Духовные размышления. «Иисусе, сердца моего веселие…»

31 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Многие знают, дорогие друзья, что в самых обеспеченных странах Европы, например в Швеции (мне приходилось несколько раз бывать в этой северной скандинавской стране), в городах, где жизнь устроена наиболее комфортно не только для коренных жителей, но даже и для так называемых беженцев, получающих в месяц по 1000 евро и бесплатную квартиру в придачу, люди наиболее страдают от депрессии, от какого-то безотчетного уныния.

А в США, где на душу населения приходится самое большое потребление электроэнергии, в порядки раз превышающее даже европейские показатели (помолчим о странах третьего мира, третьего Рима), люди не обходятся без психологов, психоаналитиков, а нынче – без астрологов и психиатров, почти все сидят на каких-то антидепрессантах. Это, конечно, не преступление, и прием лекарств, безусловно, оправдан в иных случаях, но так, чтобы явление носило поголовный характер, – что-то здесь не так.

Вспоминая многозначительные слова Игоря Талькова «живут Америка с Европой», сегодня мы по необходимости делаем коррекцию, как они там живут. Оказывается, что уровень материального благосостояния, все возрастающие чувственные потребности вовсе не ведут душу в страну ослепительного счастья, не в состоянии даровать сердцу бодрость, радость и веселье.

Напротив, подростки закормленные, обласканные, живущие на всем готовом, подчас не знают, куда деться от внутренней пустоты, чем ее заполнить. Они страдают от бессмысленности своего жития-бытия и порой совершают страшные поступки: иные укорачивают или вовсе обрывают собственную жизнь в поисках острых ощущений, а другие обрушивают на окружающих не имеющие никаких рациональных обоснований агрессию, зло, находя удовольствие в том, чтобы причинять боль людям.

О чем все это говорит, о чем свидетельствует? О том, что жизнь без Христа пуста. Человек, не обретший в воскресшем Спасителе точку опоры, не знающий, не ведающий Бога живого, человек, отчужденный от дыхания благодати Христовой, – не вполне человек, а некое разумное двуногое существо, страждущее от неизбывной внутренней боли, когда болит не столько тело, сколько душа – наше вечное «я».

Вот почему, дорогие зрители и слушатели, раскрывая полюбившийся нам Акафист Иисусу Сладчайшему, мы с особенным чувством, с особенно глубокой мыслью вчитываемся и произносим такие слова: «Иисусе, души моея веселие». Как неожиданно, как удивительно звучит эта молитвенная фраза! Ведь для чуждого Церкви, совершенно лишенного религиозности человека область религии, веры представляется сводом каких-то скучных нравственных правил, преимущественно запрещений (табу): этого нельзя, то нельзя – «скучно жить, господа», но нужно, потому что высшая верховная инстанция за нами смотрит и следит. Естественно, что от такой серой, карикатурной схемы душа, и без того не имеющая повода к радости, защищается руками и ногами, упирается, она не хочет даже слушать скучные проповеди морали.

Между тем как далекий предок Бога воплощенного, царь Давид, предвидя пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа, обращался к Нему – Сыну Божию – с такими непостижимыми словами: «Радосте моя! Избави мя от обышедших мя!» Бог есть полнота, все Собою наполняющая, Он – Спаситель – есть Альфа и Омега, начало и конец, источник, причина и цель человеческого бытия, Он есть родник преизливающийся. И только обретя живое единство со Христом, вступив с Ним в таинственную связь посредством веры, покаяния, молитвы, исполнения Его заповедей, мы ощутим, что наше сердце, прежде мертвое, оживает, резервуар души наполняется таинственной, живительной, веселящей влагой – благодатью Святого Духа.

Итак, вера, надежда и любовь – это очень светлые, жизнеутверждающие, несущие собою вдохновение, качества. Апостол Павел, размышляя о плодах веры, не на последнем месте ставит радость бытия, а Христос, обращаясь к Своим последователям, говорит: «Если не обратитесь и не станете как дети (по сердцу), не войдете в Царство Небесное (Царство Небесное не войдет в вас)».

Вспомним наше собственное золотое детство: как мы умели в три, пять, шесть лет радоваться каждому наступающему дню; как манил нас к себе этот прекрасный, бесконечно разнообразный мир; краски лета и осени приводили в восторг невинную душу; каждый звук, линия, очертание, каждая песчинка и былинка были предметом сколь угодно долгого созерцания, может быть, даже размышления (если малыши размышляют наедине с самими собой). И это есть отображение, символ чистой, смиренной, кроткой, молитвенной, мудрой христианской души, которая воспринимает священный дар жизни как драгоценность.

Если так прекрасна краткая земная жизнь, то что же, Кто же для души прекраснейший из сынов человеческих, свидетельствующий о Себе – а со Креста неправды не говорят: «Аз есмь путь, истина и жизнь», жизнь с избытком. Он есть свет, и в этом свете жизнь для всех человеков. Стало быть, истинная вера в воскресшего Христа – вера зрячая, вера горячая – прежде всего отзывается в сердце таинственной радостью: «Эврика! Мне открылось, я нашел! Я обрел то, что душа моя искала от юности своей».

И действительно, Христос Спаситель есть живой смысл нашего бытия, Он неподражаемый образец, Он идеал, к которому можно и должно стремиться, Он не холодный Абсолют, затерянный в заоблачных сферах, Он Бог живой, Который нас видит, слышит, любит, простирает к нам со Креста руки. Более того, на каждую минуту, секунду, миг нашего бытия предлагает нам Свою помощь, поддерживает и укрепляет, хранит от соблазнов, вспомоществует в борьбе со злом, которое изнутри стучится в сердечные ворота.

«Иисусе, души моея веселие…» Истинно верующий христианин начинает и завершает день с благодарения: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь! Благослови меня на настоящий день!» Вспомним нашего пращура – Красно Солнышко, святого равноапостольного Владимира. Князь Владимир участвовал в более чем сорока сражениях за свою насыщенную событиями жизнь. Он любил природу, любил охоту, любил домашний уют, был верным мужем своей жены и отличался миролюбием к тем, кто не искал с ним войны.

 Как начинал день святой князь Владимир? Вставал он вместе с солнышком – почему и получил в народе такое удивительное прозвание – и тотчас обращал к Создателю чудесную молитву: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, за то, что Ты даровал мне видеть свет Твой прекрасный! Прибавь мне месяц от месяца и год от года, дабы, во всех своих грехах покаявшись, прославлял я имя Твое святое!»

Итак, лучшее средство от печали и уныния, пушкинских хандры и сплина, от отчаяния, которое иногда синим пламенем лижет наши пятки, – это вера и любовь ко Христу. Но не та вера, которую являют собою демоны – они веруют и трепещут от страха, – а вера, исходящая благословением; вера, которая погружает наше сердце в благодарственное состояние; вера, которая отпечатлевается на лице светлой улыбкой, ведь мы призваны осуществить в нашей жизни – такой короткой, потому такой прекрасной – светлый завет: «С молитвой к Богу, с любовью к людям». Поэтому не будем забывать первые слова Господа, обращенные Им к апостолам и к мироносицам тотчас по восстании из мертвых: «Радуйтесь! И снова реку (говорю) вам: радуйтесь!» Почему Акафист и заставляет нас раздумывать над словами: «Иисусе, души моея веселие».

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать