Духовные размышления. «Иисусе, вышних Создателю…»

23 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Приветствую вас, дорогие друзья. Мы продолжим размышлять об отдельных речениях и молитвенных воззваниях, обращенных к Иисусу Сладчайшему. Эти замечательные молитвенные призывания мы обретаем в Акафисте Господу Иисусу Христу.

И прежде чем я оглашу вам новую молитву, взятую из этого замечательного памятника древней христианской литургической литературы, вспомним, что даже у людей, не прикасающихся к Священному Писанию, есть понятие о небесных существах – светлых ангелах. Составляются эти понятия как будто бы из представлений земной жизни. «Она, как ангел, хороша», – говорят о миловидном и светлом лице. «Это не ребенок, а просто ангел», – выражаются о послушливом дитяти. «Ангел пролетел», – говорили в старину люди, когда в кругу единомысленных людей, беседующих друг с другом, воцарялась тишина.

И как мы видим, во всех приведенных мною выражениях люди связывают с ангельским существом самые высокие, идеальные понятия. Откуда все это? Конечно, шестое чувство, конечно, дух человеческий, который, хотите вы этого или нет, соприкасается с небесной сферой и черпает оттуда подобные мысли. Но и, безусловно, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Именно отсюда, из богооткровенных пророческих и апостольских речей, мы черпаем сведения метафизического характера, то есть такие знания, которые лежат вне и находятся за плоскостью видимого чувственного мира.

А теперь обратимся к акафисту, вобравшему в себя многие сведения, богооткровенные знания, которые черпал неизвестный нам автор в Священном Писании. «Иисусе, вышних Создателю!» Спаситель именуется Создателем вышних, то есть высших, существ, ангельских чинов, которых, как мы помним, не менее девяти. По крайней мере, так мы читаем у пророков и апостолов. Серафимы и херувимы, престолы и господства, начала, власти, силы, архангелы и ангелы – девять чинов ангельской иерархии, предстоящих Божиему Престолу.

Каждый из мириадов ангелов соткан из златых нитей боголюбия, смирения, чистоты, кротости и любви. Ангелы, по учению матери Церкви, настолько утвердились в добре, что не хотят и не могут согрешать. Они суть быстродвижные святые, блаженные духи, главное занятие которых – предстояние невещественному свету Божественной Троицы. Нередко в традиции православной иконописи ангелы изображаются так, как будто они с помощью крыльев закрывают свои очи. Почему так? Потому что нестерпимое сияние Божества, славы Божией невозможно выдержать даже ангелам. Как существа сотворенные и ограниченные, они, не имея покоя днем и ночью, взывают на небе: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь славы Твоея небо и земля!»

Говорят – и это истинно так, – что Спаситель, воплотившись (Бог стал человеком в лице Господа Иисуса Христа), примирил между Собой небо и землю, перекрыл Своим боговоплощением пропасть, отделявшую мир ангелов от мира грешных людей. И сегодня верующие в Сына Божия духовными очами созерцают лествицу, по которой снисходят и восходят ангелы Божии – сослужащие нам духи, пекущиеся по Божиему определению о спасении каждой человеческой души.

Вот и у беседующих сегодня со мной, у каждого крещеного человека есть ангел-хранитель, который, дерзну сказать, вместе с вами смотрит нашу телевизионную передачу и участвует в ней, молясь и за тех, кто ее смотрит, и за того, на кого смотрит. Ведь мы с вами братья и сестры во Христе, а наше общение единое на потребу во славу имени нашего Спасителя. Имея близ себя бесплотного ангела, будем, дорогие друзья, чаще размышлять о его нравственных совершенствах, ведь ангел Божий, данный нам со времени крещения, есть подлинный друг, который не обманет, не продаст и не предаст, который всегда неизменен в своей воистину божественной любви к нам и главное послушание которого – содействовать очищению, просвещению, спасению вверенной ему души.

Заметим, что в ангелах совершенно не усматривается той самости, себялюбия, гордости, возношения ума, строптивости, а следовательно, прекословия, непослушания, самоутверждения, которые, вселившись в человека, делают его жертвой геенны огненной. Да-да, Бог гордым противится и лишь смиренным ангелам и людям дает Свою благодать.

Что есть смирение ангельское? Оно рождается, когда разумное, совестливое, бессмертное существо обращает мысли, ум и сердце к своему Создателю. Бог являет нам неприступное величие Своей славы. Господь Бог – это то высшее Существо, Которое есть чистейший Дух, Он источник Своих совершенств, Он всеблажен, всемогущ и свят. Очи Его, стократ светлейшие солнца, просвещают душу каждого из нас; лучи, исходящие из Божественных очей, касаются самых затаенных уголков души. Находясь пред лицом Небесного Отца, что может чувствовать и о чем помышлять Его разумное творение? Оно, всецело проникаясь мыслью о вечности, вездесущии своего Создателя, никнет долу, ощущает свою малость и незначительность, смиряется в прах и пепел. И смирение, таким образом, есть понимание своего места в божественной иерархии. Бог – наше все. Бог – источник, причина нашего бытия. Без Его тайной и явной поддержки, без Божественной благодати, которую Он дарует нам по Своей преизбыточествующей любви, мы не смогли бы существовать ни секунды. Вне Бога мы существа страдающие, потому что творение только в Творце находит свою опору и силы к бытию.

Итак, смирение есть исповедание своей малости, незначительности, ничтожества – и вместе с тем всецелое упование, надежда на Божий Промысл, чувство благой зависимости от Создателя, всегдашняя готовность призвать Его святое имя, просить у Него помощи, а паче всего прославлять Господа Бога нашего и словом, и делом, и чистым житием. Вот какие мысли напечатлевает на нашем сердце ангел-хранитель, опытно усовершившийся в послушливости. То существо, которое трепетно предстоит Божиему Престолу, послушное мановению Божиего перста, тотчас, во мгновение ока пересекает необозримые пространства и галактики, исполняет Его веления, направленные на одно – спасение наших душ.

Заметьте, что ангелы исполнены радости, бодрости и славословия. Так и человек, покуда не обращен к Создателю своему, покуда ум его вращается на стране далече, хотя бы он приобрел себе в собственность всю вселенную, хотя бы удовлетворял всем своим земным желаниям и страстям, становится лишь темнее и печальнее, а жизнь его как будто теряет всякий смысл. Почему? Потому что наше сердце успокаивается единственно в Боге, потому что смыслоназначение человека – растворить сердечные створки и впустить в себя Божественную благодать. Только когда мы верою, покаянием, молитвою вступаем в живое общение с Создателем и чувствуем эту мистическую пуповину, которая соединяет нас с Богом, мы живем, дышим, существуем, радуемся, чувствуем свое конечное назначение в прославлении Господа, в служении Ему, в том, чтобы Он таинственно изобразился в нас, а мы были бы сосудами Его животворящей благодати.

Дай, Господи, чтобы, находясь в содружестве с ангелами-хранителями, мы, дорогие друзья, обрели приток этой духовной бодрости, радости, энергии, внутренней динамики через единение с Творцом. А осуществляется оно, напомню, исключительно посредством таинств в лоне Православной Церкви: Крещения, Покаяния, учащенного причащения Святых Таин. Бережное хранение полученной благодати, умножение ее в делах милосердия и молитвы – вот та золотая стезя, по которой каждый из нас должен двигаться со страхом и трепетом, радостью и благодарением, ведомый своим ангелом-хранителем.

«Радуйся, Иисусе, вышних Создателю», – обращаем мы ко Господу наш голос и понимаем, что самое предназначение нашей вечности – вместе с ангелами прославлять Его всесвятое имя. Аминь.

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы