Духовные размышления. «Иисусе, надеждо моя, не остави мене…»

19 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Есть в нас, дорогие друзья, неистребимые никакими обстоятельствами жизни чувства, способности и таланты. Об одном из них говорят: без веры жить нельзя. А о другом говорят поэтическим языком: надежда умирает последней. Надежды юношей (и не только их, но и глубоко пожилых людей) питают. Мы всегда интуитивно и инстинктивно тянемся к завтрашнему дню, надеясь на лучшее будущее, и черпаем в этом упование (так говорили в старину), силы к тому, чтобы сегодняшний день прожить с искоркой и огоньком. И с кем ни беседуешь, всегда подмечаешь в собеседнике это стремление, эти души прекрасные порывы.

Юноше или девушке по самому возрасту свойственно мечтать и надеяться о лучшей, красивой, прекрасной жизни, до которой можно и должно дотянуться, образовывая себя, расширяя свои умственные горизонты. Людям семейным, которые в поте лица своего вкушают хлеб и трудами снискивают на этот насущный хлеб, также не прожить ни дня без надежды на то, что все поправится и управится. Бог – на Него мы надеемся прежде всего: без Бога ни до порога, – восполнит нам недостающее. Вот почему так оправданно встретить в акафисте Спасителю Иисусу Сладчайшему такие теплые и отзывающиеся верой в нашей душе слова: «Иисусе, надеждо моя, не остави мене».

Действительно, апостол Павел в одном из своих посланий говорит о том, что не только в этой, земной, временной, так скоро меняющейся, быстротекущей жизни мы надеемся на нашего Спасителя и просим Его с детской душой: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», «избави нас от лукавого», «не введи нас во искушение», но преимущественно мы связываем наши чаяния с миром духовным. Мы ежедневно просим нашего Создателя, чтобы Он, дав нам потрудиться в этом веке и прославить Его святое имя молитвой к Богу и любовью к людям, встретил нас при исходе из жизни временной в вечную, сподобил нас безболезненной, мирной, непостыдной кончины и оправдал нас, кающихся, на Своем Страшном судищи, отверзши двери Царства вечных правды и любви.

Символ христианской надежды, как многие знают, якорь. Так говорит апостол Павел: судно, бросившее якорь, устойчиво на водной глади. Бурный ветер не сорвет его с места. Так и душа, уповающая на воскресшего Христа, верующая в неодолимую силу живоносной Крови, пролитой Спасителем на кресте, устойчива. Она не колеблется от посещающих ее ударов судьбы. Она выдержит все земные испытания с верой и надеждой, что Господь не попустит ей искушаться свыше ее слабых сил, но со временем подаст и ослабу, переменит к лучшему обстоятельства жизни и водворит в сердце долгожданный покой.

Без надежды, друзья, воистину жить нельзя! Иногда я размышляю о нашем жестоком, лукавом, коварном мире. Когда со всех сторон на твою голову сыплются новости, в большинстве своем не мажорные, но страшные и даже трагические, иногда думаешь: как можно жить, не признавая и не чувствуя попечения Небесного Отца о тебе самом, о твоих родных и близких? Только эта надежда, светлая и греющая душу, позволяет нам сохранять хладнокровие, с открытым забралом идти навстречу превратностям, коловращениям земного бытия. Только надежда на Бога Всемогущего и Всемилостивого помогает нам жить не по закону подлости (изобрело человечество и такой «закон»), но по закону правды и любви: не отмщая обидчикам, никого не проклиная, но молясь об умягчении человеческих сердец, а главное, сохраняя в себе то достоинство человека, которое заключается в стремлении жить по правде, всем смертям назло.

Нужно признаться, что сегодня далеко не каждый христианин взращивает и пестует, возгревает в душе эту светлую и радостную надежду. Но мы, священники, видим вокруг себя немало людей внутренне озабоченных, иногда подавленных, никнущих долу. И должно заметить, что такое состояние безнадежия очень и очень опасно, потому что враг подкрадывается незаметно. Падший дух – это не только дух отрицания и разрушения, как называет его очень чуткий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, но это и дух уныния и отчаяния. Из Священного Писания мы узнаем, что бесы веруют в Бога, но трепещут от ужаса и страха, потому что по своей демонической гордости, со дня на день умножая преступления против человечества, они уготовали себе вечный огонь за нераскаянность. Поэтому их души погружены в непроницаемый мрак отчаяния, заразить которым они желали бы всякого человека, который поддастся им даже на одну минуту.

Вот почему христианин должен всегда иметь плечи расправленными, ему не подобает развивать в себе плаксивость, занудство, уныние. Не нужно клясть судьбу и бесконечно жаловаться окружающим на то, что трудно и тяжко, уныло и тоскливо. А кому сейчас легко? Но почаще взирать на нашего Спасителя, Который, взойдя на крестную высоту, простирает Свои руки, желая обнять всякую озябшую овечку – бессмертную, искупленную Его живоносной Кровью человеческую душу. От молитвы ко Господу нам должно черпать нравственную силу, внутренне ободряться и обновляться, чтобы не только самим удерживаться на плаву, но еще и добрым словом поддерживать и укреплять немощных.

Как учит нас в одном из своих посланий апостол Павел: заступайте немощныя. Евангелие и апостольские послания исполнены этих радостнотворных советов, принять которые на свой счет просто необходимо, если мы не желаем оказаться в лапах депрессии, высасывающей из многих современников и кровь, и сок, и самую душу. Духом пламенейте, всегда радуйтесь, за все благодарите, непрестанно молитесь. Апостол Павел прописывает нам эти рецепты, зная, что ничего нет опаснее безнадежия, этих сумерек души, которые могут привлечь кромешный мрак отчаяния.

Приметим, что вогнать себя в подобные безотрадные, безрадостные состояния каждый может без труда. Начинается все с маленького: человек перестает принимать жизнь за священный дар. Он принимает каждый день как само собою разумеющееся, а в конце концов вместе с Вильямом Шекспиром доходит до меланхолического признания, что жизнь – это театр, а мы в нем актеры, что жизнь – это суровая шутка, изменить в которой ничего нельзя. Войдя в эту неуютную жидкую лунность неблагодарного, безблагодатного состояния, человек начинает болезненно воспринимать каждый удар судьбы, каждую неприятность, накапливая тяжкий груз изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. Ты можешь превратиться в человека тяжелого, неуживчивого, безрадостного, скорого на ропот, на бесплодное уныние. Отсюда недалеко и до диагноза, до душевной болезни.

Вот почему христианин выгодно отличается от сына века сего тем, что умеет за каждую малость благодарить своего Создателя, видеть оборотную, светлую, сторону медали, ценить человеческое добро в его минутных проявлениях: улыбка, доброе слово, протянутая рука помощи. Всё это мы призваны складывать в сокровищницах нашей памяти, не согрешая неблагодарностью. Она всегда черная и оставляет в душе мрачный отпечаток. Но, сохраняя это чувство зависимости от Отца Небесного, сохраняя благодарность Господу Богу за каждый прожитый день, мы будем в состоянии – если станем твердо держаться выбранного нами курса – делиться с нашими ближними радостными впечатлениями, подмеченными в течение дня. Мы будем поддерживать друг друга, воспоминая былое, как поется в прекрасном русском романсе: «Я вспомнил время золотое, и в сердце стало так тепло». Так что надежда не только земной наш компас, но и стрелка, указывающая на блаженную вечность. Сегодня мы с вами поразмышляли об этом важном предмете и завершим беседу молитвой, почерпнутою из акафиста Иисусу Сладчайшему: Иисусе, надеждо моя, не остави мене!

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать