Духовные размышления. «Радуйся, Еюже низпадают врази...»

25 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Приветствую вас, дорогие мои друзья, и приветствую с некоторой грустью, но вовсе не потому что батюшки – пессимисты и смотрят на мир печальными глазами. Дело в том, что мы с вами уже много-много времени, гораздо больше, чем двенадцать месяцев пользуемся для духовных собеседований изречениями из Акафиста Пресвятой Богородице. Но все в этом мире проходит, и все, что ни есть под луной, имеет свой конец. Нам осталось всего разобрать и поразмыслить всего над тремя воззваниями, которые начинаются со слова «Радуйся», и таким образом будет исчерпан весь этот замечательный благодатный материал, служивший основой наших бесед. Поэтому, если вы не будете против, то после малого перерыва мы обратимся к другому акафисту – Акафисту Господу Иисусу Христу, составленному также в глубокой древности и, несомненно, изреченному устами, которые были помазаны благодатью Святого Духа.

А сейчас, воздавая честь Царице Небесной, обратим внимание на то, что в двенадцатом икосе находится воинственное на первый взгляд изречение: «Радуйся, Еюже низпадают врази» – Радуйся, Пресвятая Дева, сокрушающая на земь наших врагов. А их действительно у христиан немало, и вовсе не потому, что они какое-то воинственное, кровожадное племя. Нет! Мы кротки сердцем, Спаситель именует нас словесными овцами и еще апостолам Он говорил, что они, ученики смиренного Иисуса, некогда окажутся в среде волков, так что и апостолам придется совмещать в себе несовместимое – мудрость змеи и чистоту голубя. Конечно, супостат дьявол, сраженный Крестом Господа Иисуса Христа, скованный золотой цепью архангела на тысячу лет в преисподней, чем меньше ему остается времени для его злотворной деятельности, тем более спешит приобрести себе как можно более адептов, последователей. Он желал бы и все человечество совратить с прямых стезей Господних и, накинув на головы бездумных современников петлю неверия, похоти и злобы, увлечь их по широкому пути чувственных удовольствий, переходящих в развраты, злоупотребления Божьими дарами, в преисподнюю. Но вспомним, дорогие друзья, что Церковь Божия, представленная в книге Откровение в образе величественной жены, получила от Господа Бога два крыла большого орла, и, теснимая змием, сокрывается от супостата в пустыне, пользуясь богатым Божьим покровительством. Царица Небесная, наша Заступница, и поныне, и вечно, до самого часа Второго Пришествия Господня будет стоять на страже Матери-Церкви. Царица Небесная есть Нерушимая стена, Взбранная Воевода, Победительница во бранях, и Она помогает нам сокрушать наших врагов.

Вспомним только, дорогие друзья, что наша самая главная и лютая брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных. В связи с нынешней воинственной темой о том, как сокрушать полки бесов, как успешно ратоборствовать против супостата, я напомню себе и вам маленькое поучение, некогда сшедшее с уст замечательного пустынножителя VI века преподобного аввы (учителя) Иоанна Колова. Живя в Египетской пустыне, он приобрел замечательный опыт противостояния князю тьмы. В простых, понятных даже младенцу поучениях он говорит о том, как Царица Небесная сокрушает наших врагов, если мы испытывая брань в помыслах, чувствах, прибегаем к Ней, как к родной матери. «Вот на тебя, – поучает древний подвижник с отеческой мудростью, – нападают хульные, блудные, гордостные помыслы. Внезапно небо кажется с овчинку, почва уходит из под ног. Ты удивляешься тому, как твое сердце, напоминавшее еще три минуты тому назад неколеблемую ветром гладь горного озера, сейчас все взбаламучено». Внутри самих себя мы обретаем какие-то нехорошие желания, мельтешат соблазнительные образы, мы как будто слышим, как змей вкладывает в наши уши преступное. «Что ты будешь делать? – обращается святой Иоанн Колов к своему собеседнику. – Конечно, ты можешь начать прекословить, спорить, махать руками, гневаться, но пойми, что за нечистыми образами, худыми помыслами, богопротивными чувствованиями скрывается сам падший дух, который уже более семи с половиной тысяч лет упражняется в совращении простых и незлобивых. Пойми, что когда ты мысленно собеседуешь с греховными помыслами, тебе приходится один на один выходить на поле сражения с многоглавой гидрой, семиглавым драконом. И есть очень большое опасение, что забыв о Господе Боге своем, не взыскивая Его помощи в этом собеседовании, ты не устоишь, как не устояла Ева, ставшая жертвой соблазнительных речей».

Действительно, дорогие друзья, зло, которое атакует нас изнутри, напоминает диких свиней, кабанов, вооруженных страшными клыками. С неистовой яростью подобное стадо, завидев путника, ненароком нарушившего их покой, с устрашающей скоростью, рыканьем бежит по направлению к нему с тем, чтобы растерзать его, разорвать на клочки. Неужели, находясь в ясном уме и здравой памяти, мы будем беседовать с этими вепрями? Неужели думаем, что интонации нашего голоса умягчат их свирепые нравы? Нет, нужно спасаться бегством! «Беги, возлюбленный, – поучает подвижник египетский, – и, увидев дерево с развесистою кроною, тотчас вскарабкайся на него и спрячься среди листвы. Оказавшись на безопасной высоте, ты увидишь внизу это неистовство вепрей, кабанов, которые будут, словно помешанные, взрывать клыками почву меж корней. Но древо это столь мощно и столь глубоко укоренено в почве, что вепри будут напоминать тебе муравьев, не способных ни в малой мере повредить тебе».

Итак, что же такое древо, под сенью которого мы обретаем покой и видим, как сокрушаются полчища наших врагов? Вы, наверное, вспомните одну из наших прошлых бесед, где вместе с автором Акафиста мы называли Богородицу древом благосенолиственным, древом светлоплодовитым. Молитва к Богородице – вот что является чудным снадобьем, лекарством, покровом, защитой, мечом и щитом, с помощью которых мы сумеем победить в этой лютой невидимой мысленной брани. И чуть только не на шутку разыграется сердечное море, подуют зловредные ветры, нарушится покой нашего сердца и мы ощутим себя как бы корабликом в пучине, нимало не собеседуясь с помыслами, этими дикими животными, за которыми стоит сам дьявол, тотчас мысленно обратимся к Деве Марии со словами: «Богородице Дево, защити, помилуй, покрой, огради меня Твоим ходатайством. Радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Таким образом мы как будто взойдем в сень молитв Пречистой Богородице и, нимало не обращая внимания на хульные мысли, нечистые образы, атакующие наше сознание, мы, словно птичка, оказавшись в кроне дерева, ощутим себя в полной безопасности. Вот так нужно уметь, дорогие мои, обращаться к Богородице: как сирота, завидев свою родительницу, стремглав бежит к ней, не оглядываясь назад.

Очень важно, на мой взгляд, сознавать свою слабость, немощь, ограниченность, понять, что собственными силами мы не можем изжить грехи и страсти, иногда поднимающие свои змеиные головы в глубинах нашего сердца. Но Богородица – Царица неба и земли, Победительница в бранях – имеет бесконечное дерзновение в очах Вседержителя Бога. И когда мы припадаем, как Серафим Саровский, к Ее красным стопочкам, когда, словно малые дети, держимся за Ее подол и просим: «Матерь Божия, защити, разори гнездо худых помыслов. Царица Небесная, я хочу быть Твоим чистым сыном, Твоей чистой дочерью, покрой меня Своим омофором» – наша молитва никогда не останется безответной, но Она невидимо предстанет нам, махнет Своим платком, и темные тучи мысленных оводов, слепней, демонов мгновенно исчезнут – на сердце воцарится мир, и ясное состояние духа даст нам понять, что сражение выиграно. Нашей ли собственной силой? Нет, мы слабы и немощны. Но детской надеждой на Матерь Божию, Которая никогда не оставляет Своих чад без помощи, только бы мы со всеконечным упованием прибегали к Ней и призывали Ее святое имя: «Радуйся, Марие, врагов наших низлагающая».

 

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать