Духовные размышления. «Радуйся, тела моего врачевание…»

2 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Дорогие мои друзья, как часто от людей, преимущественно пожилого возраста, на семейных праздниках или при встрече после долгой разлуки, когда нас спрашивают: «Как ваши дела? Как ваша жизнь?», мы слышим пожелание: «Здоровья, здоровья, самое главное – здоровья!» А разве с этим поспоришь? Конечно, Бог наш сотворил мир и ввел в насажденный Им Эдем сладости Адама совершенно здоровым. В медицинской карте первозданного человека не было ни единой пометки. Дело в том, что Бог есть Жизнь преизбыточествующая, и поэтому все, что сходит с Его творческих перстов, прекрасно.

По замыслу Божьему человек не должен был умереть. Если бы он оставался послушным и кротким созданием и если бы во всем поступал по воле Божьей, то обрел бы опытное бессмертие, и ни одна страсть, ни одна болезнь и телесный недуг никогда бы к нему не прикоснулись. Однако свершилось иначе: Адам, соблазненный Евой, согрешил; Ева вместо покаяния решила переложить вину на змея, праотцы потеряли живое общение с Творцом, лишились дыхания Божества, оказались изгнанными из рая, обреченными на душевные томления, телесные болезни, которые рано или поздно берут свое и доводят человека до исполнения над ним Божественного приговора – душа временно разлучается с телом и предстает там, за гранью земного бытия, на Суд своего Небесного Владыки.

Христос-Спаситель уврачевал ту страшную рану, которую получила наша природа по вине дьявола и собственному непослушанию. Господь воскрес, Он проложил нам новый, живой путь в Свое Царство, но не отменил подвиг, подвиг верности и любви, так что земная жизнь и поныне не обходится без страданий, а значит без необходимости претерпевать душевные скорби и телесные недуги. Согрешают ли наши бабушки, желая нам здоровья и здоровья? Нет, конечно, если иметь в виду не только здоровье тела, но и здоровье души. «В здоровом теле, – говорили еще древние римляне, – здоровый дух, и об этом надобно молиться», – вот полный текст латинского изречения. И мы сегодня поговорим о здоровье души и тела применительно к нашей любимой теме.

Мы открываем Акафист Богородице и вспоминаем обращение к Ней: «Радуйся, тела моего врачевание…» Да, наше тело – это священный сосуд, некий киот, в который вправлена бессмертная человеческая душа. Наше тело есть инструмент, посредством которого разумная душа тщится исполнить волю Божию. О здоровье своем мы должны печься и весьма внимательно относиться к своему телу, самовольно его не повреждая и не разрушая вредными привычками. На Бога надейся, сам же не плошай! Вот почему, молясь: «Радуйся, тела моего врачевание…», приступая к Святой Чаше Жизни, причащаясь пречистого Тела и Крови Спасителя во исцеление души и тела, нам должно усваивать такие благие навыки, которые помогут сохранить тело во здравии, сколько дает его Бог, и не рубить сук, на котором мы сидим: правой строя, левой не разрушать.

Действительно, любое злоупотребление земными дарами приводит к расстройству многих телесных отправлений, вот почему воздержание в общем смысле этого слова есть коренная, я бы сказал базовая добродетель христианина. Все даровал нам Господь для нашего блага. Вкушение пищи и питья есть потребность, необходимая для восстановления наших сил, а силы нам нужны для богоугождения и служения людям. Однако попечения о плоти апостол Павел просит не превращать в похоти, и служение телу и угождение страстям (чревоугодие, опивство, пьянство) – согласитесь, это большая разница. Вот почему, молясь: «Радуйся, тела моего врачевание…», прося Богородицу Марию исцелить наши недуги, поддержать нас в наших хворях, возвратить нам драгоценнейший Божий дар – здоровье, будем очень внимательно следить за собой, чтобы вкушение пищи и пития не стало для нас поводом к невоздержанию, пресыщению, опьянению, от которых человек сам не свой, себе не принадлежит, и, если злоупотребит Божьим даром насущного хлеба, то может изрядно сократить свою жизнь.

Добавим к этому, что сегодня мы должны быть очень внимательны к тому, что едим, ведь большинство продуктов, к сожалению, сдобрены такими добавками, вследствие которых они, может быть, и не портятся, сохраняют товарный вид, однако не то что малополезны, но бывают просто вредны для человека. И сколько таких напитков, несовместимых с жизнью, несчастная молодежь употребляет, не разбираясь в том, что ей подсовывают; сколько сладостей, которые сохраняются и сто, и двести лет в первозданном свежем виде подростки лопают, не понимая, что они уже к юношеским годам могут серьезно повредить своему здоровью. Вот почему сегодня, прося Богородицу, чтобы Она вела нас по жизни, давайте подсчитаем пяди: раз, два, три, четыре, пять, шесть, еще есть место для седьмой на своем челе, ибо спасение утопающих есть дело рук самих утопающих, и не должно быть жалко ни времени, ни сил на то, чтобы мы питали наших детей преимущественно натуральными продуктами. Пустячок, но будучи помноженный на 365 дней в году, он вырастает в нечто весьма важное для нашего земного бытия.

«Радуйся, тела нашего врачевание…» – обращаемся мы к Богородице, а часто забываем, насколько важно соблюдать режим, упорядочить наши труды и отдых с тем, чтобы не подвергать насильству наше естество. Вновь меня очень тревожит и как священника, и как врача, и как родителя в одном лице тот факт, что многие молодые люди перепутали день с ночью. Они разрушили внедренные в нас биологические ритмы и сидят по ночам за компьютерными бдениями, а днем ползают как мухи по весне, что-то квело отвечают, смотрят мутным взором в книгу и видят там развесистое инжирное дерево.

Поверьте, дорогие друзья (если кто-то из молодежи сейчас мысленно беседует с батюшкой), можно нанести существенный урон сердечной мышце, истощив ее произвольной бессонницей. То же справедливо и в отношении мозговой деятельности. Наш мозг, посредством которого разумные импульсы, исходящие из души, оформляются в рассудочную деятельность, способность логического мышления, способность воспринимать впечатление мира, обобщать, анализировать и для себя находить стратегию и тактику разумной жизнедеятельности, должен непременно отдыхать. Шесть-семь часов сна – это не шутка-прибаутка, но жизненная потребность, которой был верен даже преподобный Серафим Саровский. Представьте себе, в ночное время он спал три-четыре часа, но при этом ложился очень рано и даже делился своим жизненным опытом, говоря, что каждый час до полуночи, который мы проводим во сне, равен двум с половиной часам после полуночи. Между прочим преподобный Серафим имел возможность отдохнуть и днем от полутора до двух часов и таким образом набирал ту норму, которая позволила ему с радостным пасхальным видом, свежестью во взоре, удивительной живостью в интонации принимать народ часами, сутками, так что никто от него не отходил неутешенным, но благодать Духа Святого жила в здоровом теле, а правильно организованный день, в котором сочетались и труды, и момент отдыха, созерцания, размышления, делали преподобного Серафима кладезем премудрости.

«Радуйся, тела моего врачевание…» Сегодня, рассуждая о нашем собственном здоровье, давайте подумаем, дорогие друзья, о сочетании физики и психики, души и тела, ведь даже маленькому лесному ежику должно быть понятно, что наша телесная субстанция, телесные члены и внутренние органы находятся в определенной зависимости от тонуса, конституции, устроения нашей души.

Говоря о здоровье, скажем два слова о несчастной склонности современного человека впадать в раздраженное состояние: хмуриться, изливать, простите за слово, изрыгать собеседнику слова, напитанные ядом осуждения, небрежения и даже ненависти. Человек, который допускает в себе разлитие желчи, злобы и ненависти, вредит не только ближнему, но и самому себе. Мерцательная аритмия, ишемия, сердечная недостаточность, предъязвенные состояния, прободная язва – и не перечислить всех весьма тяжких телесных недугов, которые провоцируются неправильным, уродливым, греховным состоянием души. Вот почему на Бога надейся, сам же не плошай.

Молясь Богородице, мы должны и от себя прибавить нечто, чтобы сохранять баланс ума и сердца, чтобы ни в коем случае не поддаваться на провокации от людей немирных, гневных, не заимствовать эти искры пламени, дабы они не прожигали насквозь наше сердце, и сами мы в ответ на раздражение как Сивка-бурка, вещая каурка не вставали на дыбы, не получили репутацию человека вздорного, агрессивного, немирного, того, кто может общаться только на повышенных тонах и лучшим доказательством своей правоты считает собственный кулак. Нет! Но, произнося Богородице: «Радуйся, тела моего врачевание…», давайте у Нее позаимствуем ясность мысли, умиротворение сердца, кротость, выдержанность, сдержанность, приветливость, доброжелательность, светлость улыбки – такие свойства и качества, усвоив которые, милостью Божией мы доживем до ста лет в служении Богу и людям, благодарении Божией Матери.

 

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать