Духовные размышления. «Иисусе, Сыне Бога Живаго…»

28 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья, в Священном Писании Нового Завета мы можем найти очень много таинственных, высоких и прекрасных выражений. Так, в книге Откровение святого Иоанна Богослова есть слова, которые исходят из уст Самого Христа Воскресшего: «Аз есмь Звезда утренняя». И в одной из первых глав Апокалипсиса мы находим такое замечательное обетование – побеждающему дам звезду утреннюю. Что это за утренняя звезда? Что это за высокая, Богом данная награда?

Раскроем послание святого апостола Петра, в котором мы увидим не менее интересные слова. «Хорошо вы делаете, – говорит своим читателям и духовным чадам первоверховный апостол, – что прибегаете к слову Божьему, которое сияет как светильник в темном месте». Темное место – это сердце человека, заполоненное страстями гордости, гнева и похоти. Но слово Божие помогает нам возжечь светильник, который таинственно мерцает из-под покровов страстей, – это благодать Святого Духа, дарованная нам в Крещении. «Поучайтесь в слове Божьем, – говорит апостол, – до тех пор, пока в сердцах ваших не взойдет звезда утренняя».

Итак, утренняя звезда есть благодать Святого Духа, которая по мере нашего очищения от страстей – противонравственных мыслей, желаний и представлений – начинает все ярче и ярче сиять в сердце человека. Вспомним волхвов, о которых нам повествуют евангелисты. Некогда они увидели на небосводе таинственную звезду, которая то исчезала из виду, то появлялась на горизонте и как будто манила и вела этих восточных мудрецов к великой цели. Какой? Из Священного Писания те узнали, что это звезда от Иакова, звезда, которая знаменует пришествие в мир Мессии, рождение Царя Иудейского. Следуя за ней, три волхва пришли из далекой Персии в Иерусалим, затем в Вифлеем, где звезда опустилась и обратила свои лучи на Богомладенца Иисуса Христа. Цель путешествия боголюбцев была достигнута: они поклонились Христу и положили к Его стопам свои дары как Богу, как Царю и как истинному Человеку.

Но и в жизни каждого из нас, новозаветных учеников Христовых, есть эта таинственная звезда, которая, взойдя на небосводе, ведет нас к цели – нашему спасению, очищению, преображению и освящению Божественной благодатью. И об этой утренней звезде сегодня нам всего яснее расскажет Акафист Иисусу Сладчайшему, к которому мы обращаемся каждую неделю, черпая в нем обильную пищу для духовных размышлений.

«Иисусе, Сыне Бога Живаго». Вот она, звезда утренняя, – призывание Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, молитва Иисусова. Каждому из нас Мать Церковь заповедует на всякое время, во всяком месте, без лености, неспешно, с глубокой верой, вникая умом в каждое слово молитвы, произносить эту Богом данную Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)».

Святая Церковь устами преподобного Серафима Саровского свидетельствует нам, что если христианин в простоте и незлобии будет в течение дня призывать имя Христово, предстоя Живому Богу, следя за своими помыслами, отгоняя с помощью той же молитвы худые мысли, то мало-помалу этот огонек будет разгораться в его сознании все ярче и ярче. Если мы соединим нашу тайную молитвенную жизнь с частой исповедью, благоговейным причащением Святых Христовых Таин, если будем молиться, черпая нравственные силы для служения людям, для того чтобы быть скорыми в деятельном милосердии, тогда эта молитва соделывается для нас как бы путеводной ниточкой, будет светить нам, как Полярная звезда, в кромешной ночи этого греховного мира.

Наш дух, освященный таинством Крещения, имеет замечательную способность всегда памятовать о Боге, всегда устремляться к Нему, всегда искать Живого Бога; и успокаивается он только тогда, когда достигает с Ним подлинного единения и родства. Молитва Иисусова, содержащая в себе исповедание Спасителя Сыном Божьим, по своей краткости крайне удобна для всегдашней устремленности нашего ума и сердца к невечернему Божественному свету.

Христианин должен молиться Иисусовой молитвой в крайней простоте, вовсе не помышляя о том, что он совершает какое-то великое дело, которое отличает его от неучей, поставляя в особое, привилегированное положение пред Господом. Нет. Но как мы не можем не дышать, как тянемся к источнику тепла и света, так же христианин имеет внутреннюю потребность призывать Господа, славить Его, каяться пред Ним и просить Его помощи. Благие плоды Иисусовой молитвы должны быть чужды всякой мечтательности, нервозности и разгорячения.

В чем плоды правильной молитвы? В том, что нам становится некогда грешить. Потому что если мы чувствуем направленный на нас взор Божий, если ходим в свете лица Господня, то никогда не будем беззаконничать пред лицом Живого Бога и пленяться развратными, гордостными, злыми помыслами. Человек, кающийся пред лицом Господа: «Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй мя», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», постоянно ощущает свое недостоинство, свою греховность, слабость, нечистоту, а значит, неприметно для самого себя смиряется пред Богом, что многоценно. Потому что гордым Господь противится, а смиренным дает благодать, помощь, поддержку и покров.

Когда дьявол завидит в наших устах и нашем сердце Иисусову молитву, подобную блистающей жемчужине, тогда в страхе бежит вон, потому что там, где с верой призывается имя Всесвятого Бога, там невидимо присутствует и Он Сам, наш Создатель, Спаситель и Судия. Невидимо для нас, но явственно для падших духов, которые не выносят и единой искры Божественной благодати.

Живя с молитвой Иисусовой и идя дорогой жизни, сокрыв эту молитву в сердце, мы соделываемся неприступными для козней лукавого духа, но вместе с тем получаем от Господа Бога помощь, необходимую для свершения всех наших благих дел, задуманных нами добрых предприятий. Такой человек как будто имеет крылья за спиной: ум его бывает ясный, сердце – мирное; оглядываясь вокруг себя, он видит уже не уродство, не безобразие, но красоту этого мира. А самое главное, Господь умножает в сердце молитвенника любовь, ту силу, которая помогает нам, жертвуя собой, служить людям, видеть в них образ Божий и в служении им обретать для себя то великое счастье и блаженство, которое и уготовал Бог любящим Его.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать