Духовные размышления. «Иисусе пресладкий, патриархов величание…». Часть 2

10 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Я приветствую вас, дорогие друзья, и мы вновь сегодня приступаем к нашим духовным размышлениям, беря за основу акафист Господу Иисусу Христу. И прежде чем мы обратимся к самому тексту этого замечательного литургического произведения, вспомним, что многие церковно-славянские слова воспринимаются современным человеком несколько иначе, чем это было когда-то. Потому что бытовой язык, мутная разговорная стихия имеет тенденцию принижать и обескровливать то, что полновесно, многозвучно в церковно-славянском языке. Так и слово «сладкий». А наше сегодняшнее обращение к Спасителю, взятое из акафиста, – «Иисусе Пресладкий, патриархов величание».

В современном русском языке, если мы ведем речь не о гастрономии, слово «сладкий» носит какое-то приторное, уничижительное значение: уж слишком сладко, уж как у вас все сладенько. Между тем соответствующий церковнославянизм раскрывает нам одну из важных сторон, одно из важных свойств того высочайшего предмета, который мы именуем словом «Бог». Одна из икон Богородицы, на которой Спаситель прижимается щечкой, ланитой к Своей Пречистой Матери, так и называется «Сладкое лобзание».

«Иисусе Пресладкий, патриархов величание», – обращаемся мы сегодня ко Господу. И в этом слове, в этом эпитете «сладкий» слышится отзвук свидетельства Самого Христа, который некогда сказал юноше благочестивому: «Никто не благ, только единый Бог». Он, Спаситель, и есть Бог во плоти. Он дарит людям Свою благодать, Он – источник блаженства для всякого разумного существа. Само имя Иисуса Христа, по свидетельству царя Соломона, есть «миро излиянное», и как ароматен запах святого мира, составленного из многих сортов масел, как отзывается в душе благодатным миром имя Господа Иисуса Христа, так и обращаемся мы к Нему, нашему Господу, с детским доверием и любовью, говоря: «Иисусе Пресладкий, патриархов величание».

Кто это – патриархи? Речь идет не о современных главах Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл), но о библейских праведниках, тех, кто, произойдя непосредственно от Адама, каждый являлся представителем огромной общности людей. Есть свидетельства, что имена древних патриархов – Мафусаила, прожившего около тысячи лет, Иареда, Сифа – знаменуют, по мысли святителя Филарета, митрополита Московского, не одного только человека, но целый род.

Мне хочется сегодня вспомнить о патриархе Иосифе (это один из сыновей патриарха Иакова), целая повесть о котором обретается в Книге Бытие. Многие писатели, как духовные, так и светские, посвящали замечательному жизнеописанию святого Иосифа, написанному пророком Моисеем, целые книги. Так, например, у святителя Игнатия, епископа Кавказского, есть священная повесть об Иосифе. У светских писателей (Томаса Манна, например) есть огромная книга, посвященная переосмыслению библейского повествования.

В каком же смысле Иосиф был укрепляем, возвышаем, получил величие от Логоса, от превечно рождающегося из недр Отца Сына Божьего? Напоминаю, что мы сегодня осмысляем обращение к Спасителю, почерпнутое из акафиста: «Радуйся, Иисусе Пресладкий, патриархов величание». Иосиф, кроткий, целомудренный, чуждый высокомерия и гордости, был одним из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Он вызывал зависть у своих братьев, которые ревновали Иосифа к их общему отцу, а тот, престарелый Иаков, особенно выделял из двенадцати сыновей покладистого и молчаливого Иосифа, который, как свидетельствует нам пророк Моисей, ходил в одежде, очевидно, сшитой ему матерью, составленной из разноцветных лоскутков. Эта многоцветная одежда юного Иосифа уже была символом, знаком того, что на нем почивает многоразличная благодать Духа Святого. А ведь Господь Иисус Христос, много столетий спустя после событий, описанных Моисеем в Книге Бытие, воплотившись, и вернул нам потерянную человечеством благодать через Крест и Воскресение. Вот почему фигура Иосифа, его облагодатствованная личность является, по размышлению святых отцов, пророчеством, а лучше сказать – прообразом Самого Христа Искупителя.

Вспомним, как по зависти братья Иосифа решили избавиться от него и инсценировали его смерть, обманув вещего своего родителя, будто Иосифа растерзал хищный зверь, а сами продали его в рабство купцам мадианитянским, которые следовали в далекий Египет. Так несколько десятков лет Иаков и прожил в сетовании и скорби, думая, что он лишился возлюбленного своего сына. Знаете ли, кто предложил продать Иосифа аравийским купцам? Один из двенадцати сыновей, имя его было Иуда. А за сколько был продан Иосиф мадианитянам? За двадцать (не за тридцать) сребреников. И, конечно же, нельзя не усматривать в этом обстоятельстве пророчество об Иуде Искариотском, который вступил в сговор с первосвященниками, продав своего учителя за цену, которую платили на рынке, приобретая раба.

Иосиф, попав в Египет, взят в дом египетского вельможи, близкого к фараону человека. И там подвергается клевете. Супруга египтянина по имени Патифара, женщина страстная, с кипучей энергией, воспылала к Иосифу нечистой страстью и, выждав удобный момент, схватила его за плащ, пытаясь увлечь с собой на преступное ложе. Праведный юноша тогда воскликнул: «Господь надо мною, и я не согрешу пред Ним», вырвался и убежал, оставив свою одежду в руках прелюбодейной женщины. Та тотчас, желая выйти из положения, выйти сухой из воды, созвала служанок с громким криком, будто чужестранец пытался овладеть ею и осквернить супружеский одр. Клевета разорвалась, как бомба, и Иосиф, избегнув разве что самой смерти, был заточен в темницу.

И опять мы вспоминаем Господа Иисуса Христа, Который, будучи чужд всякого порока и тени нечистоты, как Солнце сиял среди Своего народа, благодетельствовал, воскрешая мертвых, исцеляя безнадежно больных людей, просвещая словом человеческие души, изгоняя демонов из одержимых ими несчастных людей. И что получил взамен? Клевету, ругань и сквернословие. Первосвященники, саддукеи и фарисеи лютой ненавистью возненавидели кроткого и молчаливого, и человеколюбивого Спасителя, образом Которого и послужил библейский Иосиф. Впрочем, не только был оклеветываем, но и обманом, тайно, в Гефсимании, когда Спаситель находился вдалеке от народа, следовавшего за Господом неотступно по пятам, и после нечестивого допроса у первосвященника, ввержен в темницу.

Но Господь возвышает праведников, которые принимают все как от руки Божией. Иосиф выходит из темницы не без чудесных обстоятельств, знамений свыше, более того, входит в фавор фараона, становится вторым человеком в государстве. Предвидя неурожайные годы, предлагает египетскому правителю план спасения страны, заблаговременно запасает пшеницу, раздает ее в семь неурожайных лет египтянам и фактически становится благодетелем для всего Средиземноморья, так что Иаков и его сыновья приезжают к неузнанному Иосифу, чтобы не умереть с голоду и получить от него пропитание.

Вот почему мы говорим Спасителю: «Иисусе Пресладкий, патриархов величание». Бог возвеличил Иосифа, само наименование его на египетском языке переводится как «спаситель». И мы с вами понимаем, насколько глубок текст акафиста: возвращая нас в библейскую старину, он связует прошедшее и настоящее и убеждает нас в том, что Господь никогда не оставляет тех, кто искренно, с доверием и бескорыстием Ему служит.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать