Духовные размышления. «Иисусе, всея твари украсителю…»

26 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Я приветствую вас, дорогие мои друзья! Сегодня, прежде чем мы вновь обратимся к Акафисту Иисусу Сладчайшему, вспомним, какое ощущение возникает у жителя большого города, когда он оказывается вдруг на лоне природы; когда глаз отдыхает от городских пейзажей, высотных зданий, бесконечных крыш, улиц, заполненных суетой, когда он вдруг оказывается в тишине, видит над головой чистый свод небес, глаз скользит по полю, намечает вдали перелески или смотрит на близстоящее деревце, которое, стрункой вытянувшись, обращает свои листочки-лепесточки к источнику света – солнышку. И душа, освобождаясь от накопившегося напряжения, волнения, беспокойства, вдруг понимает, что нет ничего краше Божьего мира, как все в природе совершенно, гармонично, прекрасно.

Еще древний пророк и царь Давид, составлявший свои боговдохновенные псалмы, восклицал в избытке душевной радости: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земле! Как узрю небеса, дела перстов Твоих, солнце и луну, так душа моя желает прославлять имя Твое, Боже». И внимательный глаз убеждается в том, что все в этих нерукотворных формах живой природы органично и совершенно.

Невольно убеждаешься в истине, изреченной премудрым царем Соломоном, сыном царя Давида, который утверждал, что внимательное рассматривание творений Божиих наводит и обращает мысль к Самому Изряднохудожнику – Богу, Его непостижимой творческой премудрости, в которой сотворен этот мир. И все, что вышло из-под рук Божиих, – целесообразно, завершено. У Бога нет недоделок, Господь совершенен в своих делах.

Так что, осматривая видимый мир, мы постигаем, как прекрасен мир духовный – невидимый – и невольно отдаем честь Тому, Кто Своим творческим перстом воззвал к бытию мир видимый и невидимый, украсив его самым совершенным образом. Такое лирическое размышление и наблюдение пусть предварит наше сегодняшнее обращение к Акафисту Иисусу Сладчайшему, где мы находим следующую молитву: «Иисусе, всея твари украсителю».

Итак, Иисус Христос есть Бог Всепремудрый и Всемогущий, есть предвечное Слово Божие или, как говорили греки, Логос, Которым Отец этот мир воззвал к бытию. И в каждой составной части видимого мира – и в очертаниях гор, и в форме облаков, несущихся по небу, и в птице, распластавшейся в струе воздуха, и в обтекаемой форме рыбы, струящейся в водах горного озера, – всюду мы подмечаем удивительные завершенность, целесообразность и красоту, которые свидетельствуют о том, что Всепремудрый Бог совершенен и печать Его красоты и совершенства видна и сияет во всех Его творениях, особенно в человеке, который является венцом творения.

«Иисусе, всея твари украсителю», – мы обращаемся ко Господу Иисусу Христу, воздаем Ему честь, как Богу Всемогущему, и понимаем, что и наши собственные дела, наши собственные предприятия должны носить тот знак качества разумности, красоты, завершенности, который мы наблюдаем в мире Божием. А ведь у людей часто встречается совершенно противоположное: вечный недострой. Взялся за гуж, а оказывается, человек вовсе не дюж. Очень часто мы в наших трудах не проявляем тех качеств, которые видим у Господа Бога в Его совершенствах, трудимся спустя рукава, выполняем в срок заданное дело, но не достигаем той завершенности, последовательности, о которых заявляли в начале.

Иногда по внешности наши дела хороши, но не выдерживают испытания временем: одни недоделки, одни недоработки, не укладываемся в сроки. Всем вам хорошо известно, сколько конфликтов, раздоров возникает на почве того, что мы не справляемся с нашими обязательствами, данными другим людям, да и сами недовольны результатом своей работы. Вот почему очень важно в наших будничных земных трудах вспоминать слова, которые Сам Христос изрек в Священном Писании: «Без Меня вы не можете сотворить ничего истинно доброго».

Только когда сердце человека исполнено веры и верности ко Христу, только когда христианин сознает ограниченность своих способностей и усилий и поэтому просит Господа Иисуса Христа восполнить недостающее, когда всякую мысль, слово и действие он сдабривает тайной молитвой: «Господи, помоги! Господи, благослови! Господи, не остави! Господи, даруй мне сие дело, сегодня начинаемое о имени Твоем, с Твоей помощью благополучно завершити» – только когда мы, завершая свои работы, говорим: «Слава Тебе, Господи, исполнение всех благих, Ты еси Христе наш, исполни радости и веселия души наши и спаси нас, яко Един многомилостив», – только при соблюдении этих простых, как кажется, но существеннейших условий труд наш будет благословен, дело сделано качественно и другие люди, и мы сами будем радоваться о плодах нашего труда.

Таким образом, Господь Иисус Христос дарует нам зиждительную силу, чтобы трудиться вдохновенно, и Его благословение, снисходя на нас, позволяет нам добиваться должного качества нашей созидательной деятельности. Мало начать, нужно и завершить: «Конец – делу венец», как учит нас русская пословица. Мало собрать строительный материал, мало вложить в дело необходимые средства, но важно довести это дело до конца, поставить победную точку.

И Спаситель, Который все, что ни свершал, свершал хорошо, с должным качеством, радуя человеческие души совершенством своих деяний, помогает и нам идти этой стезей, чтобы, оглядываясь назад, мы бесплодно не сокрушались душою: «Это дело было начато и брошено на полпути, здесь мы заявили о своих намерениях, но далее декларации о них не продвинулись». Необходимо христианину брать пример с Самого Христа и привлекать Божественную благодать, так чтобы нам самим не было стыдно за бесцельно прожитые, проведенные в безделье годы.

«Иисусе, всея твари украсителю». Говоря о внешнем круге нашей деятельности, не забудем, что главное дело нашей земной жизни – это очищение и украшение собственной души, ведь она есть своего рода здание, которое мы призваны возводить от земли к небу. Прежде необходимо очистить себя от скверны человеческих страстей: гордости, похоти, злобы, сребролюбия, уныния, печали, тщеславия. Затем насадить в душе семена и взрастить росточки Христовых добродетелей: смирения, кротости, чистоты, мудрости, радости, терпения, рассудительности и любви.

Созидание собственной души, украшение ее Христовыми добродетелями является самым жизненно важным делом нашего земного бытия, потому что жизнь пролетит стрелой. Не сегодня-завтра или послезавтра мы окажемся уже пред взором Нелицеприятного Судии, когда каждый должен будет ответить за прожитые годы и показать дела свои, главнейшие из которых – это чистые помыслы нашего сердца, смирение, кротость и любовь – те золотые нити, из которых Сам Бог ткет для нас одежды оправдания. Иисусе, всея твари украсителю, помилуй нас и даруй нам не постыдиться в день Страшного Суда Твоего! Аминь.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать