Духовные размышления. «Иисусе, муки всякия избави мя…»

26 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

«Иисусе, муки всякия избави мя» – этими словами мы сегодня обратимся к Спасителю и поразмышляем о том, что доставляет сердцу мучение, жжение, терзание. Прежде всего это нечистота души, попрание вечного нравственного закона, в котором совесть начинает нас всячески обличать и осуждать. Не хочешь мучиться душой – живи по совести, следуй закону правды, чести, добра и любви и всегда пребудешь в радости.

Мучение как внутреннее состояние тяготы посещает всякий раз, когда мы позволяем страстям хозяйничать в нашем сердце. И у каждого есть своя господствующая страсть. Кто-то отдал себя в лапы гневу, и поэтому сердце его сжимается и растягивается, разрывается на тысячу кусочков. Кого-то опаляет огонь похоти, блудной страсти, так что, не довольствуясь супружеством, он смотрит по сторонам себе на горе и на посмех. Иной пристрастился к земным вещам, и сребролюбие вытягивает из него все соки и жизненные силы. Разве не мука – печаль, перешедшая в уныние, от чего рождается депрессия, состояние отягощения, при котором человеку ни свет не мил, ни хлеб не сладок?

К Иисусу Христу и должно нам обращаться с покаянием и детской молитвой, потому что Он Бог, Он блажен и живет во свете неприступном Своей славы. Бог благ и всеблаг, Он есть любовь преизливающаяся, поэтому едва только нашего сердца коснется Христова благодать, оно умиряется и затихает, как младенец на руках своего родителя.

«Иисусе, муки всякия избави мя...» А что мы знаем о муках, которые именуются вечными, которые ждут человека в случае, если он никогда не считал необходимым для себя каяться, бороться, очищаться, но, заполонив здесь, на земле, свое сердце грехом, по исходе души из тела очутился во тьме кромешной? Итак, начнемте с вами под руководством слова Божия разбирать какие-то виды вечных мучений, открытых нам в Священном Писании, и поймем, от каких страстей эти муки уже в земной жизни начинают нас угнетать и истязать.

Прежде всего, упомянутая мной тьма кромешная – вечный мрак, в котором оказывается гордая, заносчивая, надменная, высокосердная душа. Представьте себе, что эта кромешная тьма есть не что иное, как обуревание нашего ума духом гордыни. Человек, не признающий над собой Божиего суда, говорящий о Боге, что Его нет, человек, донельзя тщеславный, то есть вместо воздания Богу подобающей Ему хвалы и славы ищущий прославления лишь собственного имени, по необходимости будет мрачен душой. Душа его будет осязать эту тьму и несказанно мучиться в ней.

И напротив, светоносно только смирение. Смирение как постижение своей малости, зависимости от Господа и нужды в Его просвещающей благодати. «Смирился я, – признается царь Давид, – и спас меня Господь». И когда мы ощущаем себя малыми детьми, более того, слепыми кутятами, когда чувствуем свою немощь и слабость, а вместе с тем по-детски уповаем, надеемся на Божественное всемогущество и благость, тогда душа успокаивается и просвещается светом Христова смирения.

Есть еще такая вечная мука, которая именуется червем геенским. Сам Спаситель говорит о том, что люди, отвергнувшие Божественную благодать, скончавшиеся без покаяния, без примирения совести с Богом, становятся жертвой геенского червя, который никогда не усыпает в своей мучительской деятельности. Но ведь и на земле мы можем быть угрызаемы этим змием. Речь идет, с одной стороны, о необузданной страсти гнева и безумной привязанности к земным благам, условно к серебру и злату.

Внимательно понаблюдайте за человеком, который, обладая огромным имением, часто пребывает в тревоге, страхе, озлобленности на тех, кто посягает на его имущество. Не мне вам рассказывать, как имущественные вопросы даже ближайших кровных родственников делают врагами. Человек, переживающий потерю какого-то земного имения, ощущает, как сердце его сжимается, растаскивается, растягивается действием этим геенского червя. И напротив, кротость, миролюбие и известная холодность, отстраненность от земных благ, понимание, что лучше отдавать, чем приобретать, умение делиться – сообщают нам всегда умиротворенность, легкое, светлое расположение духа.

Избави нас, Господи, от геенского червя и геенского огня! Помните вы и такой вид муки – вечный огонь. Речь идет не о том факеле, который возжигают перед памятниками солдатам и воинам, а о действии блудной страсти в глубинах падшей человеческой природы. Если блудник при достижении своих похотных мечтаний ломает человеческие судьбы, несмотря на лицо другого, жаждет лишь обладания плотью, оскверняя чужое и свое тело, то он сам признается вам в минуту откровенности, какой адский огонь жжет его телесные члены, испепеляет его душу.

И дай Бог нам, друзья, быть чуждыми этого огня, но радеть о сердечном целомудрии,  блюсти супружескую верность как зеницу ока, никогда не переступая красной черты, запечатленной в заповеди Господа нашего, – «не прелюбодействуй». Притом речь идет не только об измене, но даже о мысленном вожделении. Как говорит наш Спаситель: «Древним было сказано: “не прелюбодействуй”, а я говорю вам: кто с вожделением посмотрит на чужую жену, уже согрешил в сердце своем».

Наконец, еще один вид вечной муки – это тартар, вечный, пронизывающий до костей холод, по сравнению с которым Минусинск – место в Якутии, где температура опускается до минус 67, точка абсолютного холода, – просто детская забава. Отчего бывает холодно в душе? Отчего она зябнет? Посудите сами, сколько сейчас людей с «подмороженным» сердцем! Сколько людей, в душе которых царствует вечная мерзлота!

Кажется, что эту муку приносит в душу уныние, как отсечение надежды на милость Божию. Уныние сковывает по рукам и ногам, парализует активную часть души и часто бывает следствием предыдущих смертных грехов, мной уже упомянутых. Человек, загнавший себя во мрак уныния, невольно ежится: на сердце и мрачно, и холодно, душа представляет собой как будто избу с настежь растворенными дверью и окнами.

И напротив, если мы обращаем свой взор ко Христу, распятому и воскресшему, если смотрим на Него с детским доверием, как на Отца Небесного, Господа Бога Вседержителя, победившего самую смерть воскресением, если молимся Спасителю с благонадежием: «Иисусе Христе, изгони мрак гордыни, холод уныния, потуши огонь похоти, освободи меня от червя геенского, который праведно терзает душу из-за моей раздражительности и пристрастия к земному. Господи, просвети ум мой! Господи, умири сердце мое! Господи, даруй мне смирение и кротость, терпение и любовь!» – такой человек уже здесь, на земле, всегда пребывая в покаянии, чувствует, что вечная мука обходит его стороной. Потому что Сам Бог вселяется в наши сердца благодатью. Сам Бог согревает нас в Своих отеческих объятиях, ведь Он пришел вывести из вечного мрака и уныния человеческие души. Он пришел даровать нам истинное бытие в свете, мире и любви. Он наш Спаситель, потому что всякий, уповающий на Него, не постыдится.

«Иисусе, муки всякия избави мя» – молимся мы с надеждой и радостью. Потому что спасение есть не что иное, как союз со Христом, Который, обращаясь к нам, говорит: «Я с вами во все дни до скончания века».

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать