Духовные размышления. «Иисусе премилосердый, постников воздержание…»

22 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

В чем состоит одна из особенностей человеческой души, нашего сердца? Может быть, в том, что мы никогда не бываем в абсолютном покое, состоянии равновесия, но всегда к чему-то стремимся – таково свойство нашего бессмертного духа. Однако, продвигаясь вперед, преследуя определенную цель, мы очень часто увлекаемся и теряем меру, злоупотребляя теми дарами, которые Господом Богом посланы для нашего блага. Вот почему русский народ некогда сложил очень мудрую и, увы, малоизвестную пословицу: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается».

А святые отцы древности, вглядываясь в собственное сердце, изучая испорченную Адамовым падением человеческую природу, говорили: «Что не в меру, то от лукавого». Действительно, всякая безмерность, грозящая злоупотреблением, причиняет расстройство человеческой душе. При том что речь идет не только о вкушении пищи, питии, но о любом занятии, к которому мы чувствуем расположение. Вспомним хотя бы русское присловье: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет».

Представьте себе, даже в молитвенных упражнениях христианин должен проявлять определенное равновесие, чередуя молитву с чтением Священного Писания, а чтение Священного Писания – с деятельным исполнением его. Человек, если произвольно лишит себя ночного сна, увлекаясь тем или иным делом, которое кажется ему весьма богоугодным, может надорвать свое здоровье, разрушить психику. И перед глазами, наверное, у каждого из вас стоят такие примеры, как страсть анорексии, когда юные создания – девушки, желая быть стройными, вдруг начинают бороться с собственной плотью, доводят ее до изнеможения, заболевают не только телесно, но и психически, иногда греша таким медленным грехом самоубийства.

Для того чтобы не уклоняться в наших земных или духовных упражнениях ни направо, ни налево, не сбиваться с пути «золотой середины», держаться царского пути, необходима всеобъемлющая добродетель, которая называется «воздержание»: воздержание от всего чрезмерного, неполезного. В христианской духовной культуре исключен экстрим. Всякая концентрация даже на добрых делах, которая грозит потерей равновесия, не благословляется.

Помните известное литературное изречение: специалист подобен флюсу. Но мы должны, как учит христиан древний подвижник Макарий Великий, занимаясь строительством собственной души, как будто это здание, одновременно возводить все четыре стены. Ибо если строитель возведет только одну стену, то первый порыв ветра опрокинет ее, и падение строения будет великим. Четыре стены – это равномерное возведение основных христианских добродетелей – смирения, целомудрия, мужества, благодарения.

И, возвращаясь к акафисту Спасителю, давайте вспомним обращение к Нему: «Иисусе премилосердый, постников воздержание». Постники – это лица, которые научились пользоваться едой (пищей и питием) во славу Господа, не удручая собственный организм, не причиняя ему нездоровье от пресыщения, многоедения и, напротив, неумеренного воздержания, но через долголетние упражнения познавшие меру в употреблении земных яств, ту меру, которая позволяет нам всегда алкать и жаждать, стремиться к пище духовной, к яству, брашну небесному, к причащению Святых Христовых Таин, к чтению Священного Писания, к молитвенному предстоянию Богу.

«Иисусе премилосердый, постников воздержание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих томов «Аскетических опытов» – так называется замечательное произведение, оставленное им в назидание потомству, – говорит, что человеку нужно потратить много времени в молитвах, изучении своих собственных возможностей, чтобы найти меру во всем. Чтобы его воздержание было разумно, чтобы пост (а мы с вами постимся практически в течение всего года: в среду и пятницу, в четыре больших поста – Рождественский, Великий, летний Петров пост, Успенский) делал нас не больными, а здоровыми, чтобы мы уподобились всадникам, наездникам, которые, сидя верхом на лошадке, бодро скачут вперед. Так и пост должен давать нам второе дыхание, не убавлять, а прибавлять нам сил, уцеломудривая наши души, располагая к всегдашнему собеседованию с Небесным Отцом.

В наши дни, увы, найдется не так уж много людей, которые могут выполнить все предписания Матери-Церкви о посте. Настолько расслаблен стал человеческий род, немощен человеческий организм, подточенный и собственными хворями (наследственными, благоприобретенными), и дурной экологией, и невозможностью найти здоровую пищу, чуждую всяких искусственных добавок, совсем не полезных для здоровья.

Вот почему христианину, готовящемуся причащаться Святых Христовых Таин или вступившему в течение одного из четырех больших постов, нужно быть весьма рассудительным, посоветоваться с мудрым священником, чтобы не перетянуть тетиву лука, вспоминая слова: «Где тонко, там и рвется».

Варсонофий Великий, подвижник VI столетия, говорил: болящему телу пост не прописан. И действительно, если вы страдаете колитом или гастритом, предъязвенным состоянием, не говорю о самой язве, то формальное соблюдение поста может быть причиною развития недуга. И таким людям врачами прописывается молочнокислая пища; она является для них лекарством, а вовсе не прихотью. И употребление молочного для людей с этими недугами ни в коем случае не является препятствием для причащения Святых Христовых Таин.

Но и для людей физически здоровых воздержание – это редкая добродетель, к которой с бухты-барахты не приходит никто. Действительно, ограничение в пище есть лишь составная часть нашего подвига и ни в коем случае не является самоцелью. Но христианин призван блюсти воздержание во всем, преодолевать собственную словоохотливость. «Во многословии, – говорит царь Соломон, – греха не избежишь». А что сказать о привычке мечтать, фантазировать, витать в эмпиреях?

Увы, иной человек, внешне воздержанный, настолько привык давать власть над собою помыслам, что душа его уподобляется не просто лавке древностей и складу с забытыми вещами, но, как сказано в книге Откровения, «становится жилищем бесов и всякой отвратительной птицы». Имеются в виду худые мечты, злобные представления, злопамятство, всякие грехи, которые проникают в сердце через пребывание в виртуальном мире, заражающем христианина, не знающего меры в общении с гаджетами, всякими дурными, срамными и неподобными грехами.

«Иисусе премилосердый, постников воздержание». Мы сегодня, дорогие друзья, выяснили с вами, кто такой настоящий постник. Это не только тот, кто обуздал свое чрево и попечение о плоти перестал превращать в похоти. Но это человек, который владеет своими чувствами, который удерживает и зрительную силу, и слух, и обоняние, и вкус, и осязание от всего чрезмерного и опасного. А паче всего это человек, который умеет умом войти в собственное сердце и там, как в уединенной келье, устремить внимание к прекраснейшему из Сынов Человеческих – Господу Иисусу Христу. Когда мы вступаем в живое с Ним общение, когда все наши силы сосредоточены на покаянном припадании пред Спасителем, тогда мы обретаем от Господа благодатное умение пользоваться земными дарами во славу Его святого имени для здоровья душевного и телесного и для блага ближних.

«Иисусе премилосердый, постников воздержание». Пусть древние святые постники, «отцы пустынники и жены непорочны», помолятся и научат нас, людей XXI столетия, жить чисто, честно, благородно; пользоваться всем во славу Господа; уметь делиться избытками с ближними своими и пребывать во всегдашнем воздержании от всего, что неполезно для нашей души, которая находит покой единственно в Боге.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы