы просим Господа, Который есть свет, превышший всех светлостей, чтобы Его Божественная благодать через серафимов и херувимов, а прежде через Матерь Божию, через угодников Божиих изливалась в Церковь, а от рук священства исходила и на нас – детей и взрослых – просвещала, окрыляла наши души и таким образом всегда напоминала нам о том истинном Небесном  Отечестве, где не бывает ночи и сумерек, где царствуют вечные правда и любовь. Аминь.

    Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать