Духовные размышления. «Иисусе, животе по смерти моей…»

16 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Каждый из нас, дорогие друзья, ищет в своей жизни, даже интуитивно, инстинктивно, точку опоры. И речь идет не о сохранении физического равновесия, а о жизни бессмертного человеческого духа. «Свято место пусто не бывает», и каждый из нас, так или иначе, утверждается в своем земном бытии на каком-то основании, живет чем-то таким, что составляет самый воздух его земного бытия – смысл, пищу, силу.

Скажем, у людей мало-мальски умственно развитых место несущей конструкции иногда занимает искусство – все, что именуется «прекрасным». А те, кто погрубее, довольствуются пищей более жесткой – переезжают с матча на матч и болеют за хоккеистов, выпуская пар, огорчаясь, радуясь. Есть люди, которые уподобляются, простите, мартовским котам и в смене перчаток (говорю образно, чтобы не обидеть людей нравственных) находят для себя стимул жизни. Заканчивают они, правда, всегда плохо – ужасными болезнями, которые нужно скрывать, а иногда и совершенным разрушением организма в придачу к душевному цинизму, неверию в любовь, которую они подменяли развратом.

Но совсем к иному призван homo sapiens – человек разумный, особенно тот, кто осознал присутствие в самом себе образа и подобия Божиих. Господь Бог так создал венец Своего творения – человека, что тот не удовлетворяется, не насыщается ничем земным, хотя бы именовал его божественным и прекрасным. Нет! Сердце человеческое создано для Господа и Его благодати. Вот почему в каждом из нас можно обрести этот таинственный зов Божий. Мы алчем и жаждем, и ищем нашего Создателя, иногда ошибочно поклоняясь кумирам, но успокоимся, словно младенцы на родительских руках, только тогда, когда благодать Господа Иисуса Христа в награду за веру, покаяние, молитву и любовь, за деятельное исполнение заповедей Господних снизойдет на нас, оросит, насытит, просветит нас, особенно через таинства Покаяния и Евхаристии – причащения Святых Христовых Таин.

Вот почему Спаситель, взирая на нас с высоты Своей славы, свидетельствует тем, кто имеет уши, чтобы слышать. «Аз есмь, – говорит Господь, – путь, истина и жизнь». Как же обрести эту жизнь – жизнь вечную, жизнь с избытком в самом себе? Как соединиться со Христом? Никак, если только не идти путем, заповеданным Самим нашим Спасителем. И путь этот указан – он раскрывается в лоне Матери нашей Церкви. «Кому Церковь не мать, – свидетельствует русская мудрость, – тому Бог не отец».

Некогда, беседуя с иудеями на равнине близ Капернаума, Учитель из Назарета – Богочеловек Иисус Христос, сказал: «Тот, кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, жить будет Мною, то есть во Мне – Создателе, Спасителе и Судии обретет точку опоры, фундамент бытия, обретет во Мне ту силу и энергию, имея которую в сердце, Мой ученик будет чувствовать себя спокойным, мирным, радостным, счастливым и блаженным». «Иметь Христа за пазухой, Бога в душе своей» – знакомое выражение? Не правда ли, это извечная мечта и простого крестьянина девятнадцатого столетия, и неуверенного в себе российского интеллигента, вечно занимающегося богоискательством?

Давайте же поищем нашего Господа и Его благодать в уже полюбившемся нами Акафисте Иисусу Сладчайшему. В одном из прошений, обращенном к Создателю, мы читаем: «Иисусе, животе по смерти моей…» Иисус Христос не только в этой земной жизни, не столько во временном течении земного бытия нам помогает, нас защищает, оберегает и благословляет, сколько там, за гранью земной жизни, откуда нет возврата, Он является нашим животом – жизнью, опорой, светом, хлебом. Он насыщает сердце человека, оказавшегося в Вечности. Он и никто иной – ни Будда, ни Магомет, ни Конфуций, ни современные Кришнамурти или Вивекананды. Сколько бы их ни было, ни есть и ни будет, если они пришли не во имя Отца Небесного, но говорят от себя, то вольно-невольно увлекают человеческие сердца в область заблуждения, пусть бы и называли это заблуждение раем, блаженством и спасением.

Нет! Со Креста неправды не говорят! «Никто не придет к Отцу – только Мною», – свидетельствует взошедший на Крест и победивший смерть воскресением Господь Иисус Христос. Лишь Его благодатью дышит, освещается человеческая душа после разлучения с телом, претерпев кончину и пройдя вратами смерти в неизвестную нам Вечность. А ведь там человек еще проходит дополнительные испытания и держит экзамен. Если, по учению Церкви, человек, крещенный во имя Святой Троицы, не изжил погибельные страсти, о которых мы часто с вами размышляем и говорим (в первую очередь, это гордость и тщеславие, гнев и раздражительность, похоть и нечистота мысли), то, оказавшись вне тела, душа тотчас будет пожираема этими страстями, которые начнут грызть ее, однако, не получая пищи, будут причинять нашему Я неимоверные страдания.

Прибавим к этому падших духов – демонов, которые здесь, на земле, делают все, чтобы отвлечь человека от веры в Искупителя, принизать для сознания человека значимость живоносной Крови Иисуса Христа, пролитой Им на Кресте, отвратить наши ум и сердце от Искупительной Голгофской Жертвы. Одиноким, покинутым, находящимся в когтях звероподобных демонов ощутит себя несчастный, если он здесь, на земле, не каялся пред Богом, не искал в Нем утверждения, не дорожил Его спасительно благодатью. Иначе ощутит себя боголюбивый христианин, скончавшийся с верой и покаянием, освящающий и при жизни, и после смерти свое сердце призыванием имени, драгоценнейшего имени Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, спаси меня, защити меня, просвети меня! Господи, Ты упование мое, Ты свет мой, Ты жизнь моя, помилуй меня!»

Такая разумная благочестивая душа, оказавшись в Вечности, обнаружит себя в светлом облаке Божественной благодати! В имени Иисуса Христа эта душа, как и ангелы, обретет сладчайшую пищу, божественною амброзию – нектар, который будет неизреченным образом услаждать и ум, и сердце. Вера в Иисуса Христа и доставляемая ею благодать по исходе души из тела себя обнаружит, как крылья за спиной, имея которые мы сможем делать взмах за взмахом – я выражаюсь образно. Защищенная от воздействия демонов человеческая душа, имея эти крылья, будет восходить все ближе, все выше и выше к источнику умного Божественного света, окажется способной со-царствовать со Христом, видеть Его, общаться с Ним, будет находиться с Ним – Господом, в теснейшем единстве и родстве. Посему и сама Вечность для истинного христианина будет не грозной, зловещей, не мрачной, не кромешной тьмой, но, пронизанная Божественным светом, эта Вечность познается нами как предвкушение, предощущение чаяния вечного спасения – Царства Небесного, которое во всей непостижимой полноте откроется после Страшного Суда.

Итак, смерть грешников люта, а кончина праведника исполнена упования. Вот почему, дорогие друзья, если кто-то из нас по-мирски мечтает о светлых меблированных квартирах после кончины, если кто-то на поминках говорит: «Пусть земля ему будет пухом, а там пусть ему будет хорошо!», чтобы это действительно все свершилось, давайте здесь, на земле, жить Христом, дышать молитвою, понимать, что сердце наше предназначено не для битв, не для житейских наслаждений, а для звуков сладких и молитв. И таким образом, через Таинства Церкви, Господь Бог почивал бы в нас, а по исходе из этой маловременной жизни мы обрели бы во Христе и защиту, и покров, и спасение. Аминь!

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы