Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как сделать так, чтобы в сердце крещеного человека дыхание Духа, живая вода Божьей благодати всегда струилась, орошала душу, всегда укрепляла ее, делая мужественной, непреоборимой пред лицом искушений и соблазнов, которые ежедневно толкутся, как непрошеные гости, у ворот нашей души? Необходимо вспомнить, что ответил апостол Петр на вопрос Иисуса Христа, когда Он, собрав Своих учеников, обратился к ним со словами: «А за кого вы почитаете Сына Человеческого?» Это словосочетание «Сын Человеческий» относится к Мессии, Иисусу Христу. Взято оно из Ветхого Завета, в частности из Книги пророка Даниила, и было весьма любимо Самим Господом. Итак: «За кого почитаете вы Меня, Сына Человеческого?» И Петр, выступив вперед, от имени прочих произнес те самые слова, о которых мы заговорили в начале нашей беседы: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго».
Вот и сегодня, раскрыв Акафист, мы находим в седьмом икосе такое исповедание: «Иисусе, Сыне Бога Живаго». Иисус Христос есть Истинный Единородный Сын Божий. Иисус Христос есть посланный в мир Сын Отца Своего. Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек, в Котором полнота Божества обитает телесно. И тот, кто верует в Божественное достоинство Иисуса Христа, Сына Божьего, кто почитает Его не просто учителем из Назарета, мудрецом, каких на земле было немало и до и после, но тот, кто исповедует Иисуса Христа Богом во плоти, – таковой рожден свыше в таинстве Крещения, имеет доступ к Отцу, с такого человека Бог снимает тяготевшее над всем человеческим родом проклятие, возвращает ему благословение, делает его сыном света, сыном Царствия, дает ему силу препобеждать грех и жить во славу своего Спасителя в радости и благодарении.
«Иисусе, Сыне Бога Живаго» – так исповедуя Божество и Человечество Иисуса Христа, мы становимся победителями дьявола. Для сравнения вспомним слова святого Иоанна Богослова, который свидетельствует в одном из своих посланий: всякий, не исповедующий Иисуса Христа Сыном Божьим, есть антихрист, и на таком дьявол сосредотачивает свои демонические энергии, пленяя бессмертную душу, держа ее взаперти, в темнице неведения Божия. «Нет иного имени, – восклицает апостол Павел, – которым надлежало бы нам спастись под небесами». Призывание с верой и любовью имени Иисуса Христа – это как будто золотая ниточка, которая соединяет нас с Богом, живущим во свете неприступном. Призывание Господа и исповедание Его Сыном Божиим – это мост, соединяющий землю и небо; мост, по которому христианин, незаметно для себя, движется со ступени на ступень, восходя к высоте нравственного совершенства.
Если ты хочешь возобладать над своими страстями, если не хочешь быть заживо снедаемым червями тщеславия и гордости, чревоугодия и сребролюбия, уныния и отчаяния, похоти и гнева, на всякий день и на всякий час: идешь ли на работу, отдыхаешь ли после трудового дня, гуляешь ли с детьми на природе, садишься за ужин или обед, молишься ли в Божьем храме среди окружающих тебя людей или уже отходишь ко сну – в душе своей неспешно, со вниманием, находясь в присутствии Самого Господа Бога, Который всегда нас видит и слышит, всегда внимает сокровенным движениям нашей души, повторяй про себя: «Иисусе, Сыне Бога Живаго», или, что привычнее для нас в Иисусовой молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Когда ты научишься молиться не машинально, не перебирая эти слова как будто по привычке, но вникая умом в каждое из них, то невольно почувствуешь, как твое сердце становится спокойнее и мирнее. Молитва Иисусова, словно некий луч, освещает темные пространства души. И как, войдя в темную избу со свечой, мы увидим сор по углам, клубы пыли, паутину, так и человек, молящийся и призывающий имя Иисуса Христа, через какое-то время воспомянет давно соделанные и, может быть, забытые, погребенные в прахе забвения грехи юности и исповедует их. Молясь Иисусовой молитвой, мы вскоре почувствуем, что сам человек очень слаб и немощен. Единственное, что оставлено нам после падения Адама, – это желание лучшего. Но через молитву «Иисусе Христе, Сыне Божий», в каждом вдохе, в каждом выдохе ее, мы черпаем энергию Святого Духа, которая невозможное делает возможным.
И когда в душе нашей начинают бурлить страсти, тогда возьмись за этот плуг Иисусовой молитвы, что есть сил сопротивляйся дурной привычке: мучают ли тебя нецеломудренные помыслы или невоздержанность в пище, изменяет ли тебе твоя выдержка и кротость и ты невольно возгораешься огнем гневливости. «Иисусе Христе, помилуй мя» – это как будто щит и меч, которые христианин поднимает в момент сражения и таким образом защищает себя от стрел лукавого духа, более того, идет вперед, в атаку, обоюдоострым мечом молитвы отгоняя от себя невидимо соприсутствующих, летающих вокруг нас демонов и приводя себя в состояние спокойствия: ясного ума и мирного сердца.
Невозможно, дорогие друзья, перечислить все благодетельные последствия правильной молитвы, в которой мы призываем Иисуса Христа, Сына Божьего, и при этом о себе думаем весьма скромно, ни в коем случае не превозносясь над людьми, не почитая молитву каким-то особым деланием, имея которое мы выгодно отличаемся от людей безмолитвенного духа. Упаси Бог! Молиться ко Христу, Сыну Божьему, нужно в младенческой простоте и незлобии, нимало не мысля о себе ничего великого, напротив, почитая себя последним, слабеющим, немощным, грешнейшим из всех людей.
Как ребенок держится за подол матери и боится даже на минуту выпустить его из рук, зная, что тотчас шлепнется и разобьет себе губу или щеку, так и христианин должен дорожить самой возможностью призывать имя Иисуса Христа, Сына Божьего, возможностью памятовать о Спасителе и всецело вверять себя Ему, радуясь о том, что Господь хранит нас от новых согрешений только потому, что в глубинах нашей души мы спрятали жемчужину Его святого имени.
Недавно мы с вами беседовали о любви Божьей. И сегодня встречается немало обывателей, которые не без искушения и не без ропота спрашивают священника: «А где ее взять, эту любовь, чтобы мне жить по-человечески? С волками, батюшка, жить – по-волчьи выть. Поживите в моем окружении, в этой вороньей стае, и я посмотрю, как Вы будете каркать», и прочие, прочие слова произносят люди, желая оправдать свою лень, неумение и нежелание всегда быть со Христом. Между тем, призывая Христа Спасителя: «Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», мы с каждым призыванием Христа чувствуем, как наше сердце распространяется, согревается и очищается.
Бог дает нам нравственные силы, чтобы не только оставаться спокойным, когда вокруг гневятся, не только быть бодрым и радостным, когда к нам подходят люди, заполонившие свои сердца унынием и отчаянием, но, более того, Господь дает молитвеннику благодатные силы воздействовать на темные сердца людей, так что неожиданно и непонятным образом энергия Святого Духа проникает в эти сердца, и люди, как будто раскрывая глаза и распрямляя плечи, выходят из темницы на свет Божий. Почему так? Вы же знаете древний закон: в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Если ты привлекаешь Божью благодать, имя Христово светится в твоей душе, тогда неизбежно какой-то отпечаток этого света явит себя в сердцах ближних. Во всяком случае, дорогие друзья, человек, призывающий Христа, никогда не будет смыт с капитанского мостика волною искушения.
«Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго! Иисусе Христе, помилуй меня», – молится христианин и чувствует, что Бог укрепляет его, поставляет на фундамент спасения. Я очень надеюсь, дорогие друзья, что из многих сегодняшних слов вы выбрали для себя лишь краткую молитву: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». И того, кто по достоянию оценит эту молитву и, как драгоценный камень, как жемчужину, сокроет ее в своей груди, эта молитва будет хранить от всех бед и напастей и мало-помалу доведет до врат спасения. Кто не верит, пусть проверит. Аминь.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!