Духовные размышления. «Иисусе, красото пресветлая…»

30 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Одним из самых глубоких стремлений, от рождения заложенных в человеческие сердца, является поиск красоты. Действительно, эстетическое чувство, потребность видеть красоту, созерцать ее, воплощать в собственной жизни есть нечто, отличающее человека от обезьяны.

Всякому из наших сегодняшних собеседников, конечно, ведомо, как августовской ночью где-нибудь на берегу Черного моря (русской Тавриды), когда не спится из-за тихого шума волн, запаха трав, эвкалиптов, цветущих чайных роз, пробудившись, вы выходите на свежий воздух, закидываете голову и видите роскошное бархатно-черное небо, усеянное крупными, с орех, звездами, которые образуют причудливые узоры. Над головой мерцает Млечный Путь, созвездие Лебедь в форме почти правильного креста… Вы не можете оторвать от этой картины изумленного взгляда, и в вашей душе рождается слово «лепота» – «красота» по-славянски. Да и с детских лет мы помним слова известной песни: «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Люди совершенно особым образом откликаются на красоту человеческого лица. Действительно, пропорциональные черты лица, большие, красивые, вдумчивые глаза невольно заставляют вас помышлять о том, как прекрасен человек.

Красота для многих является очень большим испытанием, а для других – искушением, потому что и жить нужно достойно того образа, который вложил в нас Создатель. И напротив, ничто нас так не ранит, не утомляет, как безобразие, хаос, который шевелится под ногами. Потому в советское время человек, выросший среди однотипных и бездушных хрущевок, впервые попав в Вену, на родину австрийского композитора Моцарта, да и просто приехав в июне (белые ночи!) в город на Неве, не мог перевести дыхания: настолько неотразимо, магически действует красота архитектуры, этой застывшей музыки. И как ни ряди, но красота есть одно из божественных совершенств, таких, как вечность, святость, всемогущество.

Эстетическое чутье, потребность красоты неистребимы в нашей природе. Потому одна из задач правильного воспитания и образования – давать детям понятие о красоте, которая есть гармония единства формы и содержания. Необходимо учить детей видеть красоту в природе, шедеврах живописи, литературе (красоту слова и слога). Давайте вспомним в связи с нашим разговором знаменитое чеховское «В человеке все должно быть прекрасно – и глаза, и язык, и одежда, и лицо». «Быть можно дельным человеком, заботясь о красе ногтей», – возвещал великий эстет и вместе с тем человек глубокого сердца и доброты Александр Сергеевич Пушкин.

Нам только остается задать вопрос, откуда все это великолепие земного творения: красота волн, которые мог без конца живописать Айвазовский, никогда не насыщаясь предметом своего созерцания, красота русского леса, закатов и восходов. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов свидетельствует, что источник всей видимой нами красоты – это Господь Бог. Он воззвал мир к бытию, Он обустроил его для блага человека, Он вдохнул в нас Свой вечный Образ и даровал нам это стремление к первозданной красоте.

Вот почему, раскрывая акафист Иисусу Сладчайшему, мы находим там такое замечательное, удивительное обращение к Спасителю: «Иисусе, красота пресветлая». Он, Господь Иисус Христос, Бог и Человек в едином Своем Лице – прекраснейший из сынов человеческих, как пророчествовал о нем царь и пророк Давид. В Иисусе Христе соединились и божественные и человеческие совершенства: абсолютная благость, любовь, правда, мир, сила, премудрость. Христос – это Солнце, в Котором никто никогда, даже самый придирчивый критик, не выявит и не найдет ни единого пятнышка. Не случайно Сам Спаситель свидетельствует: Аз есмь Свет. И этот Свет просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Вот почему я берусь утверждать, что человеческая жизнь может быть основательной, чистой, праведной, красивой, высокой, только когда посвящена прославлению Христа Искупителя. В единстве со Христом нам даруются силы, необходимые для пересоздания своего сердца, избавления от нечистоты, грязи, злобы, гордости, похоти, обмана, нечестности. И только когда Спаситель вселяется в нас Своею благодатию, мы обретаем внутреннюю духовную красоту, которая позволяет именовать истинных христиан сынами Света и сынами Царствия.

Согласитесь, жизнь сегодня очень непроста и сложна. Сегодня даже крещеные люди часто не могут выйти из трех сосен, в которых они заблудились: уныния, гордости, лукавства. И лишь внутренняя обращенность ко Господу, детская зрячая, горячая вера, внутренняя молитва: «Иисусе Христе, очисти меня! Иисусе Христе, помилуй меня! Господи, дай мне силу изменить в себе то, что я могу и должен изменить. Господи, дай мне терпения перенести то, чего изменить в себе я не могу. Даруй мне мудрость, чтобы отличать первое от второго»; только внутренняя связь и единство со Христом позволяет хаос превратить в космос, позволяет нам измениться от худшего к лучшему, преодолеть свои страстные привычки, пороки, изжить грехи и мало-помалу очиститься, осветлиться настолько, чтобы и мысли, и намерения, и слова, и действия, и поступки, и вся наша жизнь были светлы и чисты и достойны Божьего милосердия.

Поэтому, на мой взгляд, нет большей ошибки и большего преступления, чем отдалить детей от воскресшего Христа, лишить их возможности просвещаться верой и любовью к Господу, причащаться Святых Христовых Таин. Однако причастности Церкви может быть недостаточно, если мы мечтаем о том, чтобы жизнь наших детей была красива, стройна, чиста и лишена всякого безобразия. Необходимо, чтобы и взрослые шли впереди своих детей, чтобы их жизнь находилась в согласии с обетами веры, чтобы слова и дела не противоречили друг другу.

И если христианин обрел эту целостность православного миросозерцания, если он научился духовно предстоять взору Божью и, устремляя глаза на Спасителя, видеть, что Бог – источник благости, красоты, истины, тогда остается лишь малое – приложить к нашим убеждениям собственную жизнь, очистить свою жизнь от греха и порока, обрести сердце цельное, чистое, мягкое, смиренное, кроткое, радостное, исполненное благодарности и повести за собой в мир прекрасного детей. Если вы помните, было такое отдельное общественное поручение в советской школе – отвечать за «Мир прекрасного». В этот мир и приглашает нас Христос Искупитель, раскрывая Свои объятия со креста.

Безобразие человеческой жизни заключается, конечно, в тайном порабощении греху и порокам. Напротив, едва лишь душа ступит на стезю покаяния, переосмысляя прожитое, исповедует и освободится от грязи темных, содеянных в неведении и по глупости дел; едва лишь получит через таинства Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин импульс к исполнению заповедей Божьих – мир вокруг нас преображается: он обретает свое полнозвучие и полноцветие. Действительно, что прекраснее милосердия и сострадания? Что неотразимее целомудрия и умения сохранять внутренний мир души от непрошеных посетителей и худых помыслов, безобразных образов? Что лучше честности и правды? Что привлекательнее смирения, кротости и любви?

Итак, источник нравственной и всякой иной красоты в этом мире – воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. Будем обращаться к Нему, как дети к родителю, лицо которого источает свет: «Иисусе Христе, красото пресветлая, помилуй меня!» И жизнь наша станет немножко светлее, мирнее и радостнее, и мы уже никогда не оглянемся назад, но будем взирать вперед, по направлению к вечному свету правды и любви.

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать