Духовные размышления. «Иисусе, животе по смерти моей…»

13 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Что современный человек понимает под словом «жизнь»? Думается, что многим приходит на память определение философа-материалиста: «Жизнь – это обмен белковых тел». И действительно, иной отождествляет жизнь с физическим бытием собственного тела. «В нем замерла жизнь», – говорят о человеке, у которого остановилось сердце, прекратилась сердечная или мозговая деятельность. Между тем человек существо куда более глубокое и таинственное, чем определение Homo sapiens.

Мы все без исключения – и русские, и грузины, и мексиканцы, и пуэрториканцы: белая, черная, желтая раса – от Бога наделены даром личностной неуничтожимости. Душа человеческая вечна, хотя не существует от вечности, но воззвана к бытию в момент зачатия родителями нашего телесного организма. И когда мы раскрываем Святую Библию, знакомимся с писаниями пророков и апостолов, нам открывается совсем иное понимание жизни и смерти, чем то примитивное, о котором мы только что говорили.

«Аз есмь жизнь», – свидетельствует Христос. Бог источник жизни, и не биологической только, а жизни благодатной, жизни с избытком, жизни, которая наполняет нас после таинств Крещения и Миропомазания, при причащении Святых Христовых Таин, то есть когда мы соединяемся со Христом и Дух воскресшего из мертвых Спасителя пронизывает Собою нашу душу и тело, ум и сердце, так что Бог таинственно обитает в нас, живет и действует через нас.

Воскресший Христос и есть подлинная жизнь – жизнь с избытком, жизнь как счастье, блаженство, полнота внутреннего бытия. Почему мы именуем Его Спасителем? Что из этого следует? Человек, чуждый веры в Господа Иисуса Христа, человек, отворачивающийся с небрежением, негодованием, с ненавистью от таинства Крещения, посредством которого инъекция Вечной жизни – Божественная Христова благодать – озаряет наше внутреннее бытие, мертв, хотя бы душа его была в теле, и он был живым организмом – мыслил, чувствовал, видел, слышал, вкушал. Однако Сам Христос тех, кто отворачивался от Него и отвергал Его Божественную Любовь, именовал мертвецами.

Помните, как некоему юноше Спаситель сказал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов»? Это было сказано о жителях селения, не пожелавших слышать слово Господа Иисуса Христа. «Ты же, – обратился Господь к юноше, – иди и следуй за Мной!»

Итак, мы с вами с помощью Божественного Откровения, которое запечатлено в Священном Писании, выясняем, что биологическая жизнь – это еще не есть подлинная жизнь с избытком. И биологическая смерть, кончина, есть всего лишь временное разлучение души и тела. Но есть иная жизнь и иная смерть, о которых сегодня мы должны обязательно с вами поразмыслить, потому что смертью в ее истинном смысле Священное Писание именует отчуждение от Христа. Неверие, отпадение от благодатной жизни, если человек был крещен, но грешит нераскаянно и не желает примириться с правдой Божией через покаяние, – вот эта вечная смерть души и тела, этот гордостный мрак отпадения от источника света воистину ужасен и трагичен. И Бог стал Человеком, Богочеловек взошел на Крест, вкусил ради нас смерть и победил ее воскресением для того, чтобы все Его одушевленные и разумные создания – мы, человеки, братья и сестры, ожили во Христе уже в краткий период нашего земного бытия.

Обращаясь вновь и вновь к излюбленному нами Акафисту Иисусу Сладчайшему, обратимся к Спасителю с такими утешительными для нас словами: «Иисусе, животе по смерти моей!» Иисусе, Ты истинная моя жизнь – не только в этом кратком, скоропреходящем земном веке, но Ты моя жизнь и по исходе души из тела, после физической смерти моего тела, – в Тебе и с Тобой я буду жить и мыслить, чувствовать и радоваться, молиться и восходить по лестнице духовного совершенствования, потому что Ты, Иисусе, Богочеловек, воскресший из мертвых, есть начало и конец, альфа и омега моего бытия. В Твоих руках моя земная жизнь, кончина и воскресение.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Когда мы приблизимся, а это рано или поздно произойдет с каждым из нас, к порогу земного бытия, вот тогда, дорогие друзья, мы призваны крепко-крепко держаться руками за ризу Спасителя, призывать Его святое имя с верой, надеждой и любовью: «Иисусе Христе, помилуй мя! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!».

Эта молитва, содержащая в себе призывание имени Иисуса, является как будто материнской грудью для словесного младенца. Через молитву, то есть устремленность к Спасителю ума и сердца, души и тела, животворящая нас благодать, как светлый луч озаряет недра нашего сердца, как живая река, питает нас, укрепляет, отгоняет уныние и печаль, страхи и опасения, досаду и раздражение, водворяя блаженный мир в нашей бессмертной душе.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Человек, разрешившийся от союза с телом, жить может только в Господе Иисусе Христе. Христос – точка опоры нашего земного бытия. Однако мы призваны надеяться на Его помощь не только в этой видимой, зримой жизни, но особенно за гробом, когда дыхание вечности обымет нас со всех сторон. Если здесь мы с вами привыкли ежедневно предстоять Господу Иисусу Христу, простирать к нему мысленные руки души, если мы опираемся на Него в наших ежедневных нуждах, каемся пред Ним, благодарим нашего Создателя и Спасителя, таинственно сокрываем бисер Его имени у себя за пазухой, то Христос, конечно же, никогда не оставит нас, Своих детей, словесных младенцев, и по разлучении души с телом.

Господь по кончине нашей явит Себя как наш воздух, пища и хлеб, свет и мир, одежда и покров, щит и меч. Христос Спаситель обещает Сам явиться Своим последователям, говоря, что Его, Господа, ученик не увидит смерти, потому что Христос придет и явится ему Сам. Может, речь идет не о чувственном явлении, но о нашей убежденности, что Господь нас видит и слышит, Он рядом, Он ближе к нам, чем наша собственное дыхание.

И если мы так ощущаем и осознаем себя в этой зримой жизни, когда душа растворена с телом, тем паче по исходе мы ощутим себя в объятиях Небесного Отца, если только здесь, на земле, непрестанно каемся в своих грехах, боремся, изживаем внутреннюю нечистоту, призываем имя Господа и таким образом ограждаем себя от внушения лукавого, который пытается тихой сапой пробраться в наше сердце через худые мысли, мечтательные нечистые образы, какие-то недостойные христианина ощущения и чувства.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Как мы здесь, на земле, не можем жить, если не вдыхаем в себя воздух, так в духовном плане мы живем только тогда, когда молимся, памятуем о том, что Бог есть, стремимся к Нему, охраняем себя от всякой скверны плоти и духа за счет молитвы и широко-широко раскрываем пред Ним наше сердце – пусть грешное, нечистое, слабое, немощное, но отдаем Ему сокровенную часть своей души так, чтобы Бог был в нас – кающихся, а мы были в Нем.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Он, Христос, и есть спасение, Он и есть вечная жизнь, Он и есть тот Небесный Чертог, Который уготован любящему Господа и Его правду за гранью земного бытия. Напечатлеем же, друзья, имя Христово в уме и сердце так, чтобы нам действительно прожить эту жизнь с радостью и благодарением, а за гранью земного бытия обрести милость Господа. Аминь.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать