Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Акафист Иисусу Сладчайшему, как и Акафист Богородице, о котором мы ранее с вами говорили, послужил образцом для всех позднейших произведений этого литургического жанра. И сегодня мы будем размышлять с вами над следующим изречением – молитвенным воззванием: «Иисусе, свете (свет), превышший всех светлостей». Что это за такие светлости? Что имеет в виду автор Акафиста?
И небесных ангелов бесплотных, которые так и называются в святоотеческих творениях – вторыми светами. Если Сам Бог есть Свет: «Аз есмь Свет!» – свидетельствует о Себе Христос, Свет, в котором нет никакой тьмы, если Господь Иисус Христос есть наше Солнышко – ласковое, теплое, и нет в Нем ни единого пятнышка, то бесплотные духи – серафимы и херувимы, архангелы и ангелы – именуются вторыми светами. Бог сотворил их чистыми и непорочными. Кстати, к ним – ангелам, принадлежал некогда и херувим Денница, сын зари, по собственному произволению уклонившийся в гордостное мышление и именно поэтому превратившийся в супротивника – сатану, диавола, клеветника. Он стал исчадием тьмы, потеряв ту светлость, которую изначала даровал и которой украсил его Господь.
Есть и третьи светы. Это святые Божии угодники – древние пустынники, апостолы, мученики, пролившие кровь Христа ради, преподобные отцы, подвизавшиеся в посте и молитве, святые цари и князья (есть и такой чин), блаженные Христа ради юродивые – Ксения Петербургская, Василий Московский. Эти третьи светы, как и вторые светы, ангелы, светлы не собственной светлостью, но светлы Божественным светом, источником которого является Бог, Живущий во Свете Неприступном.
Есть и земной свет – солнышко, которое восходит и заходит; луна, отражающая в ночные часы солнечный свет и льющая на печальные поляны этот серебристый прекрасный свет. Есть и электрическое освещение – вот батюшка для того, чтобы беседовать с вами об умных вещах, всегда стоит в этом свете софитов и ламп, которые прямо ему слепят глаза. Ну, такова природа телевещания, таковы законы жанра.
Есть и еще свет, о котором упоминают писатели-философы, – это свет нашего интеллекта, наших ментальных, мыслительных способностей, нашего «рацио». По сравнению, скажем, со страстями, которые также действуют в человеке (в этом – гнев, в этом – гордость, в третьем – похоть), мысль человека, мысль созидательная, мысль правильная, правая, умозаключение – это есть некий интеллектуальный свет, который даже измеряется в определенных, информационных единицах – лептонах.
Кстати, фотоны! Вы знаете о том, что ученые до сих пор не разобрались в природе земного солнечного света? Я вот из учебника физики помню, что есть теория корпускулярная – вот эти частицы, фотоны, летят от багряного светила, а есть волновая теория света. Меня волнует – какая же из них двух истинная? Но сейчас у нас речь не об этом.
Мы обращаемся к Спасителю и говорим: «Иисусе, свете, превышший всех светлостей». Действительно, Бог – источник света несотворенного. Современные люди, особенно получившие техническое образование, очень часто говорят о нравственных вещах, используя термины из учебника физики – говорят об энергиях, энергетике: «Вы знаете, пообщаешься с Вами – как будто у Вас какой-то трансформатор работает, какой-то электрический движок!» И часто, знакомясь с миром духовных понятий, судорожно вспоминают из учебника физики все упомянутые и другие термины и поэтому стараются на птичьем подобном языке выразить свои ощущения.
А сколько людей, сбитых с толку сегодня, которые, скажем, входя «первый раз в первый класс» – в Божий храм и чувствуя, что из сердца уходит тревога, печаль – «и верится, и плачется, и так легко, легко», затем рассказывают: «Да, здесь какая-то особая магнитная резонансная атмосфера! Здесь какие-то источники биологической энергии, мне незнакомые!» – и путают кардинально несхожие друг с другом вещи.
Потому что одно дело земные сотворенные стихии, энергии – радиация, биологическое излучение, которое исходит от живой материи, от наших внутренних органов, и совсем другое – Божественная благодать. Она не сводима ни к психической энергии, ни к какой иной животной энергии – она не имеет ничего общего с экстрасенсорикой. Об этом на ночь глядя я вообще говорить не буду – о всяких бабаёжках-осьминожках.
Но мы говорим сегодня о свете несотворенном, свете воистину Божественном, который именуется благодатью Господнею. И источник этого света – Господь Иисус Христос, некогда преобразившийся на горе Фавор, то есть даровавший Своим ученикам, апостолам, увидеть Себя – Господа, таким, каким Он был, есть и будет всегда – светящимся лучами Божественной благодати, пронизывающим всю Вселенную, мир видимый и невидимый.
Вот к этому-то источнику света нам и подобает стремиться, как живые цветы тянутся своими лепестками к свету солнечному. Мы, христиане, в силу таинства Крещения можем быть названы «светлячками» – «светоносцами», потому что в таинстве Крещения по нашей вере в Господа Иисуса Христа, воплотившегося, распятого на Кресте и воскресшего, Божественная благодать осенила каждого из нас. И эта искра ярко-ярко стала мерцать и светить там, где у нас прячется совесть, наш бессмертный дух, наш дар словесности, – там, где мы мыслим, чувствуем, рассуждаем, а главное, ищем Создателя, устремляемся к Нему всеми фибрами нашей души.
«Иисусе, свете, превышший всех светлостей». Мы выяснили, что Христос является источником Божественного света. Чем больше ты раскрыл себя для Господа и чем в большей степени ты воспринял Христа в свое сердце через таинство Покаяния, через причащение Святых Христовых Таин, через исполнение заповедей человеколюбия и милосердия, тем светлее ты будешь. И то, что я ничего не придумываю и не фантазирую, подтверждается Святым Евангелием.
О чем там говорит Христос? «Да просветится свет ваш пред людьми, – обращается Спаситель к Своим ученикам, – дабы, видя добрые дела ваши, прославили люди, не ведающие Бога, Отца вашего Небесного. Да просветится свет ваш пред людьми!» У нас своего света никакого нет! Даже знания, мудрость, накопленные за жизнь, являются даром Божиим. Но в этих словах Христос говорит о Божией благодати, причастниками которой все мы являемся в таинстве Крещения.
Если мы христиане не по имени только, но по жизни – каемся, молимся, служим Богу, служим Отечеству, то этот свет, прежде не зримый ни нами, ни окружающими людьми, начинает все явственнее являться пусть не нашим глазам, но тем, кто общается с нами. И добрые дела наши, о которых говорит Господь, – это Он Сам, таинственно нам соприсутствующий, таинственно почивающий в наших сердцах.
Что такое «добрые дела»? Это не внешняя лишь благотворительность – филантропия и какие-то милостыни и пожертвования, но доброе дело в нас – это безгневие, опытная кротость, умение властвовать собою, не раздражаться, когда раздражаются другие. Доброе дело в нас – это целомудрие, то есть неприятие, отвращение от всего пошлого, низкого, гадкого, что сегодня льется на человека, простите, с каналов государственного телевидения, прихватизированного на восемьдесят пять процентов миллионерами. Это смирение, как умение увидеть свое место, не осудить человека, отличающегося от нас в выгодную сторону, признание того, что не мы сами, но Бог даровал нам все доброе, что мы имеем.
Итак, дорогие друзья, осознавая, что много еще в нас черных и серых пятен, еще не высветлена наша душа в полной мере покаянием, еще не обрели мы непрестанную молитву к Небесному Отцу, будем чаще, раскрывая Акафист Иисусу Сладчайшему, говорить: «Иисусе, свете, превышший всех светлостей, просвети темную душу мою, даруй мне ясный ум и мирное сердце!» Как некогда написал в своем стихотворном ответе Александру Сергеевичу Пушкину митрополит Филарет Московский – написал молитву:
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Записала Ольга Баталова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!