Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пожилые люди, к сожалению, часто сетуют на то, что жизнь промелькнула, но вот оставила в сердце горький след. Как пелось в песне Булата Окуджавы: «Бабушка плачет, мало прожила, ее утешают, а шарик летит». Совсем иное мы видим на лицах детей. Какой контраст! Чем ребенок более юный, тем он оживленнее, тем он непосредственнее реагирует на явления Божьего мира. Почему дети прыгают, бегают, редко сидят спокойно? Да потому, что их переполняет это прирожденное, дарованное им от младых ногтей чувство радости. Они как будто выплескивают эти брызги светлого расположения духа, хотят весь мир привлечь к себе и со всеми людьми водить хороводы.
Итак, сегодня мы размышляем с вами, дорогие друзья, об устроении человеческой души, спрашиваем сами себя, куда ушла эта радость золотого детства, это искрящееся пасхальное состояние духа. Думается, что чем чище человеческое сердце, чем менее оно искушено во зле, тем душа свежее благоухания, она напоминает собой райский цветок. Не потому ли и детей мы называем «цветы жизни»? И эта радость есть не что иное, как присутствие Божьей благодати в сердце ребенка, даже еще не просвещенного таинством Крещения. Не случайно преподобный Серафим Саровский говорил, что Бог радостотворит все, к чему ни прикасается перстом Духа Святого.
И напротив, чем более мы погрязаем в тине человеческих страстей, коснеем в наших согрешениях, чем более предоставляем лукавому место в нашей душе, тем она становится тяжелее, темнее, как будто бы ощущает пудовые гири. Крылышки опускаются вниз, и человек, испытывая эту внутреннюю то тяжесть, то пустоту, печалится, тревожится, унывает, перестает воспринимать жизнь как дар, перестает благодарить Создателя за каждый прожитый день. И не дай Бог это его внутреннее неустройство, сумятица мыслей и чувств перейдут в заболевание, депрессию, о которой я не буду сегодня много распространяться; она, увы, знакома некоторым из моих сегодняшних собеседников.
Но возникает вопрос: как вернуть душе радость бытия? Кто сделает ей инъекцию, впрыскивание эликсиром жизни? И ответ на этот вопрос только один: Христос Спаситель, пришедший в этот мир как истинный Человек, оставаясь Богом. Он вкусил горькую смерть, испил чашу страданий, чтобы, победив зло воскресением из мертвых, вернуть нам полноту и радость бытия. Вот почему, раскрывая Акафист Иисусу Сладчайшему, то церковное произведение, к которому мы прибегаем каждый раз, когда пускаемся с вами в духовные размышления, находим такое замечательное обращение к Источнику бытия: «Иисусе, сердца моего веселие…»
В самом деле, какие удивительные слова! Иисус Христос – источник радости и веселия. Единение со Спасителем дарует причастность к подлинной вечной жизни бессмертному человеческому духу. Без соприкосновения, без общения с Божией благодатью, со Христовой благодатью – а даруется она по вере, крещению и жизни, соответствующей заповедям Христовым, – без единения со Христом и свет не мил, и хлеб не сладок. И действительно, только раскроешь Блока или Есенина, и дыхнет из некоторых поэтических творений этим безрадостным состоянием: «Неуютная, жидкая лунность...»; «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым». Между тем весна покаяния, желание пересмотреть свою жизнь, словесно обнажить некогда нами сделанный грех, а главное – обращение от тьмы к свету, от идолов к Живому Богу, от смерти к области вечной жизни – это обращение, этот разворот, этот вектор, эта стрела, направленная туда, к свету, совершенно перерождает порой человека.
Христианин – не скучное, не занудное, не унылое существо; христианин не буквоед, не фарисей, не законник, не духовный сутяжник, который переливает из пустого в порожнее. Но Сам Спаситель именует Своих учеников сынами света, сынами Царствия. Не случайно первое слово, которое услышали Мироносицы от ангела: «Радуйтесь». И Спаситель еще на Тайной Вечере обещал Своим последователям даровать такую радость, которой никто никогда у них не отнимет.
Замечательным подтверждением наших слов является опыт преподобного Серафима Саровского. Действительно, он напоминал собой солнечного старца. В белом балахончике, бродя где-то среди дубравы, на дальней пустыньке, Саровский угодник пел по памяти множество церковных песнопений, любимые из которых были для него пасхальные. И дух радости, осенивший этого подвижника, дух, который он носил в своей чистой, девственной совести, выражался в чудных словах. «Радость моя, Христос воскресе!» – приветствовал он всякого приходящего не для того только, чтобы обнадежить, вдохновить, утешить, но для того, чтобы поделиться тем пасхальным состоянием духа, в котором находилась его светлая душа.
Сегодня, дорогие друзья, нам нужно очень бдительно наблюдать за самими собой, чтобы упомянутый мною дух уныния и тоски, хандры и сплина тихой сапой, змеей не вошел в полурастворенную дверь нашего сердца, не подморозил нашу душу, как это случилось с Каем, героем сказки Ганса Христиана Андерсена. Но мы призваны учиться видеть светлую сторону каждого события. Нельзя собирать отрицательные, горькие впечатления, нельзя давать им аккумулироваться и умножаться в душе, но христианин, по слову многих наставников благочестия, должен напоминать собою уточку, которая, выйдя из воды, сразу отряхивается и совершенно освобождает крылья от влаги. Вот почему в общении друг с другом очень важно приветливое выражение лица, улыбка, которая, по слову детской песенки, является залогом дружбы, как с ручейка начинается река.
Такие пасхальные святые, как праведный отец Иоанн Кронштадтский, не спешили делиться худыми новостями с окружающими их людьми, но взвешивали, обдумывали каждое слово, готовое сорваться с уст. И нам, в наш сумрачный, жестокий и лукавый XXI век, должно больше распространять вокруг себя лучей веры, надежды и любви, ободрять и поддерживать людей, преодолевая рознь века сего тайной молитвой к Небесному Отцу. И как хорошо, что сегодня мы с вами выбрали в качестве такой молитвы обращение к Спасителю из Акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, сердца моего веселие…» Аминь.
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!