Духовные размышления. «Иисусе, истино, лесть отгонящая…»

11 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Однажды русский писатель Федор Михайлович Достоевский, который во второй половине своей жизни крепко, по-настоящему уверовал, стал христианином, по мысли, по чувствам, по сознанию греховности своей пред Господом написал в своем дневнике: «Если бы меня поставили перед выбором между Христом и истиной, я выбрал бы Христа!» Эти слова говорят о том, что он познал Господа не как Бога философов, не как некий Перводвигатель Вселенной или главный принцип бытия мира, но как Бога Живого, как Единородного Сына Божия, Который есть Любовь распятая и воскресшая.

Но мы с вами знаем: такой выбор невозможно сделать, потому что Христос и есть истина всех вещей, истина в последней инстанции. Бог есть абсолютная, самодоказующая Истина, и иначе быть не может: в Лице Сына Божия соединяются и истина, и благо, и сила, и разум, и любовь. И когда гордым умом и сердцем, уже неспособным верить по причине внутренней развращенности, человек в лицо Иисусу Христу, как некогда Понтий Пилат, спрашивает: «А что есть истина?», то в ответ всегда слышится молчание, потому что истина такова, что ее присутствие сразу дает о себе знать кроткому, смиренному, трепетному, кающемуся, пусть и небезгрешному сердцу. И мы с вами, раскрывая Акафист Иисусу Сладчайшему, найдем в одном из икосов обращение-молитву к Спасителю, выраженную неизвестным, но святым автором в следующих словах: «Иисусе, истино, лесть отгонящая (отгоняющая)!»

Итак, Бог есть истина – мера всех вещей. Познавший Иисуса как истинного Сына Божиего, исповедующий Господа Иисуса Богом во плоти, соединившийся со Христом верою, покаянием и таинством Крещения начинает видеть истинное положение вещей, начинает различать добро и зло именно потому, что детектор истины, совесть, дан каждому из нас от рождения, но благодать Иисуса Христа через таинство Крещения, озаряющее ум, делает показания совести точными, непогрешительными. И главный дар, который мы получили, уверовав, – это способность распознавать зло, в какие бы одежды привлекательные оно ни рядилось.

 «Иисусе, истина, лесть отгоняющая!» Не забудем, что церковнославянский язык представляет нам исконное значение русских слов. Если для носителя современного русского языка, но человека, незнакомого со Священным Писанием, не ходящего в Божий храм, не читающего церковных книг, лесть – это такая недобросовестная похвала, неискренняя похвала с коварным намерением втереться в доверие, то для человека, знающего и русский, и церковнославянский язык, лесть – это нечто большее. Это обман, заблуждение, область неправых умствований о Боге, о человеке, о мире, созданном Господом для блага человека.

Итак, Иисус есть истина, которая прогоняет все призраки лжи и обмана. И действительно, каждый из тех, кто сейчас мысленно со мной беседует, скажет с удостоверительностью, что вся его жизнь делится на две неравные части. Первая – проведенная во тьме, когда мы были далеки от Христа, не думали о Нем, может быть, слышали, знали, но повернулись к Нему боком или даже тыльной стороной нашего естества. И вторая часть нашей жизни – когда милостью Божией мы обратили свое лицо ко Христу и увидели на себе Его Божественный взор; когда мы потянулись к Нему, Господу, всеми фибрами нашей души и клеточками тела; когда мы переосмыслили прожитые годы и поняли, что смысл нашего земного бытия заключается в том, чтобы познавать Господа, каяться пред Ним, славословить Его, воздавать Ему славу не только и не столько языком и словом, сколько жизнью – чистой, честной, благородной, безукоризненной. Потому что тот, кто считает себя действительно учеником Господа Иисуса Христа, призван не только дела и слова, но даже мысли и намерения согласовывать с заповедями Божиими, так, чтобы образ наших мыслей и образ нашей жизни совершенно соответствовал вечному евангельскому нравственному закону.

И когда, милостью Божией, мы становимся на ноги и начинаем наше путешествие, наш путь, наш труд исполнения заповедей, вот тогда нам становятся совершенно понятными эти замечательные слова: «Иисусе, истино, лесть отгоняющая!» В свете истины, в свете лика Иисуса Христа мы начинаем видеть все подмены, все обманки, все прельщения, все соблазны окружающей нас жизни – и начинаем видеть истинное добро, красоту и любовь, которые щедро Господь Бог излил не только на живую природу, Божий мир, но и обогатил ими человеческие сердца.

Общаясь друг с другом, мы в свете истины и любви Божией учимся не отождествлять человека с ошибочностью исповедуемого им мировоззрения. Мы не смешиваем человека с его нравственными недостатками и грехами, которые есть у всех. Но скорее  уподобляемся врачам, которые, всматриваясь в нездоровый цвет лица пациента, или прислушиваясь к его учащенному сердцебиению, или держа его за руку, чувствуют, что влажность кожи и потливость выдают присутствие каких-то патологий в организме, желают ему помочь, желают прописать ему лекарства (если сравнивать с врачами). И прежде сами думаем об исправлении нашей собственной жизни.

«Иисусе, истино, лесть отгоняющая!» А давайте теперь поразмышляем с вами о прямом и первом значении слова «лесть» – подхалимаж, грубая, небескорыстная похвала. Смешно, но человек очень падок на подобный соблазн. И наши враги, оппоненты, противники, которые хотят причинять нам вред, начинают именно с лести: «А какой вы замечательный! А какой вы выдающийся! Как у вас все прекрасно!» Если друг скажет правду в глаза, то враг, затаивший холодный кинжал в складках плаща, будет завоевывать наше доверие вот этими небезукоризненными способами.

Вера во Христа дает человеку понятие и познание собственной слабости, немощи, греховности. «Errare humnnum est» – «Человеку свойственно ошибаться». Это многим знакомое античное изречение совершенно по-иному звучит в душе и совести православного христианина. Познав Христа, мы обращаем взор внутрь самих себя – мы становимся более критичными, требовательными к себе. Мы придирчиво осматриваем свою душу, как невеста в брачном одеянии осматривает свое платье – она смотрит, не сел ли какой жучок-паучок, муха или гусеница на подол ее платья. И это критичное отношение к самому себе, умение видеть себя со стороны – замечательный дар Божественной благодати, о котором всего прежде и нужно просить Создателя.

Давайте вспомним в связи с нашим разговором молитву преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего!» Таким образом, вера во Христа и молитва ко Господу помогают нам избавиться от самообольщения, делают нас мудрыми, так что мы внутренне отчужденно слушаем похвалы. Но если они в чем-то и соответствуют действительности, то всегда стрелку направляем ко Господу: «Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» Так запомним, дорогие друзья, эту молитву из Акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, истино, лесть отгоняющая!» Аминь.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы