Духовные размышления. «Иисусе, животе по смерти моей…»

25 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Что имел в виду некогда израильский царь Соломон, сказавший: «Суета сует и всяческая суета»? Может быть, то, что, живя на земле в отпущенный нам краткий отрезок времени, мы очень часто отождествляем желания своего сердца с нашим телесным естеством – с миром материальных вещей? И с отроческих лет думаем о том, как приобрести то и это, нуждаясь в пище, кровле и в одежде, пригвождаем свой ум к сиюминутному приходящему, почитая счастьем те или иные приобретения. А между тем (аппетит приходит во время еды!) редко-редко, когда человек успокаивается на достигнутом, примером чему служит известный персонаж женского пола из поистине бессмертной пушкинской сказки «Золотая рыбка».

«Суета сует и всяческая суета!» – воздыхает царь Соломон, богатейший из всех когда-либо живших на земле людей, однако постигший и томление духа – внутреннюю неудовлетворенность своего сердца. Именно тогда ему открылась эта печальная истина, когда он забыл о подлинном богатстве человеческой личности, богатстве, предназначенном нам свыше, именуемом благодатью Святого Духа, – нетленном нравственном сокровище, умножать которое мы призваны, исполняя волю Господню – благую, угодную и совершенную, умножая на земле дела милосердия и любви, покаяния и молитвы, посвящая каждое доброе дело, каждое слово, каждый вздох имени Господа Иисуса Христа.

«Суета сует и всяческая суета!» – воздыхает человек, который заболел этой неуемной жаждой приобретения того, что он видит и слышит, что он может обонять, осязать или пощупать своими руками. А между тем Христос Спаситель так ясно и недвусмысленно свидетельствует: «Что тебе пользы, если приобретешь весь мир с его неисчислимыми земными богатствами, а душе своей повредишь?» Вот почему, раскрыв уже полюбившийся нам акафист Иисусу Сладчайшему, мы обращаемся к Спасителю с таким удивительным словом: «Иисусе, животе по смерти моей!» Иисусе, Ты жизнь моя после исхода души из тела, после земной кончины, после смерти! Ты мое дыхание, Ты мой воздух, Ты мое богатство – Ты жизнь с избытком, Жизнь Вечная!

Апостол Павел в одном из своих посланий подтверждает наше размышление, говоря: «Нагими мы вошли в этот мир, нагими мы уйдем из него. Надлежит всем нам один раз умереть и явиться пред Судилище Христово». Пока тело рассыплется в прах и распадется на составные элементы, сроднится, отождествится со стихией, будет ждать неведомого, но верного часа всеобщего Воскрешения. Силой Божией тела будут воскрешены и души вновь соединятся с ними. Душа, которая имеет дар всегдашнего бытия, выйдя на время из тела за грань земного бытия, будет оглядываться на оставленную здесь телесную оболочку, оборачиваться и смотреть на землю сиротливо и со страхом. Потому что пред ней раскроется Вечность – иное, инаковое бытие без конца и края, с совершенно неведомыми многим законами бытия. Да, действительно, мы никогда не перестанем мыслить, чувствовать, понимать, видеть. Просто душа окажется обнаженной от своего тела, которым она во время земной жизни управляла, как неким инструментом и орудием, через которое она проявляла свои волю, желания, способности. Однако последние всегда остаются при ней.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Что же оказывается неотъемлемым нашим достоянием, истинным сокровищем, которое мы можем и должны умножать на земле с тем, чтобы перенести с собой в вечность? Это, как ни странно, вещи не материального порядка и не добрые дела, сами по себе взятые, – они тоже останутся навеки там, на земле. Но речь идет о животворной, животворящей зиждительной энергии Божественной благодати – энергии Духа Святого, которую мы, как искру, обрели в себе в день Святого Крещения, энергию, которую призваны были умножать, а лучше сказать, раскрывать в себе ее действие через покаяние, молитву, дела, свершаемые по вере через исполнение воли Божией.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Жизнь по смерти, жизнь с избытком, есть не что иное, как пребывание в Духе Святом.

Начаток этой жизни мы обретаем, повторяю, уже здесь, на земле, если, будучи послушными чадами Матери-Церкви, заботимся об очищении своей души; с верой, благоговением, любовью причащаемся Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа и стараемся поддерживать непрестанную беседу с Небесным Отцом в молитве. Именно через молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, слава Тебе! Пресвятая Богородице, помогай нам!» Через обращение к Создателю и Его святым мы чувствуем в себе присутствие Жизни Вечной, энергии Святого Духа, которая есть и свет, и жизнь, и воздух, и пища, и питие, и счастье, и блаженство, ибо соединяет нас со Всемогущим, Всеблагим и Всесовершенным Богом.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Какое несчастье, какая беда, какой вечный голод, алчба и жажда постигают всякую бессмертную саму по себе душу, если она уходит в мир иной неподготовленная, вовсе некрещеная, то есть объятая вечным мраком неведения Бога. Или крещеная, но связанная по рукам и ногам никогда не исповеданными, а значит, смертными грехами гордости и тщеславия, сребролюбия и гнева, чревоугодия и нечистой похоти плотской, уныния и печали. Горе душе, если она отождествила смысл своей земной жизни с накоплением «сребра и злата» (я выражаюсь образно, художественно), вещественных приобретений, полагая в этом свою славу, честь и достоинство.

Представьте себе положение человека, который болен астмой и у которого вырывают из рук кислородную подушку. Может ли кто-то из нас прожить без глотка воздуха больше пяти-шести, максимум десяти секунд? Но душа питается не воздухом и не хлорофиллом, как растение (не осуществляется в ней процесс фотосинтеза), а единственно Божией благодатью. Наша душа успокаивается лишь в союзе с Богом, лишь когда Христос таинственно сопребывает с нами – нас просвещает, назидает, укрепляет, очищая нас действием благодати от страстей, отгоняет от нас демонов, пробуждает в нас такие удивительные свойства, как благоговение перед Небесным Отцом в стремлении приблизиться к Нему, очиститься ради Него.

Лишь это и составляет неотчуждаемое подлинное сокровище души, которое все мы получили по беспредельной любви к нам Искупителя ради этого-то самого – нашей сокровенной жизни в Духе Святом, сошедшего на землю, облекшегося в человеческое естество Господа, Который ради этого взошел на Крест, претерпел страдания на Кресте, воскрес, взошел к Отцу и ниспослал нам благодать Святого Духа. И какая радость, какое веселье, какое утешение, какой покой обымает душу человека боголюбивого, знавшего на земле Христа, веровавшего в Него, ради Господа очищавшего себя от всякой нечистоты плоти и духа, почитавшего своим подлинным приобретением Божественную благодать!

Выйдя из тела, душа почувствует себя как птица, вырвавшаяся из тесной и душной клетки, за спиной своей она обретет крылья молитвы и радости. Она, словно бабочка, или стриж, или солнечный луч, будет пересекать пространство в мгновение ока, посещая в первые три дня после кончины места, в которых преимущественно питалась Божественной благодатью. Как вы догадываетесь, это храм, это дом – жилище, где она возносила молитвы; она будет посещать тех людей, с которыми преимущественно обращалась к Богу и была соединена узами родства и любви.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Для того чтобы Христос открылся нам как Вечная Жизнь по кончине, друзья, давайте еще здесь, живя душою в теле, сокроем Христа за пазухой – будем всегда собеседовать с Ним, будем очищать себя пред Богом в покаянии и приобщаться с благоговением Святых Христовых Таин, умножая эту благодать через дела милосердия, веры и любви.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать