Духовные размышления. «Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости…»

25 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Мы вновь, дорогие друзья, продолжаем наши духовные размышления, посвященные Акафисту Иисусу Сладчайшему. Написан он, как вы знаете, на церковнославянском языке. Сегодня встречается немало людей, которые по собственной лености, невежеству и незнанию проявляют недовольство (иногда даже в печатном виде высказываются), будто православное богослужение непонятно для них, надо поскорее все русифицировать. Вот тогда туристы, мол, сразу навострят уши, только лишь им будет понятно слово Божие.

Бог хочет, чтобы все, связанное с Ним, было для нас понятным. Но Бог хочет, чтобы мы немножко себя образовывали. Нельзя уподобляться Митрофанушке, который, помните, не желал учиться, а желал жениться (хотя и к браку, я убежден, этот самовлюбленный барчук был не подготовлен). Но должно с великим прилежанием, любовью и смирением, поистине ученическим, входя в Божий храм, знакомиться с Божественным законом, заповедями, знакомиться с богослужением, изучать его историю, знакомиться с языком Церкви, который именуется святым, сакральным.

В этом языке (я разумею церковнославянский) нет ничего пошлого, гадкого, низкого, что вы читаете на рекламных щитах. В Интернете люди общаются на каком-то нечестивом эсперанто, так что иногда родители ужасаются, подсмотрев гаджеты детей, до какой словесной низости опустились «детки не конфетки», как загрязнено их лексическое, словесное, мышление. Словом, неученье – тьма, а ученье – свет!

И нет ничего зазорного, чтобы в том же Интернете найти грамматику церковнославянского языка, раскрыть интернет-учебник и за три-четыре часа научиться прекрасно понимать древнерусское чистое, светлое, возвышенное слово так, чтобы, придя в храм, чувствовать себя не слоном в посудной фарфоровой лавке, не козлом, простите, в огороде и не китайцем в собственном Отечестве. Китайцы, кстати, удивительный народ, который любит учиться. И с удивительной энергией, в то время как русские бьют баклуши и давят сачка, они успевают получить два, а то и три высших образования за пять лет обучения.

И мы с вами, сделав себя китайцами не путем пластической операции, а подражая их любознательности, трудолюбию и  прилежанию, давайте обратимся к Акафисту Иисусу Сладчайшему и найдем там замечательное молитвенное изречение, нуждающееся в размышлении над ним, истолковании. Его нужно правильно понять для того, чтобы в нашем сердце отложилось, как в сотах мед, назидание.

«Иисусе, премогаяй всех крепости…»  Давайте разбираться. «Иисусе» – это обращение. Имя собственное Иисус звучит как «Иисусе» – это так называемый звательный падеж, который оканчивается на «е». Мы знаем эту форму «Иисусе» по молитве Иисусовой: «Господи! Иисусе Христе (звательный падеж – обращение), Сыне Божий (тоже звательный падеж – «Сыне Божий»), помилуй мя («мя» – стяженная, сокращенная, форма личного местоимения «меня»), грешного!»

И здесь – «Иисусе, премогаяй всех крепости…» Что это такое за «премогаяй»? Это действительное причастие настоящего времени, единственного числа, мужского рода, буквально переводится как «премогающий», то есть превозмогающий, побеждающий, сильнейший всех прочих. Премогаяй – побеждающий.

Кого побеждает Иисус? «Всех крепости». «Крепости», как я понимаю (если я ошибаюсь, напишите, пожалуйста, письмо на телеканал «Союз»), – это множественное число, винительный падеж слова «крепость».  «Крепости всех», то есть сколько ни есть крепостей – Измаил, о котором Александр Васильевич Суворов сказал после его взятия: «Такое возможно сделать лишь один раз!»; Берлин 1945 года представлял собой одну забетонированную крепость, дрогнувшую пред войсками Советской армии, по приказу Жукова и Иосифа Виссарионовича Сталина взявшими этот крепкий орешек; игиловские*  крепости в Сирии, которые наши доблестные воздушно-космические силы стерли в порошок, чтоб неповадно было бандюганам и террористам всего мира свои взрывательные устройства на площадях и в метро в наших городах устанавливать, борясь с мирными жителями.

Итак, Бог разрушает крепости всех, и Иисус самый сильный, самый добрый, самый хороший – так детям говорят о Боге, и силы Его несть числа! Только потому Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич славились своей недюжинной силой, что они черпали ее у Военачальника своего Небесного – у Господа Иисуса Христа, превозмогающего всех Своих врагов.

Ну, что-то уже становится ясным!  Давайте вспомним еще такое устойчивое словосочетание: «твердыня сатанинская». В духовных сочинениях и книгах вы можете встретить выражение «твердыня сатанинская», то есть крепость, форпост, блокпост (как хотите) сатанинский. И относится это словосочетание к гордыне, некогда свергшей с Неба на землю херувима, ставшего сатаною.

Гордыня человеческая – это самая страшная тюрьма, в которой может томиться бессмертный дух человека. И единственная возможность выбраться из этой темницы, разбить эту крепость, разбросать камни этого укрепленного жилища дьявольского – это привлечь на помощь Господа Иисуса Христа, Который говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим – получите мир в сердце своем».

Итак, когда мы предстоим невидимому лицу Небесного Отца, когда мы начинаем молиться Создателю, призывать Его святое имя, Акафист Иисусу Сладчайшему учит нас верить в Божественное всемогущество – Бог Всемогущ, Всесилен, Ему все возможно! Но свободу нашего человеческого произволения, кстати сказать, Господь никогда не нарушает. Он ограничивает собственное всемогущество и предоставляет каждому из нас свободный выбор – направо или налево, к свету вперед или ко тьме – назад. Каждый из нас ответствен за свой выбор и за свое решение.

Но когда мы, однозначно избрав свет, истину, красоту, порядок, Христа, выражаем желание следовать за Ним и вдруг обнаруживаем, что у нас много препонов, препятствий, врагов, противников, и преимущественно бесплотных – невидимых врагов (я имею в виду демонов и наши собственные страсти), вот тогда-то, когда ощутили в полной мере, насколько мы слабы и немощны (без Божией помощи мы и пальчиком двинуть не можем), нам особенно становится потребна огненная вера в Бога, для Которого нет ничего невозможного; в Бога «премогающего крепости всех».

Ибо как нам легко помыслить о победе над собственным гневом, или жадностью, или гордостью, так Господу еще легче, чем нам, помыслить, подать требуемую нами помощь, с тем чтобы мы одолели врагов, разбили твердыни сатанинские, разрушили крепости страстей, пороков и обрели долгожданную свободу. «Это сладкое слово – свобода»! И понимать ее правильно, убежден, дано лишь православным христианам. Это свобода избирать лучшее, это свобода творить добро, это свобода, получив которую, мы испытаем подлинное счастье и  даже блаженство.

Свобода недостижима человеком без помощи Божией, без Христа и Его благодати. Как об этом хорошо говорит Господь: «Познайте истину (Христа Искупителя), и она сделает вас свободными. Если Сын Человеческий освободит вас, то истинно свободными  будете».

Таким образом, дорогие друзья, вооружившись верой в то, что Бог Всемогущ,  что Он хочет и может нам помочь, никогда не будем впадать в уныние и отчаяние! Но даже если у нас поначалу не получается это по причине скрытого себялюбия, веры в собственные слабые силы, самонадеяния, то, ушибившись и встав, вновь устремимся по дороге веры, верности, молитвы, покаяния и любви, вспоминая эти замечательные слова: «Иисусе, премогаяй всех крепости…» И Бог обязательно исполнит все наши прошения, только бы мы исполняли Его слова: «Стучите – и отворят вам, ищите – и найдете, просите – и дано будет вам!»

* «ИГИЛ» – запрещенная в России террористическая организация

 Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать