Аудио |
|
Скачать .mp3 |
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
«Иисусе пресильный, прародителей избавление» – такими словами, взятыми из Акафиста Иисусу Сладчайшему, мы, дорогие друзья, обращаемся сегодня ко Господу, Который вкладывает в нас и веру, и любовь, и стремление обращаться к Нему в молитве и прославлять Его словом, а прежде – благими делами.
«Иисусе пресильный…» Да, действительно, так утешительно знать и верить, что наш Господь Иисус Христос есть Пантократор – Вседержитель. Он манием Своей десницы воззвал этот мир к бытию. Он, Всемогущий Господь Бог, сотворив мир, ввел в него, как в цветущий сад, человека – наших прародителей Адама и Еву. И сегодня, когда мы хотя бы на малое время обретаем возможность посмотреть на мир нерукотворной природы, когда в вечернее, ночное время, поднимая голову где-нибудь в русской Тавриде, видим на мягком черном бархате россыпи изумрудов и бриллиантов, созвездия Кассиопеи, Лебедя, Большой и Малой Медведицы, Млечный путь, который таинственно серебрится над нами, как не вспомнить слова из псалмов Давидовых: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земле». Действительно, ум человеческий теряется, когда начинает помышлять о неисчислимых звездных мирах и галактиках, и мы ощущаем себя какими-то букашками, познание которых столь ограничено, а между тем у Господа весь мир, Им сотворенный, лежит как на ладони. Он воистину Бог Крепкий, Живой и Всемогущий.
А посмотрите на цепи гор, возвышенностей, горные кряжи, горные вершины, которые спят во тьме ночной! Ничто так не восторгает человеческого духа как созерцание этих кручей, облеченных в вечные девственные снега. И подлинно эти вершины, славящие Господа в своей ослепительной красоте, напоминают нам о том, как немощен и слаб человек. Заберешься (если кому не страшно) на высоту двух-трех тысяч метров – и уже трудно дышать, а там еще остальные четыре или пять тысяч метров. Без особого снаряжения и подготовки даже думать страшно, чтобы покорять эти шеститысячники, семитысячники Килиманджаро, Эльбрус и Джомолунгму. А Господь, создавший горы, дает нам понять, что Он велик и славен и несть ограничения Его Божественной силы, которая мало того, что сотворила мир, но еще и все содержит в порядке, все сочленяя, сопрягая между собою. Дав миру поступательное движение, Бог ведет его к благим, Ему ведомым целям.
Многие из вас, наверное, этим летом побывали на море: Черном, если не Средиземном. И опять-таки, как некогда Александр Сергеевич Пушкин в памятном ему Гурзуфе на прибрежной скале обращался тогда к пучине со словами: «Прощай, свободная стихия!», и мы с вами можем безотрывно (недаром выставка художника Айвазовского сейчас по посещаемости уже много превысила экспозицию картин Валентина Серова) взирая на эту гладь, меняющуюся утром, днем и вечером, из молочно-белой превращающуюся в розовую, затем изумрудную, синюю, фиолетовую, черную, постигать, как безбрежна власть изрядно Художника– Бога. И повторяем уже осмысленно и умом и сердцем слова Акафиста: «Радуйся, Иисусе пресильный, прародителей избавление».
Конечно, если так велик и могуч наш Творец, создавший этот мир для блага человека, то еще в большей степени Его сила явилась в воскресении, в восставлении Его собственной плоти из мертвых, когда, по слову пророков, три дня спустя после искупительной смерти Он, Господь, явился живым Своим ученикам. Победа Христа Спасителя над смертью – этой страшной царицей, которой, кажется, никто из живых существ не может ни противоречить, ни противостать, более чем какое бы то ни было иное чудо Божие убеждает нас в том, что Иисус Христос из Назарета – не пророк, не прекрасный человек, учитель тех, кто слушал Его, но Истинный Бог во плоти, Которому все возможно. Он, Господь, и избавил наших прародителей от трех врагов, пленивших, кажется, Адама и Еву, а значит и все от них произошедшее человечество, на веки вечные.
Вы помните слова святого Иоанна Богослова, который говорит о том, что Христос пришел, явился в этом мире, чтобы разрушить дела дьявола. Змий, человекоубийца, дьявол все время, что прошло от согрешения Адама до явления в мир Искупителя, собирал свой страшный урожай, пленял человеческие бессмертные души, едва лишь только они исходили из тел. Два исключения мы знаем: пророк Илия и седьмой от Адама Енох. Но им еще надлежит вкусить смерть в последние дни бытия человечества на Земле. А так все: и грешники, и праведники, и великие ветхозаветные святые по кончине убеждались в том, что небо закрыто перед ними, и они сходили, сетуя, во ад.
Христос Спаситель, одержавший над дьяволом славную победу на Голгофе посреди Земли, тотчас, как свидетельствуют нам святые отцы, снисходит Своей светоносной, облеченной в Божество душой, в самые мрачные глубины ада, где попирает власть сатаны и, исполняя эти подземелья светом нестерпимого для злой силы Божества, простирает руки к томившимся в шеоле Адаму и Еве. Приглядитесь, посмотрите на канонический образ иконы «Воскресения Христова»: вы увидите, как Адам и Ева, словно малые дети, взирают снизу вверх на Господа, Который, стоя на Кресте, снисходит в это мрачное царство преисподней. И Спаситель, Второй Адам, опускает Свою милующую десницу для того, чтобы вызволить оттуда праотцев и вывести их, равно и всех, кто чаял Искупителя, начиная от детей Адамовых до Иоанна Крестителя, в Царство Божественного света и любви.
Вот почему мы с вами в Акафисте и поем: «Радуйся, Иисусе Всесильный, прародителей избавление». Господь низложил державу дьявола, одновременно поправ и грех, и смерть – двух других немилостивых владык, которые, пленив человечество, никогда бы не расстались со своей жертвой, если бы не всемогущество и благость Божии, соединенные вместе в подвиге Христа Спасителя. Действительно, дьяволом вошла в мир смерть, а оружием, острием смерти был грех, некогда умертвивший душу Адама, потерявшего Божественную благодать.
Для того-то Христос и стал Человеком, чтобы, заняв наше место и искупив нас, грешных, Своею Кровью, вдохнуть в нас «инъекцию» вечной жизни, Божественный эликсир благодати Святого Духа, что и свершается в таинстве Крещения. И мы с вами, возрожденные этим неистленным семенем слова Божьего, носим в душе драгоценный залог благодати Духа Святого, ощущаем эту внутреннюю силу, которая помогает нам бороться с грехом, побеждать его, пусть с переменным успехом, пусть по немощи и согрешая; но, покаянием восстанавливая боголюбезный строй мыслей и чувств, мы вновь становимся в ряды ополченцев против греха, в стан христиан и идем вперед узкой тропой евангельского самоотвержения, желая стяжать душу живую.
И действительно, когда грех перестает обладать нами, когда мы усилием воли, а главное – молитвою о даровании нам помощи Божией сопротивляемся страстям гордости, похоти и гнева и всем их порождениям, тогда жизнь вечная дает себя ощутить в нашем сердце: ум светлеет, душа становится мирной, мы как будто чувствуем второе дыхание, посредством молитвы восстанавливая живой союз с нашим Искупителем.
Поэтому, раскрывая книгу Акафиста, дорогие друзья, всегда будем помнить, что наш Господь есть Бог Крепкий и Живой, Всеправедный, Всеблагой и Всесильный. Он не даст нас в обиду, говоря: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». Поэтому и будемте со вниманием и любовью обращаться к Нему со словами: «Радуйся, Иисусе Всесильный, прародителей избавление».
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!