Духовные размышления. «Иисусе прелюбимый, пророков исполнение…»

24 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Приветствую вас, дорогие друзья! Мы продолжаем наши духовные размышления, посвященные акафисту Иисусу Сладчайшему. Сегодня вновь обратимся ко Господу со словами: «Иисусе прелюбимый, пророков исполнение!» Как современный человек, выросший зачастую вдали от таинств Церкви, человек с холодным сердцем, скептическим умом, привыкший доверять только своим чувствам, тому, что он может увидеть, пощупать, понюхать, критически относящийся ко всякому авторитету, как он может воспринять такие слова: «Иисусе прелюбимый, пророков исполнение»? «Прелюбимый» – это прилагательное в превосходной степени, самый-самый-самый любимый.

Не кажется ли вам, дорогие друзья, что в этом слове слышится какая-то детская интонация? Ведь именно дети, прилепляясь умом и сердцем к своим родителям, расписываются в любви к ним, без устали обнимают мать или отца, ластятся к ним, прижимаются, бывают так благодарны на ответную ласку, на доброе слово. Вот и приходишь к заключению, что составитель этого акафиста был действительно дитятей во Христе. Не по уму, а по сердцу он был чистый, невинный ребенок, что обращался к Создателю неба и земли, к Тому, Кого впоследствии ученые будут называть Абсолютом, Вечным Перводвигателем, Силою примерною, Разумом непостижимым. Он же называет Спасителя прелюбимым: «Иисусе прелюбимый, пророков исполнение». И действительно, для трепетно верующей души Спаситель есть самая причина нашего бытия. Он – воздух, которым мы дышим, Он – хлеб, вкушая который мы черпаем духовную силу, Он – свет разума и ведения. Он – наше всё. И таким образом, в одной лишь лексеме, в одном эпитете – прелюбимый – мы находим для себя выражение сущности всей христианской нравственной философии, всего любомудрия. Не кажется ли вам, что это слово есть отражение, а лучше сказать выражение, первой заповеди: возлюби Господа Бога твоего умом твоим, сердцем твоим, крепостию, всем помышлением твоим?

И можно было бы на этом, кажется, уже закончить нашу встречу, но давайте вспомним полное речение, которым я начал размышление: «Иисусе прелюбимый, пророков исполнение». Пророки всегда были в Ветхом Завете, начиная от потомков Адама, кончая Иоанном Предтечей, Крестителем Господним. И то, что они предсказывали, изрекали, непременно исполнялось, хотя бы и столетия спустя. Потому что истинный пророк говорит не свои слова, но открывает людям волю Божию, то, что Дух Святой напечатлел в его душе. И мне сегодня хочется вспомнить того пророка, которого неслучайно называют иногда ветхозаветным евангелистом. Это один из четырех великих пророков Израиля – Исаия, за много сотен лет благовествовавший в Иудейском царстве о пришествии Мессии, Господа Иисуса Христа. Именно в Книге пророка Исаии мы находим многим из вас, конечно, известные свидетельства: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил».

Вы, конечно, знаете, что при переводе ветхозаветных книг с иврита, древнеееврейского языка, на греческий толковники, грамотные иудеи, много размышляли, чтобы как можно ближе к тексту перевести пророческие речения. Одним из этих толковников, переводчиков, по преданию, был Симеон Богоприимец, проживший огромное число лет и никак не умиравший, потому что Духом Святым святому Симеону было определено и предсказано, что он не увидит кончины, покуда не возьмет на руки Мессию Израиля. Так вот, когда святой Симеон переводил Книгу пророка Исаии, натолкнувшись на выражение «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», он недоумевал, какое же слово поставить: «генаеке» (молодая женщина, иначе альма по-еврейски) или «парфени» (дева). И когда по человеческому смышлению он решил поставить именно слово «молодая женщина» (принявшая во чреве уже не является девственницей), именно тогда святому Симеону явился ангел и удержал его руку. И Симеон, убоявшись своей ошибки, написал: парфени, дева, примет во чрево; оставшись невинной, девственной, она станет матерью. И это поразительное пророчество Исаии звучит всякий раз, когда мы празднуем день Христова Рождества.

Но не только о Рождестве предсказывал святой Исаия. Пророчества его исполнились и относительно страданий Мессии. И если в качестве домашнего задания, дорогие друзья, вы раскроете в Ветхом Завете Книгу пророка Исаии, 53-ю главу, вы будете поражены тому, что откроется вашему взору. На память себе я позволю припомнить некоторые из пророчеств, исполнившиеся буквально в лице Господа нашего Иисуса Христа. До сих пор у нас возникает вопрос, как современные иудеи, читая Книгу пророка Исаии, остаются не уверовавшими в Иисуса, Сына Божиего, во Иисуса Христа, Мессию и Спасителя не только Израиля, но и всего мира. Что же говорит пророк Исаия, который из глубины веков смотрел в грядущее и как будто созерцал евангельскую историю? «Мы думали от имени неуверовавших иудеев, что Он страдал за свои грехи, но Он был уязвлен за наши беззакония. Его язвою мы исцелились от имени всего человечества». Пророк Исаия свидетельствует о том, что невинный Агнец Господь Иисус Христос, взойдя на крест, усвоил Своему Божественному Лицу весь грех, тяготевший над человеческим родом. «Он не отвращал Своего лица от заплеваний», – говорит пророк Исаия, как будто бы он присутствовал в доме первосвященника, где негодные рабы заушали Спасителя, били Его и, закрыв Его очи какой-то тряпкой, говорили: «Прорцы (изреки) нам, кто ударил Тебя?» То есть, «если Ты Бог всеведущий, назови имя того, кто Тебя ударил». «И будет Он к злодеям причтен», – но как, скажите мне, за несколько столетий до страданий Христа Спасителя можно было предугадать, что справа и слева, одесную и ошуюю от нашего Спасителя, будут воздвигнуты еще два креста и два действительно провинившихся перед обществом преступника, убийцы, будут распяты? Один из них будет поносить Иисуса Христа и хулить Его вплоть до часа собственной кончины, а другой, прозрев, увидев величие Божественного страдальца, скажет: «Господи, я достойнее по грехам своим приемлю, достойно худшего и большего, но помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Свое». И тотчас в награду за свою страданием рожденную веру получит от Царя неба и земли, висевшего на древе, божественное обещание: «Ныне будешь со Мною в раю». Что и сбылось: действительно первым наследовал рай разбойник благоразумный. Даже имя его сохранила история – Рах. Оно не потеряно на скрижалях истории.

Но вернемся к пророку Исаие. Тот, описывая, как будто бы видя, что дальше случится с Божественным страдальцем, говорит: «И будет погребен во гробе у богатого». Кто это богатый, предоставивший свою погребальную пещеру для невинного Иисуса? Конечно же, это Иосиф Аримафейский, член синедриона, не принимавший участия в кознях злых, сатаною помраченных старцев. Именно Иосиф дерзнул прийти к Пилату и просить дозволения римского прокуратора снять тело Господа Иисуса, и с великими почестями, как вы знаете, он положил вместе с Никодимом-князем и мироносицами бездыханное Тело Спасителя, неразлучное с Божеством, на том каменном настиле, где впоследствии в возглавии и в ногах сидели ангелы, возвестившие изумленным женам-мироносицам: «Его нет здесь. Иисуса ищете Назорянина? Он воскрес. Идите в Галилею и там увидите Его».

Итак, мы сегодня, кратко обозрев лишь малую часть вещих пророчеств святого Исаии, заключим наше размышление тем, с чего начали: «Иисусе прелюбимый, пророков исполнение», и подивимся тому, что ни одно слово, оброненное Исаией, Даниилом, Агеем, Наумом, Иезекиилем и другими пророками Израиля, не пропало, но оправдалось, исполнившись на Господе нашем Иисусе Христе. 

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать