Духовные размышления. «Иисусе, утешение мое на суде Твоем…»

2 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие мои собеседники! Мы с вами часто размышляем о самых значимых для человеческой личности вопросах. И совсем недавно говорили о кончине – о разлучении души с телом, говорили о том, что по исходе в вечность душа обретает точку опоры единственно во Христе воскресшем. И напротив, если на земле мы спиной стояли к Распятию, если в ответ на призыв Божественной благодати разменивали сокровища Духа Святого на битые глиняные черепки земных стяжаний, то мрак, отчаяние и ощущение вечной погибели особенно остро будем ощущать в час кончины и исхода за грань земного бытия. А сегодня Акафист к Иисусу Сладчайшему возведет нас на ту высоту, где все мы с вами встретимся – хотим ли этого или и не хотим.

«Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!» Вы уже помните речение свидетельства апостола язычников – святого Павла: «Всем нам надлежит явиться на Судилище Христово». Надлежит человеку единожды умереть и затем предстать на Суд Божий. Вот об этом-то событии мы знаем наверняка, потому что оно открыто нам Самим Богом. Что будет завтра и наступит ли вообще это «завтра»? «Бабушка надвое сказала» – по русской пословице. «Что день грядущий нам готовит?» Об этом не знает никто, кроме Создателя. А между тем суд приближается. И даже если человек, наподобие страуса, зарывает голову в песок, и если он палец о палец не хочет ударить над делом очищения от страстей, спасения собственной души, из этого вовсе не значит, что он ухитрится избежать того, чего никто из нас избежать не может по определению.

В тот день каждый из нас будет, как осиновый листочек, трепетать и дрожать пред Лицом Всеведущего Судии. Подумать только, ведь на земле мы часто скрываем друг от друга собственные недостатки, низкие качества своей души. Изображаем одно, а по существу являемся другими, надеваем на себя какую-то маску, образ, прибегаем к стилистам, всячески маскируемся, забывая, что, по словам наших бабушек, «от Боженьки не скроешься»! Все тайное рано или поздно (скорее рано, чем поздно), станет явным.

Итак, почему Суд именуется Страшным? Страшен он для человека лукавого, страшен для того, кто на земле всячески заглушал голос собственной совести. Страшен для того, кто жил вопреки своей разумной, Богом созданной природе. Суд страшен для тех, кто ничем отличным не почитал себя от животных и подавил бессмертные запросы духа чувственными, часто предосудительными с нравственной точки зрения удовольствиями. Страшен Суд для тех, кто, имея в себе искру Духа Святого (а таковы все православные христиане, крещены ли они в младенчестве или в сознательном возрасте), об этом сокровище небрегли; загоняли этот Божий залог «за Можай»; жили так, как будто бы вместе с язычниками им надлежало ограничивать круг своих интересов лишь едой да плотскими удовольствиями.

И когда этот туман, этот мрак, это пленение рассеется и мы увидим «лицем к лицу» Престол, а на Престоле Вечного Судию; когда вся Вселенная будет свидетельницей прожитой нами жизни и все без исключения деяния и поступки, слова произнесенные или непроизнесенные, чувства, начинания, стремления, мысли, которые жили и бродили в тихом омуте нашего сердца, будут на всеобщем обозрении; и, говоря современным языком, жесткий диск нашей стремительно прожитой земной жизни раскроет все свои темные тайны – о, какое смущение, какой ужас, какое отчаяние, быть может, постигнет человека, который думал скрыться от самого себя, который презирал собственную совесть и разрушал, а не созидал, соблазнял, а не спасал, сеял на земле вокруг себя тление, смерть и разрушение, но не прославлял имя Господа делами правды и любви.

Тогда никакой ходатай не спасет человека, и раз, и два, и три закрывавшего себя от простертой к нему Десницы Божией. Тогда не будут иметь смысла ни посредничество святых, ни накопленные на земле связи, то, что называется «человеческий ресурс», но каждый будет как обнаженный младенец пред Лицем Отца Небесного. А Тот, будучи не только Милосерд, но и Праведен, устремит, как и нынче это происходит, Свой вещий взор в глубины нашей души и либо узнает в нас своих чад – светлых, кротких, целомудренно чистых, смиренных, кающихся, исполненных жалости, сострадания к людям, объятых огнем молитвы, славословия, прошения, покаяния, либо увидит в нас мрак, и хаос, и безобразие, зверообразные и скотоподобные страсти.

Вот к этому-то дню, часу и мигу, сокрытому от нас, но не от Бога, мы сегодня, дорогие друзья, начинаем с вами готовиться, сознав серьезность положения, в котором мы находимся, и поняв, что единственно сердечным, глубоким покаянием, изменением не столько образа жизни, сколько образа мысли, мы и можем взойти к Престолу Божиему. И дай Бог, тогда, наученные сегодняшним чтением Акафиста Иисусу Сладчайшему, мы возопием: «Иисусе, утешение мое на Суде Твоем!»

Кого же Иисус утешит, кому явит милостивый Свой Лик, Свои отеческие руки – длани прострет и обымет нас, и введет нас, как Своих учеников и друзей, в чертог Божественной Славы? Тех, в ком Он таинственно пребывает здесь, на земле. Для того чтобы иметь Иисуса Утешителем там, нужно иметь Духа Святого Утешителем здесь! Нужно жить в союзе с благодатью, ценить ее неоценимое присутствие и сообразовывать все наши действия, слова и помышления залогом Духа Святого, дарованного нам в крещении. Необходимо здесь, на земле, трудиться, чтобы с помощью церковных Таинств совершенно очиститься от всякой скверны плоти и духа. Нужно всегда содержать в памяти и по возможности ежедневно творить шесть дел евангельского милосердия, посредством которых преимущественно Божественная благодать и начинает действовать в наших душе и теле. И может быть, нелишне еще раз мне напомнить вам об этих шести делах евангельского милосердия, суть которых – человеколюбие, сострадание, забота о своих или чужих так, как будто бы это были мы сами: нищего, голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного пригреть, ввести в дом, пригвожденного к одру болезни посетить, навестить томящегося в темнице…

И, дорогие друзья, сколько нужно терпения, энергии, целеустремленности, чтобы не заснуть на половине пути, не выгореть, не разочароваться, но, напротив, день ото дня становиться все бодрее, все энергичнее, все полнее исполнять эту волю Божию, являть верность вечному, неизменному нравственному закону правды и любви, чтобы Иисус Господь утешил нас помилованием, чтобы нам услышать благоуветливый Его голос: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам прежде от создания мира!»

Здесь, на земле, Господь должен стать для нас точкой опоры, предметом наших желаний. Мысль о Нем должна нас радовать и вдохновлять, нам нужно учиться ходить в Божием присутствии, поставлять себя пред Лице Всесвятого, Всеправедного, Всемогущего Бога и стараться самим дыханием прославлять имя Создателя; не бояться никакого человека в его силе и славе; не быть проводником соблазнов, но, напротив, противостоять соблазнителям, являя здесь, на земле, небесное жительство, то есть подчиненное единому стремлению жить во Славу нашего Господа, умножать красоту, порядок и любовь.

«Иисусе, утешение мое на Судище Твоем!» Думаю, что никто из святых здесь, на земле, никогда не почивал на лаврах, не почитал себя спасенным. Наша жизнь свершается между страхом и надеждой. Поэтому, дорогие друзья, почитая себя недостойными милости Божией, напротив, умея осудить себя и предпочесть всякого человека самим себе, будем в тайне души крепко уповать на неизреченное Божественное милосердие, на Животворящую Кровь Спасителя, излитую Им ради каждого из нас на Кресте; на Божественную благодать, которая дарована нам в награду за веру во Христа и которая и свершает в нас, но не без нас, тайну нашего спасения, если мы с утра до вечера, как малые дети к отцу, устремляемся к Спасителю своему со словами: «Иисусе, утешение мое на Суде Твоем, помилуй меня!» Аминь.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать