Духовные размышления. «Иисусе, свете мой, просвети мя…»

19 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Часто священникам приходится слышать горестные признания людей: «Батюшка, половину жизни я провела в потемках». «Как душно и мрачно на сердце, – жалуется иной. – Так хочется света, мира, любви…» И действительно, часто мы находимся далеко от Христа, который в Святом Евангелии свидетельствует о Себе как о свете: «Аз есмь Свет» – и призывает нас быть сыновьями и дочерями света, ходить во свете, чтобы не спотыкаться.

Чем дальше мы от Христа, тем темнее, непрогляднее, как в чащобе, наша жизнь, так что мы не отличаем правого от левого, добра от зла, и тяжко страдаем – ведь сердце каждого человека жаждет света, тянется к источнику премудрости и любви. Вот почему с особенным чувством, разумением обращаясь к акафисту Иисусу Сладчайшему, мы произносим такую молитву, взятую из текста акафиста: «Иисусе, Свете мой, просвети мя». Просвети меня, Христос, истинный Свет.

И, размышляя над этим евангельским свидетельством, прежде всего вспомним, что каждый из нас почтен разумом, разумением. Каждый из нас одарен способностью мыслить, и деятельность мысли должна идти впереди чувств, потому что разумом мы взвешиваем каждое слово, каждые сердечные чувства и намерения, состояния. И оказывается, когда чувства опережают разум, особенно если к чувствам примешиваются страсти – гордость, похоть, раздражительность, – а разум смолкает пред наплывом этих сердечных импульсов, тогда сердце погружается во тьму.

И каждому из нас подобает прежде обдумать, что мы хотим сказать. Каждому из нас на весах Божественной правды и любви должно взвешивать появившиеся на сердце чувства, и, таким образом, каждому из нас надлежит деятельностью нашего разума анализировать все происходящее в сердце и подчинять разуму сердечные состояния. Мы сможем откреститься от уныния и печали, тщеславия и раздражительности и ввести сердечную жизнь в русло правых разумений. В этом помогает нам Господь Иисус Христос – источник премудрости и разума, источник мысленного Божественного света.

«Иисусе, Свете мой, просвети меня». Когда наша душа обращена ко Христу, когда она питается лучами Его Божественного света, тогда сердце начинает отличать благое от худого, и совесть, этот детектор истины, давая правильные свидетельства чувству, ведет нас стезей заповедей Божиих. Для того чтобы не принимать ложь за истину, не обольщаться действиями лукавого духа, часто рядящегося в одежды ангела света, нужно всегда поддерживать мысленный союз со Христом Искупителем через призывание Его святого имени.

Человек, навыкший в течение дня в тайне сердца обращаться ко Господу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Господи Иисусе Христе, вразуми и просвети мя. Иисусе, Свете мой, просвети мя доверием, детским упованием, надеждой», молясь Творцу, мало-помалу будет замечать, как в его сердце пребывает этот Божественный свет, в котором сокрыта подлинная жизнь людей. Умный свет Христов есть собственно энергия Божества, исходящая из непостижимой Его сущности. Этот свет для души точно воздух, хлеб. Душа, осиянная Божественным светом, чувствует и мир, и радость, обретает силы любить.

По слову святителя Василия Великого, христианин должен всегда ходить в свете Божией благодати, и сила этой благодати – изгонять из сердца сгустки тьмы, страсти, которые нападают на нас исподтишка, которые от нашего соприкосновения с нечистыми предметами, порочными зрелищами, худыми мыслями могут в мгновение ока заполонить душу.

 «Иисусе, Свете мой, просвети мя», – молимся мы, не забывая, что слово Божие, запечатленное в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, светоносно. Слово Божие просвещает душу и укрепляет ее в нравственности, в способностях отличать добро от зла, следовать за добром, противясь злу. Вот почему христианин, если он желает ходить во свете Божием, должен как можно чаще на дню раскрывать Священное Писание.

Заповеди Божии, как драгоценные камни, сложенные в сердце, должны быть для нас предметом осмысления и размышления. Хочешь, чтобы твоя душа была чужда дьявольского, демонического мрака – припоминай в течение дня, что ты помнишь из Священного Писания, что легло тебе на сердце, что составляет золотой фонд твоей души.

Например, заповеди блаженства: размышляй над ними и прилагай к себе каждую из них. «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Кто это, нищий духом? Человек, который не почитает себя достигшим какой-либо добродетели. Человек, постоянно ощущающий нужду в помощи Божией, искренне уверенный, что все хорошее в нас есть дар Божией благодати, дыхание благодати Господней. И поэтому всегда протягивающий, простирающий ко Христу мысленные руки души своей: «Господи, просвети, Господи, вразуми, Господи, настави».

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кротость, укрощение порывистых, беспорядочных движений души. Кротость как опытное безгневие, умение сохранять сердце в мире и спокойствии, особенно если наш собеседник раздражается, кипятится. Кротость есть драгоценное качество, научиться которому мы можем и должны у Самого Спасителя, со креста приглашающего нас: «Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем».

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Плакать можно по причине обиды или физической боли, но Спаситель хочет, чтобы мы привили своему сердцу дух сокрушенный, учились бы всегда смотреть на себя со стороны, были бы скоры на самоукорение, мысленно обвиняли себя в неприятных и смущающих нас обстоятельствах, но никогда не изливали на окружающих нас негодование и напрасный гнев.

«Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы». Какое наслаждение и радость для христианской души – нелицемерно жалеть людей! Сегодня так мало тех, кто способен посочувствовать, ободрить, сказать теплое и доброе слово ближнему своему. Развивать свое сердце в этом отношении и проявлять деятельное милосердие – непременная внутренняя потребность ученика Христова.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Богу узрят», – говорит Христос. Сегодня борьба за целомудрие, борьба с нечистыми, блудными образами, мыслями, ощущениями особенно нелегка, потому что человечество, затянутое в виртуальные сети, к сожалению, помимо полезных сведений выносит из компьютерного андеграунда множество нечистых мыслей, воображений; и человек, не выходя из собственного дома, как будто бы пребывает в нечистотах. Между тем пророк Исаия говорит, что вне чистоты святости никто не увидит лица Господня. И первое условие нашей близости к Создателю, пребывании в живом союзе с Ним – это сердечное целомудрие, чистота сердца, стяжать которые невозможно не полюбив исповедь, таинство Покаяния, не полюбив трезвение, добрый навык призывать имя Господа Иисуса Христа и ограждать себя им, как щитом и мечом.

«Блаженны миротворцы», – говорит Господь, желая, чтобы каждый христианин был не «зоной турбулентности», но имел благодать и разум примирять людей, успокаивать их, а не вбивать клин в отношениях между родственниками.

«Блаженны изгнаны правды ради» – это особая честь – быть гонимым за правду. Но когда и случится невинно пострадать, будем сохранять хладнокровие и спокойствие и благодарить Бога за эту участь.

«Иисусе, Свете мой, просвети меня» – так сегодня мы молились с тем, чтобы слово Божие, пребывая в нас, распространяло вокруг себя Божественный свет разума и любви.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы