Духовные размышления. «Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда…»

27 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

«Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда» – так посредством Акафиста Иисусу Сладчайшему, так загодя, заблаговременно до последнего Суда мы просим Господа пролить на нас потоки Своей милости, избавить нас от вечной смерти, проклятия, отчуждения от Невечернего Света, просим ввести нас в общение с Господом, дабы вместе со всеми покаявшимися грешниками, праведниками смиренными, кроткими, чистыми и ангелами мы бы составили единый собор торжествующих и прославляющих Агнца, закланного от сложения мира.

«Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда». Как замечательно в этой молитве Спаситель именуется нашим желанием. А давайте вспомним, что человеческая душа проявляет себя в трех основных силах: умственной, чувствительной (сердечной) и желательной. Когда мы говорим о желании, то разумеем собственную волю, которая устремляет нас к предмету нашего желания.

Итак, мало веровать, что Бог есть. И демоны, по выражению апостола Иакова, веруют, но трепещут своего осуждения. Мало признавать Иисуса Христа Истиной, мало называть Его Жизнью, нужно двигаться к Нему, нужно желать общения с Ним, единения с Ним, нужно соединять и ум, и чувства, и волю в устремлении к Создателю.

И только такая вера будет спасительной, живой, зрячей, горячей. Потому что представим себе, что иной принимает слова Истины, но воля его находится в параличе, расслаблена. Как говорит апостол Павел: «Он исповедует Иисуса Христа устами, но делами отвергается от Него!» Итак, здесь, на земле, мы должны поставить для себя задачу – возжелать Христа, устремиться к Нему, постоянно искать общения с Ним, а не сложив руки на груди, безучастно смотреть на небо с воздыханием: «Рад бы в рай, да грехи не пускают!»

Давайте будем рассуждать от противоположного! Ведь мы постоянно чего-то желаем: у здорового человека есть позыв к пище, и аппетит – желание вкушать и пить – говорит о том, что тело его нуждается в восполнении сил, потраченных за предшествующее время. Мы желаем общаться друг с другом, и нам бывает томительно и скучно, когда по той или иной причине мы остаемся в вынужденном одиночестве.

Нас постоянно разбирают и бередят наше сердце те или иные пожелания или стремления. Посмотрите на ребенка, который успокаивается только тогда, когда обретает искомое – материнскую грудь во младенчестве, какую-то игрушку, которая занимает внимание отрока. Все это неплохо, но вечная жизнь становится частью нашей души только тогда, когда мы можем сказать: «Господи! Единое желание мое – это исполнять святую, благую и совершенную волю Твою. Не как я хочу, но как Ты! Боже, будь частью сердца моего! Как олень стремится к источнику живой воды, так и душа моя стремится к Тебе – Богу крепкому, живому!»

«Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда». Говорят, что к этому алканию Божества, стремлению всегда ходить пред Лицом Небесного Отца, угождать Ему, творить Его святую волю, взойти в это вышеестественное, светлое, блаженное, радостное, мирное состояние можно только постепенно, понемногу – от маленького к большему, с чувством, толком, расстановкой, начиная с обычая внимательно молиться, вкладывая в каждое слово молитвы частицу своего ума и сердца.

Человек, привыкший обращаться к Богу осмысленно и осознанно, как дитя обращается к своему земному родителю, мало-помалу почувствует в сердце благодатное изменение. Действительно, если мы слышим ушами то, что произносят наши уста, если мы вкладываем свой ум в слова молитвы и сердце наше сочувствует этим словам, в душе человека как будто бы возгорается огонек. Сначала совсем неприметный, затем он являет свое действие все заметнее и больше, и наконец душа исповедует вместе с царем Давидом такую замечательную истину: «В молитвенном поучении моем разгорелся огнь, и сердце мое стало как воск, тающее посреди души моей!»

Царь Давид, который отличался совершенным боголюбием, оставил нам свидетельство своего алкания, желания жить и быть с Господом, в таких замечательных словах: «Возлюбил, Господи, я заповеди Твои, паче злата и топазия (больше драгоценного металла и камней), слаще хлеба устам моим заповедь Твоя!» Для того чтобы убедиться, что это не красивые слова, не благочестивые фантазии, будемте, друзья, по заповеди церковной чаще исповедоваться, приготовляя свою душу для причащения Святых Животворящих Христовых Таин.

А ведь и действительно, когда мы, сложив крестообразно руки на груди, в завершении Божественной литургии приближаемся к Святой Чаше, то слышим слова: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите!» Великое божественное желание обнимает причастника, заполняет его сердце, когда он, забыв и оставив за спиной все земное, приступает к Богу Крепкому, Живому.

Царь Давид говорит об этом в замечательных словах псалма: «Что воздам Господу моему? Чашу Господню приму и имя Господне призову! Приступите к Нему и просветитеся! – обращается святой царь Давид из тысячелетней глубины веков к новозаветным причастникам, – И лица ваша не постыдятся!» «Чаша Твоя упоевает меня», – говорит царственный псалмопевец, как будто бы сам уже был участником Тайной Вечери.

Исполняя эту заповедь Христа и становясь сотелесником Господа в таинстве Причащения, мы начинаем понимать, что значит стремиться к Богу, искать прежде всего Царства Небесного и правды Его. Потому что в этот заветный час, когда мы предстоим Святому Потиру – Чаше, наполненной Телом и Кровью Спасителя, мы действительно, подобно ангелам, понимаем, что главная потребность нашего бессмертного духа – это Он, Живой Христос!

Боголюбие – вот устремление ума и сердца к Творцу, вот истинное предназначение человека, которое роднит нас с бестелесными, блаженными, небесными духами – ангелами. Вспомним преподобного Серафима Саровского, который видел в каждом человеке эту внутреннюю потребность. И, желая возбудить ее, он обращался к появившемуся пред ним страннику, паломнику, иноку со словами: «Здравствуйте, ваше боголюбие! Радость моя, Христос воскресе!»

«Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда». Именно через таинство Причащения мы познаем на опыте обетование Христа – тот, кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, жить будет Им. «Вы жить будете Мною!» – говорил Христос Своим ученикам. И действительно, после причащения Святых Таин у нас как будто крылья раскрываются за спиной! Душа дышит ровно, глубоко, сердце бывает мирное и спокойное, ясен наш взор, на устах появляется светлая детская улыбка – нам хочется весь мир, всех людей приобщить к тому вышеестественному, радостному, небесному состоянию, которое свидетельствует о том, что Бог стал нашим блаженством, нашим счастьем, и в Нем мы обретаем вечное бытие.

«Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда». Человек, прилепившийся ко Христу, неким шестым чувством понимает, что он безнадежно теряет час, минуту, секунду своего бытия, если разумно и свободно не обращается к Богу в тайне сердца своего, не призывает имени Иисуса Христа.

Итак, «кто здесь, на земле мало молится, – говорили в старину русские люди, – тому там, за гробом, скучно будет!» Если мы желаем за гранью земного бытия насыщаться Божественной благодатью, лицезреть Лик Спасителя, предстоять Ему, бесконечно возрастать в богопознании, если мы хотим, чтобы Бог открыл нам все тайны бытия мира, то здесь, на земле, давайте-ка запасемся терпением, мудростью, собранностью и без устали будем взывать и призывать Спасителя: «Господи, Иисусе Христе, насыти меня! Иисусе Христе, очисти меня! Иисусе Христе, прости меня! Иисусе Христе, укрепи меня! Иисусе Христе, освяти меня! Иисусе Христе, слава Тебе!» И таким образом, единственным, самым глубоким и подлинным желанием нашего сердца будет устремленность к воскресшему Спасителю. Аминь!

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы