Духовные размышления. «Радуйся, честная похвало иереев благоговейных…»

14 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Я к мудрости небесной прикоснусь,
И все оставлю у ее порога.
В лесную глушь меня ведет дорога,
Там я умру для мира... и проснусь

«Радуйся, честная похвало иереев благоговейных…» Вновь, дорогие друзья, мы с Вами молимся сегодня Пренепорочной, Пречистой Деве Марии, именуя Ее похвалой благоговейных иереев. Кто это такие – иереи? Это греческое наименование священника: «иерос» (греч.) – священник, пастырь, православный батюшка. Мы видим, что в Акафисте Богородице содержится указание на главное свойство и качество, которое должен взращивать в себе по крошечке, по искорке Божий священник, – благоговение.

Что это такое? Думаю, что это, во-первых, страх оскорбить Небесного Отца, служителем которого сделался священник. Во-вторых, это трепетное отношение к святыне, которую и хранить должно свято. Вот посмотрите, дорогие братья и сестры, как хранятся в Ваших шкафчиках просфоры, какие-то святыни, привезенные из паломничества. Не надо сейчас смущаться и бросаться к иконному уголочку, где стоят запыленные образа, застывшее масло от соборования или, еще хуже, – посмотрите в ящичке – прошлогодние просфорки, уже сделавшиеся твердыми, как камень, а у некоторых, к стыду сказать, даже проеденные червячками. Итак, благоговение, умение обращаться со святыней свято – это, прежде всего, требование, которое должны предъявлять к себе иереи.

А ведь Сама Богородица покровительствует нам в этом призвании! «Радуйся, честная похвало иереев благоговейных…» Матерь Божия должна быть у нас не только на устах, но память о Ней должна быть сокрыта в глубине священнического сердца. Потому что к нам, священникам, Сама Царица Небесная приводит овечек, иногда отбившихся от стада, заблудившихся, которые, опустив хвостик и прижав ушки, уже и не чают получить исцеление, утешение, однако что-то влечет их к священнику. Что именно? Благодать Господа нашего Иисуса Христа!

А Господь говорит: «Грядущего ко Мне вон не изгоню». Господь вручил нам ключи от Царства Небесного, так что, помогая человеку разродиться, открыть свои грехи, поисповедоваться, мы, священники, становимся свидетелями удивительной милости Божией, благодеяния, которое изливается светоносным потоком на искренне кающуюся душу в Таинстве исповеди. Сама Царица Небесная, следовательно, ведет к священнику бессмертные человеческие души, которые, быть может, 10, 20, 30 лет блуждали в пустыне, пребывали в алчбе и жажде, но никак не могли встретить того врача, посредством которого Господь Бог исцелит их и, сняв рубище греха, облечет в чистую, белую, светоносную одежду оправдания и прощения.

«Радуйся, честная похвало иереев благоговейных…» Кем хвалиться нам, как только Той, которая смотрит на этот холодный мир Своими прекрасными, несколько печальными глазами, ибо для нас Царица Небесная является подлинной Ходатаицей. Ведь именно к Ее красным стопам мы полагаем все бесчисленные записки с именами наших прихожан о здравии и упокоении, прося, чтобы Она, Царица Небесная, восполнила то, что нам не удается сделать по суетности, многозаботливости, спешке или холодности сердца, а именно – принять все эти имена в Свои пречистые, непорочные руки и к Престолу Господню вознести наши священнические молитвы.

Дорогие друзья, высоко призвание священства! И как бы хотелось, чтобы наша молодежь, наши подростки и юноши узнали о пастырях не только по шутливой сказке о попе и работнике его Балде, но и по современному фильму русского православного режиссера Хотиненкова «Поп», по книге «Отец Арсений», главным героем которой является отнюдь не вымышленное и не собирательное лицо пастыря, подобно свече согревавшего и просвещавшего сотни, тысячи душ в очень тяжелой, экстремальной, как бы мы сегодня сказали, обстановке, пастыря, находившегося долгие годы в заключении – конечно, по навету – во времена гонений на Церковь.

Сегодня священник действительно призван быть героем нашего времени, потому что в его служении сочетаются и учительство, и врачевание. Священник – это друг детей, которые льнут к батюшке, чувствуя, как от самой рясы его снисходит благодать утешения и мира. Пастырь – желанный гость в доме, где пожилые люди уже размышляют о вечности, кряхтят, охают, угнетаемые своими телесными недугами, но хотели бы взлететь, раскрыть крылья молитвы. А не всегда это получается, потому что слаб человек – и без помощи пастыря, через руки которого мы принимаем отпущение грехов, причащаемся Святых Христовых Таин, так трудно превратиться в солнечного зайчика, так трудно заискриться радостью и милостью, так трудно бывает забыть все беды и горести, особенно обиды, причиненные нам ближними. Однако сделать это необходимо, ибо Бог терпел и нам велел! Господь простил нас и нам велел прощать наших ближних!

«Радуйся, честная похвало иереев благоговейных…» Не забудем, дорогие друзья, что и нас апостол Петр, равно как и святой Иоанн Богослов в книге Откровения, именует царственным священством. Действительно, какова главная черта образа Божия в человеке? Говорят, что главная особенность человека, в отличие от обезьянки, или лемура, или лошадки, заключается в способности воспринимать Божию благодать и распространять ее вокруг себя. Я бы сравнил человека с Луною, которая сияет отраженным от Солнца светом. Источником света является Господь. Мы приемлем верою, покаянием и любовью Божественную благодать и по мере очищения нашего сердца, по мере причащения Святых Христовых Таин становимся все прозрачнее, легче, светлее, кротче, мирнее, и таким образом Дух Святой, соделав из сердца человеческого Свой престол, Свое обиталище, свободно изливается вовне через наши глаза, взор, слова и нашу деятельность, которая имеет созидательный характер.

Отсюда всем становится ясно, почему христианин именуется царственным священником. Царственным – потому что он владеет самим собою, он отсекает от сердца худые желания, прогоняет дурные помыслы, а священником именуется потому, что чрез христианина лучи Божественной благодати светят в этом сумрачном подлунном мире. Мы рождены, чтобы сказку сделать былью, мы должны будни превращать в праздник, нам должно так жительствовать, чтобы окружающим людям становилось радостнее и светлее. Вы помните, как говорил Тимур – хороший мальчик, наверное, крещеный – своей команде в произведениях Аркадия Гайдара: «Когда другим хорошо, тогда и мне хорошо».

Примечательно, что древним символом христианства является пеликан. Между прочим, это же изображение относится и к учителям. Пеликан отщипывает от себя кусочки плоти и отдает маленьким птенцам, которые сидят у него под боком. Таков и священник – в нем должна доминировать жертвенность, потому что наше личное время становится отличным. Хотелось бы отдохнуть после службы, но пришло время духовным размышлениям, нужно вступать в заочное общение с Вами, и в нашем эфире мы видим друг друга и общаемся друг с другом. Но для того чтобы такое размышление записать, нужно и время, и средства, и определенные усилия. Однако отступать нам некуда! Назвавшись груздем, полезай в кузов. Священники, терпите до конца!

Вот почему мы, пастыри, особенно нуждаемся и в Ваших молитвах, и в ходатайстве за нас Пресвятой Девы Марии. Посудите сами: любого священника на приходе или в тихой обители окружают десятки, а иногда и сотни людей, при том что народ сегодня совсем не так прост, каким он кажется с первого взгляда. Многие приходят к батюшке, как будто желая поисповедоваться, но когда батюшка услышит исповедальные признания: «Батюшка, ну у меня, наверное, все как у других», «Батюшка, я согрешила на работе, но если бы Вы знали, какой это гадюшник! Среди ворон как не каркнуть пару раз», он невольно морщится, потому что ничего нет гибельнее самооправдания и, наоборот, умение осудить себя, не ссылаясь на обстоятельства, – это как раз признак живой веры и смирения.

Хорошо еще вразумлять людей, которые не склонны обвинять себя, но гораздо бывает тяжелее, когда священника пытаются неким образом втянуть в темный круг своей собственной жизни. Как это? А вот очень просто: «Батюшка, я тут проворовался на работе, Вы можете быть моим поручителем в суде? Вы же добрый! Вы – доктор Айболит!» Священнику нужно держать ухо востро, как говорят, ушки должны быть на макушке, потому что не зря апостол Павел говорит: «Не участвуйте в чужих темных делах». Однако батюшка принимает всех с распростертыми объятиями, всех тех, кто хочет исправить свою жизнь и получить от Господа прощение и благословение.

«Радуйся, честная похвало иереев благоговейных…» – обращаемся мы к Богородице с тем, чтобы Она походатайствовала у Божия Престола и за пастырей, и за пасомых, и все мы – много ли, мало ли – были бы чистыми и светлыми Христовыми учениками, а Он, Царь Небесный и земной, Великий архиерей, смотрел бы на нас с высоты Святыя славы и преподавал нам свое всемощное благословение.

 

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать