Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Конечно, крещеным людям гораздо легче бороться со злом, потому что благодать Святого Духа таинственно мерцает в их сердцах, как искра Божия. И если мы напрягаем наши силы, стараемся, трудимся, боремся с дурными привычками, Господь через Мать Церковь и ее таинства дивно помогает всякому подвижнику, желая ученику Христову совершенно освободиться от отвратительных, ветхих, темных одежд греха и страстей и облечься в новую, лучшую одежду христовых добродетелей смирения, кротости, мира, терпения, целомудрия, радости, мудрости и любви.
И все-таки, как ни ясен нам путь ко спасению, нет человека, который и на дню семь раз не преткнулся бы. Заметим, что грех очень часто рядится в одежды добродетели, почему и называется соблазн соблазном. Лукавый обольщает нас, как это бывает с маленькими детьми, которые тянутся ко всему яркому, блестящему, но иногда не могут распознать яда, завернутого, так сказать, в блестящую оболочку. Вот почему, идя по жизни, мы все собираем в душу какую-то горечь, часто нас сопровождает по жизни это ощущение разочарования, или испуга, или страха, особенно неприязни, когда мы обмануты в лучших наших намерениях или сами оказываемся не на высоте. Но чем больше кто отклоняется от нравственного пути правды и любви, тем больше собирает в душе этой горечи, какого-то чувства прогорклого разочарования, тяжести, нечистоты, боли, от которой и страдает человек. До тех пор будет маяться и мучиться, пока совершенно не извергнет вон эту ветхую, лукавую закваску, через таинства Покаяния, Причащения Святых Таин не очистится, не освятится, не поменяет эти рубища греха на светлые одежды добродетели.
Сегодня мы с вами вновь обращаемся к акафисту Господу Иисусу Христу и находим там такие утешительные для всякого кающегося человека слова: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте». Помните, мы говорили о горечи греха? Действительно, в Священном Писании даже худая мысль называется вещью горькой. А каково на вкус осуждение, злословие? Умолчу о сквернословии, матерной брани – это невообразимая отрава, которая делает душу зловонной, наполняет ее смрадом. И как подчас нелегко христианину избавиться от власти худых мыслей и образов, очиститься от окалины греха и перестать чувствовать на зубах оскомину, горечь, источником которой является всякий грех против любви и правды Божией.
«Иисусе Премилостивый», – обращаемся мы к Спасителю, Который всякий раз встречает нас на исповеди, простирая нам свои отеческие длани, отеческие объятия. Бог уврачует нас столько раз, сколько мы будем прибегать к таинству Покаяния при искреннем намерении исправляться с Божией помощью и не возвращаться к исповеданным грехам. Бог бесконечно милосерд и терпелив к тем, кто не оправдывает себя, но приходит к покаянию как бы первый и последний раз одновременно. Он, Создатель, хорошо знает нашу немощь, он неистощим в своей Божественной любви, которая и изливается на нас в таинствах Церкви. И, может быть, больше всего об этой любви опытно знают священники, иереи или пресвитеры.
Слово «пресвитер» греческое по происхождению, первое его значение – старец, человек, умудренный годами жизни, стяжавший духовную мудрость. Слово это взято из Нового Завета и означает оно пастырей, которых двенадцать апостолов рукополагали, поставляли на служение в древних христианских церквах. Но и сегодня всякого батюшку, городского или сельского, мы можем именовать пресвитером, священником. И главное дело пресвитеров – предстояние Господу Богу у Его престола в святом алтаре, участие в совершении Божественной литургии, суть которой – принесение Бескровной Жертвы, освящение силою Святого Духа хлеба и вина, претворяемых десницей Божией в Пречистые Тело и Кровь Господа Иисуса.
Пресвитер – это такое облагодатствованное лицо, которое единственное имеет власть и полномочия выносить из алтаря Святую Чашу, исполненную величайшей святыни – Тела и Крови Господа под образом хлеба и вина. И всякий раз, когда христиане, принеся глубокое, искреннее покаяние, причащаются Святых Христовых Таин, им становится понятно, о чем же сказано в акафисте Иисусу Сладчайшему: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте…» Не одних пресвитеров, но всех христиан Господь собирает, как наседка птенцов под крыльями своими. Собирает нас Господь в Божьем храме и, врачуя нас от горечи греховной, приобщает этой духовной сладости небесного Своего хлеба, дарует нам благодать вкушать Его Тело и Кровь во оставление всех наших грехов, во исцеление души и тела.
И когда мы раскроем молитвы, обыкновенно читаемые пресвитерами перед литургисанием, совершением Божественной литургии, мы найдем в них такие вдохновенные слова. Вот как пишет о Святом Причащении святитель Амвросий Медиоланский: «Иисусе Сладчайший, хлебом небесным уврачуй горечь уст и сердца моего, ороси меня росою милости Твоей, да, приобщаясь Святых Твоих Таин, сердце мое вкушает блаженство о имени Твоем и забудет вся красное мира, совершенно отвратится от земных соблазнов и прельщений и найдет полноту успокоения и блаженства в единении с Тобою». Вот почему священники, которые часто литургисают, самой природой своего служения призываются всегда ходить в радостном, благодарственном, светлом расположении ума и сердца, напитанные Пречистыми Таинами, они призваны быть раздаятелями духовных даров.
Но недалеко от них находятся и благочестивые христиане, которые, участвуя в Божественной литургии, становясь сотелесниками Господа, через покаяние и причащение вступают в теснейшее общение с Богом во плоти. Божество, пронизывая, осеевая христианина, делает его ум спокойным, безвидным, безмечтательным, ясным, сердце освобождает от всякой тревоги, страхов, опасений, неприязни. Напротив, делает его сосудом, в котором обитают мир, любовь, сострадание, милость, радость бытия. Вот, оказывается, почему в акафисте помещены такие замечательные слова: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте…»
Господь Иисус Христос, Хлеб, сшедший с небес, является, оказывается, источником подлинного вдохновения, радости и блаженства для всякого искренне верующего в Него ученика. И чем дальше крещеная душа отдаляется от Святой Чаши, чем больше мечтаний о суетном, дольнем, преходящем наполняет душу христианина, тем больше горечи и разочарования обретает он на путях своих. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас», – говорит Господь, добавляя: «Вкусите и видите, яко благ Господь».
И священники без устали будут звать крещеный православный народ, оставив позади себя все внешние и чувственные пристрастия, будут призывать входить во дворы Господни, где, принеся Господу всеусердное покаяние, очистившись от всякой скверны плоти и духа, мы призываемся на великий пир веры. И, вкушая Пречистые Тело и Кровь Спасителя под образом хлеба и вина, будем, как говорит преподобный Серафим Саровский, становиться все светлее, мягче, чище, покуда наши души не засияют, как маленькие солнышки, просвещая и плоть благодатью Святого Духа. Радостная перспектива, не правда ли? Однако нужно преодолеть много соблазнов, приложить много усилий, чтобы не просто приобщаться Святых Христовых Таин, но и хранить полученный дар, умножая его деятельным служением людям.
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!