Духовные размышления. «Иисусе, утешение мое на суде Твоем…»

20 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья, когда мы с вами знакомимся с писаниями, творениями святых отцов, когда читаем о Страшном Суде Божием, то, как правило, невольно вздрагиваем, наполняемся спасительной тревогой, по выражению старца Паисия Афонского, потому что Страшный Суд будет всемирным испытанием, на котором человеческое естество, в страхе и трепете предстоя Богу, будет помышлять только о собственном недостоинстве, слабости.

И святые отцы, годами молясь воскресшему Христу, трепетали этого часа и проливали теплые слезы, прося Господа об очищении сердца, о том, чтобы им не услышать в тот запредельный час грозного слова Вседержителя Бога: «Отойдите от Мене, проклятые (то есть сами на себя навлекшие Божий гнев нераскаянными грехами), в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его!»

И, внимательно читая прозрение святых отцов, скажем «Слово» святого Кирилла Александрийского о Страшном Суде (оно обыкновенно печаталось в так называемой Следованной псалтири – богослужебной книге, где псалмы разбиты на двадцать отделов – кафизм, и снабжены молитвами после каждой кафизмы), поневоле воскрешаешь в памяти образы Священного Писания, где сказано об огненной реке, о диаволе и его приспешниках демонах, цепью архангела скованных и ввергнутых в кромешную тьму, о неусыпающем огне, о геенском черве и прочих видах адских мук.

И этого никто не избежит (я разумею собрание всего человеческого рода) пред Лицем воскресшего Христа на Страшном Суде. Это единственное событие, которое наверняка будет иметь место с нами, в то время как завтрашний день покрыт абсолютной пеленой мрака, и мы можем только предполагать – настанет он или нет. И если так величественна эта картина Страшного Суда (пророки не зря говорили, что и праведник едва спасается), то что же делать грешному человеку?

Почему, раскрыв Акафист Иисусу Сладчайшему, мы вдруг обретаем там такую молитву: «Иисусе, утешение мое на Судище Твоем!»? (Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!) Потому, отвечаем, что Христос – безгрешный, всесвятой, всемогущий, всеблагой Бог – пришел на эту землю и облекся в нашу человеческую природу, чтобы всех призвать в разумение истины, всех спасти, всех изъять из кромешной тьмы и избавить от адовых мук, просветив, оживотворив, осветив Своею благодатью.

Ради этого Господь взошел на Крест, принял безутешную горькую смерть, оправдал нас, восприяв (усвоив) Своему Божественному Лицу наши беззакония, и восстал из мертвых, чтобы проложить нам путь новый и живой в небесные обители Отца, которые были дотоле совершенно закрыты от согрешившего человечества. Христос есть Любовь Распятая и Воскресшая. Спаситель нас принимает на свои руки, как родитель собственных детей. С Ним и в Нем мы живы и будем жить в радости, в благодарении и в свете Его Божественной любви, и радости этой не будет конца.

Итак, апостол Павел свидетельствует, что Он, Господь, даровал нам не духа боязни, не духа постоянной тревоги и всеразъедающего страха, но духа надежды и любви, имея который в сердце своем, мы восклицаем: «Авва Отче!», обращаясь к Творцу неба и земли как к нашему Небесному Родителю и успокаиваясь в наших думах, в молитвах к Нему устремленных, как воркует дитя в объятиях своего земного отца.

«Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!» Кто может так восклицать на земле? Конечно, человек, который находится в непрестанном покаянии, осыпает себя мысленно тысячью укоризнами, однако никогда не отчаивается в спасении, потому что, если мы желаем спасти нашу душу, Бог это сделает всенепременно! Он не хочет смерти грешника, а желает лишь единого – дабы тот обратился и жив бы был в Нем, во Христе через таинства Крещения, Покаяния, Причащения Пречистых Тела и Крови нашего Искупителя, через служение Ему – Господу, посредством дел милосердия, обращенных к окружающим нас людям.

«Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!» Кого же утешит Спаситель на своем Суде? Человеколюбцев! Тех, кто непрестанно содержат в памяти здесь, во время земной жизни, шесть дел евангельского милосердия. Мы еще и еще раз повторим их с вами не зубрежки ради, а для того, чтобы наша душа была открыта навстречу всякой просьбе о милости: голодного накормить, жаждущего напоить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить заключенного, навестить болящего.

И, исполняя по возможности эти дела человеколюбия, не забудем, что они имеют и духовную сторону, ибо когда человеку, не знающему ничего о Христе воскресшем, вы рассказываете о Нем – о том, Кто пришел в этот мир и взял на Крест всеродный грех, победив смерть воскресением, вы, несомненно, входите в мрак души еще вчера не веровавшего человека и предлагаете ему выйти на свет Божий, освещаете его доверившийся вам ум истиной богопознания.

А к иному человеку, который склонен к унынию и печали, и который уже не видит света в окошке, и почва у него уходит из-под ног, вы обращаетесь со словом ободрения и радости и вводите его в собственный дом, делитесь с ним духом веры и бодрости, протягиваете ему руку, укрепляя его дрожащие колени.

Итак, всякое дело евангельского милосердия можно исполнять и духовно, молясь в тайне сердца: «Господи, мне жалко этого человека! Помилуй его, укрепи его, поддержи его!» Вы как будто даете ему пить. А читая вместе Священное Писание или делясь словами Истины с вопрошающим, вы насыщаете его алчущую душу. Прикрывать наготу ближнего нам дано тогда, когда мы прощаем его согрешения вольные и невольные, нанесенные нам обиды.

И если мы стараемся и словом, и делом, и тайной молитвою, и благими делами вспомоществовать людям, воздерживаясь от осуждения, раздражения, если не отвращаемся от них в их нуждах, но сердце наше простерто по отношению к окружающему миру, вот тогда и Христос Спаситель скажет нам: «То, что вы сделали им, вы сделали Мне!» – и раскроет нам свои объятия, и явится для нас Утешителем на Страшном Суде, прежде, в этой земной жизни, утешая нас посещением благодати Духа Святого.

«Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!» Вспомним в связи с нашим размышлением слова святого Иоанна Златоустого, который говорил: «Не то меня страшит, братия, что в день Страшного Суда я буду отослан за свое жестокосердие или иные нераскаянные грехи в огонь вечный и в тьму кромешную, но того ужасаюсь, того трепещу, что Христос Спаситель отвратит Свой прекрасный Лик от меня, грешного. И Он, Который есть путь, истина и жизнь, сочтет меня чуждым общения с Ним – Светом истины!»

Вот почему, если мы хотим на Страшном Суде не быть посрамленными с диаволом, если трепещем вечного осуждения, то облечемся, дорогие друзья, в этой земной жизни в молитву и милосердие. С молитвой к Богу и с любовью к людям, заботясь не только и не столько о себе, сколько об окружающих, будем двигаться тропой бескорыстной любви, почитая день пропавшим, если ни словом, ни делом мы не смогли, не пожелали, не захотели услужить нашим ближним, если не привнесли в этот мир толику порядка, красоты и любви.

«Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!» А ведь Господь свидетельствует, что Он отрет слезу сироты и вдовицы, Он растворит створки (двери) Царства Божественных правды и любви и введет туда, в горние обители, всех покаявшихся грешников; всех, кто не почитает себя достойным милости Божией, но стремится к ней; всех, кто жаждет и алчет общения со Христом и поэтому в этой жизни почитает главным местом своего пребывания Божий храм.

А Господь ждет нас в Своем храме, желая напитать нас от источника жизни и бессмертия и даровать нам сердечное разумение всего того, что вложено в слова Акафиста: «Иисусе, утешение мое на Судище Твоем!» Аминь.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать