Духовные размышления. «Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте…»

15 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья, у каждого из нас свой жизненный опыт. Накапливается он по крупицам чрез общение друг с другом, встречи с незнакомыми людьми, которые вступают с нами в дружеские, деловые отношения. И не все эти встречи оборачиваются мажором для современного человека. «Всяк человек ложь есть», – утверждает Священное Писание, свидетельствуя о том, что в сердцах людских добро и зло перемешаны. Да и понятно почему: мы существа падшие в Адаме, и лукавый отец лжи воздействует на нас, пытается заразить нас собственными страстями и преуспевает, если человек не ищет в своей жизни Христа, Того, Кто есть путь, истина и жизнь.

Конечно, крещеным людям гораздо легче бороться со злом, потому что благодать Святого Духа таинственно мерцает в их сердцах, как искра Божия. И если мы напрягаем наши силы, стараемся, трудимся, боремся с дурными привычками, Господь через Мать Церковь и ее таинства дивно помогает всякому подвижнику, желая ученику Христову совершенно освободиться от отвратительных, ветхих, темных одежд греха и страстей и облечься в новую, лучшую одежду христовых добродетелей смирения, кротости, мира, терпения, целомудрия, радости, мудрости и любви.

И все-таки, как ни ясен нам путь ко спасению, нет человека, который и на дню семь раз не преткнулся бы. Заметим, что грех очень часто рядится в одежды добродетели, почему и называется соблазн соблазном. Лукавый обольщает нас, как это бывает с маленькими детьми, которые тянутся ко всему яркому, блестящему, но иногда не могут распознать яда, завернутого, так сказать, в блестящую оболочку. Вот почему, идя по жизни, мы все собираем в душу какую-то горечь, часто нас сопровождает по жизни это ощущение разочарования, или испуга, или страха, особенно неприязни, когда мы обмануты в лучших наших намерениях или сами оказываемся не на высоте. Но чем больше кто отклоняется от нравственного пути правды и любви, тем больше собирает в душе этой горечи, какого-то чувства прогорклого разочарования, тяжести, нечистоты, боли, от которой и страдает человек. До тех пор будет маяться и мучиться, пока совершенно не извергнет вон эту ветхую, лукавую закваску, через таинства Покаяния, Причащения Святых Таин не очистится, не освятится, не поменяет эти рубища греха на светлые одежды добродетели.

Сегодня мы с вами вновь обращаемся к акафисту Господу Иисусу Христу и находим там такие утешительные для всякого кающегося человека слова: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте». Помните, мы говорили о горечи греха? Действительно, в Священном Писании даже худая мысль называется вещью горькой. А каково на вкус осуждение, злословие? Умолчу о сквернословии, матерной брани – это невообразимая отрава, которая делает душу зловонной, наполняет ее смрадом. И как подчас нелегко христианину избавиться от власти худых мыслей и образов, очиститься от окалины греха и перестать чувствовать на зубах оскомину, горечь, источником которой является всякий грех против любви и правды Божией.

«Иисусе Премилостивый», – обращаемся мы к Спасителю, Который всякий раз встречает нас на исповеди, простирая нам свои отеческие длани, отеческие объятия. Бог уврачует нас столько раз, сколько мы будем прибегать к таинству Покаяния при искреннем намерении исправляться с Божией помощью и не возвращаться к исповеданным грехам. Бог бесконечно милосерд и терпелив к тем, кто не оправдывает себя, но приходит к покаянию как бы первый и последний раз одновременно. Он, Создатель, хорошо знает нашу немощь, он неистощим в своей Божественной любви, которая и изливается на нас в таинствах Церкви. И, может быть, больше всего об этой любви опытно знают священники, иереи или пресвитеры.

Слово «пресвитер» греческое по происхождению, первое его значение – старец, человек, умудренный годами жизни, стяжавший духовную мудрость. Слово это взято из Нового Завета и означает оно пастырей, которых двенадцать апостолов рукополагали, поставляли на служение в древних христианских церквах. Но и сегодня всякого батюшку, городского или сельского, мы можем именовать пресвитером, священником. И главное дело пресвитеров – предстояние Господу Богу у Его престола в святом алтаре, участие в совершении Божественной литургии, суть которой – принесение Бескровной Жертвы, освящение силою Святого Духа хлеба и вина, претворяемых десницей Божией в Пречистые Тело и Кровь Господа Иисуса.

Пресвитер – это такое облагодатствованное лицо, которое единственное имеет власть и полномочия выносить из алтаря Святую Чашу, исполненную величайшей святыни – Тела и Крови Господа под образом хлеба и вина. И всякий раз, когда христиане, принеся глубокое, искреннее покаяние, причащаются Святых Христовых Таин, им становится понятно, о чем же сказано в акафисте Иисусу Сладчайшему: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте…» Не одних пресвитеров, но всех христиан Господь собирает, как наседка птенцов под крыльями своими. Собирает нас Господь в Божьем храме и, врачуя нас от горечи греховной, приобщает этой духовной сладости небесного Своего хлеба, дарует нам благодать вкушать Его Тело и Кровь во оставление всех наших грехов, во исцеление души и тела.

И когда мы раскроем молитвы, обыкновенно читаемые пресвитерами перед литургисанием, совершением Божественной литургии, мы найдем в них такие вдохновенные слова. Вот как пишет о Святом Причащении святитель Амвросий Медиоланский: «Иисусе Сладчайший, хлебом небесным уврачуй горечь уст и сердца моего, ороси меня росою милости Твоей, да, приобщаясь Святых Твоих Таин, сердце мое вкушает блаженство о имени Твоем и забудет вся красное мира, совершенно отвратится от земных соблазнов и прельщений и найдет полноту успокоения и блаженства в единении с Тобою». Вот почему священники, которые часто литургисают, самой природой своего служения призываются всегда ходить в радостном, благодарственном, светлом расположении ума и сердца, напитанные Пречистыми Таинами, они призваны быть раздаятелями духовных даров.

Но недалеко от них находятся и благочестивые христиане, которые, участвуя в Божественной литургии, становясь сотелесниками Господа, через покаяние и причащение вступают в теснейшее общение с Богом во плоти. Божество, пронизывая, осеевая христианина, делает его ум спокойным, безвидным, безмечтательным, ясным, сердце освобождает от всякой тревоги, страхов, опасений, неприязни. Напротив, делает его сосудом, в котором обитают мир, любовь, сострадание, милость, радость бытия. Вот, оказывается, почему в акафисте помещены такие замечательные слова: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте…»

Господь Иисус Христос, Хлеб, сшедший с небес, является, оказывается, источником подлинного вдохновения, радости и блаженства для всякого искренне верующего в Него ученика. И чем дальше крещеная душа отдаляется от Святой Чаши, чем больше мечтаний о суетном, дольнем, преходящем наполняет душу христианина, тем больше горечи и разочарования обретает он на путях своих. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас», – говорит Господь, добавляя: «Вкусите и видите, яко благ Господь».

И священники без устали будут звать крещеный православный народ, оставив позади себя все внешние и чувственные пристрастия, будут призывать входить во дворы Господни, где, принеся Господу всеусердное покаяние, очистившись от всякой скверны плоти и духа, мы призываемся на великий пир веры. И, вкушая Пречистые Тело и Кровь Спасителя под образом хлеба и вина, будем, как говорит преподобный Серафим Саровский, становиться все светлее, мягче, чище, покуда наши души не засияют, как маленькие солнышки, просвещая и плоть благодатью Святого Духа. Радостная перспектива, не правда ли? Однако нужно преодолеть много соблазнов, приложить много усилий, чтобы не просто приобщаться Святых Христовых Таин, но и хранить полученный дар, умножая его деятельным служением людям.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать