Духовные размышления. «Иисусе, хранителю мой преблагий…»

14 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Приходилось ли вам, дорогие мои слушатели или собеседники, гулять среди современных кондоминиумов, поселков, со всех сторон огражденных высокими заборами? Признаюсь, к старости я стал любопытным существом и всегда внимательно смотрю на дома, если только их можно разглядеть за высокими ограждениями, читаю, что написано на воротах, и иногда улыбаюсь про себя, потому что надписи больно однообразные и все равно устрашающие: «Злая собака», «Участок находится под видеонаблюдением», «Дом охраняется компанией ЧОП (МОБ, ЖЛОБ)». И когда проходишь столько таких участков, у тебя создается впечатление, что в кустах сидят вооруженные до зубов охранники с базуками, мушкетами, арбалетами, готовые выпустить на тебя боксеров, бультерьеров, сенбернаров, кавказских овчарок, лабрадоров и прочих. Так что чувствуешь себя почти героем мультфильма, который я смотрел в детстве, где бури, гром, молнии, листва, колеблемая порывами ветра, и у корней дерева сидит бурундучок и весь трясется от ужаса. Проходящий зайчик спрашивает его:

– Что ты делаешь?

– Боюсь, – отвечает зверек.

– Давай бояться вместе, – предлагает зайчик.

И ребенок, который смотрит этот фильм, тоже начинает невольно подрагивать конечностями.

Настолько наша жизнь исполнена всяких страхов, что у людей возникает естественное желание обороняться, защищаться. Так что и взор современного человека выдает его внутреннее состояние: смотрим на незнакомца как мышь на крупу, исподлобья, глазки зыркают, зрачки вращаются в противоположных направлениях, глаза в кучку – зрелище не самое симпатичное и, согласитесь, достаточно грустное.

Такова наша эпоха, которая сначала, в бестолковые 90-е годы, возвеличивала бандитов, «джентльменов большой дороги», а сегодня уже не знает, куда спрятаться от потенциальных террористов, и во всех незнакомых личностях с бородами, увы и ах, мы готовы видеть бармалеев, бен-ладанов и откуриваемся от них ладаном.

Давайте-ка, друзья, посмотрим вновь на Акафист Иисусу Сладчайшему. Там, как мы уже привыкли, нами обретаются самые настоящие жемчужины – молитвенные изречения, обращенные к нашему Спасителю. И сегодня на череду у нас такая молитва – обращение к Создателю, Который нас видит, слышит, любит и Своим покровом ограждает от видимых и невидимых врагов: «Иисусе, хранителю мой преблагий...»

«Бог хранит младенцев» – буквально такие слова мы обретаем в древней Псалтири царя Давида. Но не только младенцев. Вспомним слова Господа Иисуса Христа в Новом Завете, Который удостоверяет Своих последователей в том, что без воли Всевышнего и волос единый не упадет с нашей головы. Если малая птица убеждает маловерных и склонных к паникерству людей – не падает на землю без ведения Отца нашего Небесного, – то не тем ли паче Бог хранит Свое возлюбленное создание, которое мы с полным основанием именуем венцом творения?

Но в связи с этим разговором о Божьем промышлении, провидении, Божьей опеке и попечении о каждом из нас давайте вдумаемся в значение мудрых и древних как мир русских пословиц: «Никто как Бог, да сам не будь лох», «На Бога надейся, сам же не плошай», «Береженого Бог бережет». Из этих крылатых изречений мы начинаем разуметь, что на плечах у нас не кочан капусты, а голова, в которой Бог сосредоточил самые высокие свойства, по современному говоря, функции, и в частности инстинкт самосохранения. И следовательно, наш народ никогда не поощрял в людях неразумную храбрость, когда человек, искушая Всевышнего, лезет на рожон. Никогда на войне не похваляли тех всадников, которые устраивали перед самым носом неприятеля джигитовку, как бы искушая врагов пустить шальную пулю или стрелу в подобного смельчака.

Жизнь есть великий Божий дар. Давайте вспомним, что, когда книжники и фарисеи, эти выученики иудейского синедриона, замышляли поднять руку на учителя из Назарета, Господь, видя опасность, уходил из одного города в другой, чтобы и не искушать Своих сопротивников, и нас научить рассудительности. Потому что человек должен много потрудиться, умножая в этом мире правду и любовь. И не на всякий час мы призваны пред лицом врага исповедовать нашу веру, будучи готовыми и умереть за нее. К этому подвигу тоже нужно готовиться, всегда быть готовым жизнь положить за своих друзей, но вместе с тем не нарываться на грубость, не искушать тех, кто ищет нашей погибели, но всегда призывать имя Господа Иисуса Христа, о Котором в Священном Писании сказано: «Се не воздремлет, не уснет хранящий Израиля».

«Живый в помощи Вышняго...» – повторяли и повторяют воины, ведущие боевые действия на благо своей родины. «Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небесного водворится» – этот знаменитый 90-й псалом, который во времена Великой Отечественной войны матери в виде ленточки или ладанки зашивали в карман на грудь своим детям, завершается чудными словами: «...яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

Итак, обращаясь к Спасителю со словами «Иисусе, хранителю мой преблагий» будемте помнить, что главным щитом и мечом для христианина является благоговейное, положенное на чело, чрево, плечи крестное знамение и молитва Иисусова, в которой мы призываем всесвятое и достопоклоняемое имя Божие. «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла» – так произнося хорошо знакомую молитву не устами и перстами, но умом и сердцем, выходя поутру из дома, чтобы в течение дня трудиться для снискания насущного хлеба, мы будем хранимы Богом и от шальной пули, и от встречи с опасным человеком, и от несчастного случая, и действия разбушевавшихся стихий – землетрясения, наводнения, цунами, бури, метели, снегопада. Что проверено сотнями тысяч людей, которые не преминут утром взять благословение: сын у матери, духовное чадо у священника, жена у мужа, внук у бабушки, с тем чтобы до вечернего времени чувствовать, что Бог тебя видит и слышит. Бог являет тебе Своим указующим перстом направление движения, предупреждает твои ошибки, восполняет тебе недостающее и великим хранением хранит того, кто сам себя сохраняет от нечистых помыслов, злых мыслей, грязных слов, от неблаговидных поступков – словом, делает все, что только должен сделать, чтобы сохранить свое сердце от зла.

«Иисусе, хранителю мой преблагий». Чтобы это обращение не оставалось для нас пустым звуком, давайте вспомним, дорогие друзья, что Господь хочет невидимо почивать, пребывать с нами в глубинах нашего сердца, нам таинственно соприсутствуя. И как прекрасно сказал один подвижник II столетия по Рождестве Христовом новокрещеному римскому сенатору, который в те далекие времена гонений на веру и Церковь испрашивал у этого анахорета совета, как созидать семейную жизнь в столь непростых условиях. Как сказал тот подвижник, так будем поступать и мы. Обратившись к высокопоставленной особе при дворе императора, тогда еще гонителя веры, монах произнес: «Совершенно уповаю – то есть надеюсь, верю, убежден (прот. Артемий Владимиров), – что если по воскресным дням ты и твои домочадцы будут с чистой совестью приобщаться Святых Христовых Таин, вкушать Пречистое Тело и Кровь Искупителя, участвуя в Божественной литургии, всякая хворь, всякие беды и напасти будут обходить твой дом стороной».

Вот почему и поныне, в III тысячелетии, благочестивые христиане болезненно переживают, если в воскресный день (который назывался у римлян днем Солнца) им не удается переступить порог храма и соединиться со Христом Искупителем в Божественной Евхаристии – так именуется средоточие службы, которая завершается выносом святой Чаши и причащением всех верных из рук священника.

«На Бога надейся, сам же не плошай». Приобщившись Святых Христовых Таин, в течение всего дня нам должно пребывать в посильном воздержании от всякой неумеренности, должно смотреть на людей приветливо и ласково, стараясь служить им, но не прислуживаться, не обслуживать их страсти и капризы. А главное – в глубинах сердца обращаться к Иисусу Сладчайшему именно так, как мы это делали сегодня, раскрыв Акафист: «Иисусе, хранителю мой преблагий, спаси меня. Аминь».

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать