Духовные размышления. «Иисусе, освети мя темнаго…»

9 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

 

Приветствую вас, дорогие мои слушатели и зрители! Сегодня мне вспоминается, как часто священник в доверительном разговоре или в исповеди слышит такие сетования, признания: «Батюшка, темно на душе. Мне кажется, что жизнь моя проходит во мраке. Я страшусь завтрашнего дня. Ни зги не видно...» Что стоит за подобным мироощущением, признанием того, что в душе «иль пусто, иль темно»? Помните Михаила Юрьевича Лермонтова, который говорил: «С печалью я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» А стоит за этим один мистический, или метафизический, факт: мы ощущаем, что человек, взятый в его обыкновенном состоянии, человек, который родился на этой грешной земле, ходит как будто бы в потемках, как будто его окружают сумерки. И чем долее мы живем, чем больше делаем ошибок, чем больше умножаем наши грехи, тем темнее подчас бывает на сердце: «и скучно, и грустно, и некому руку подать».

Да, действительно, раскрывая Священное Писание, мы узнаем, что человек – это существо упавшее, падшее, что все мы дети первого человека Адама, некогда сотворенного чистым и светлым существом, но не удержавшегося в собственном достоинстве, разорвавшего связь со Всесвятым Богом и потерявшим ту Божественную благодать, которая делала нашего праотца светоносным, как будто бы одетым в златые ризы. Мы его дети, умножившие первый грех прародителя собственными страстями, согрешая и языком, и мыслью, и действиями под влиянием страстей похоти, гнева и злобы, мы как будто находимся во тьме египетской. И душа подчас это болезненно переживает, почему иные люди не выносят одиночества, окружают себя многочисленными раздражителями: айфонами, телефонами, телевизорами, скитаются в подлунных пространствах интернета. Я вовсе не осуждаю современные технические средства, выработанные цивилизацией, но говорю лишь о несчастной склонности убегать от самого себя.

Вспомним Вольтера, литератора XVIII столетия, который, видимо, так много нагрешил, развращая французскую нацию революционными памфлетами, что приблизившись к смерти, просил вносить в комнату, где он находился на смертном одре, все новые и новые светильники. «Зажгите свечи! Мало света, мало света! Тьма обымает меня», – восклицал этот несчастный вольнодумец, так и отойдя в вечность в унынии и отчаянии.

Но не буду усугублять свой рассказ. Вспомним только, что в Евангелии Некто изрекает: Аз есмь свет миру. Этот Некто есть Господь Иисус Христос – истинное солнце правды и любви. Именно о Сыне Божием в Евангелии изречены замечательные слова: Он есть свет, в Котором нет никакой тьмы. Христос Спаситель, воплотившись здесь, на земле, и явившийся от Марии Девы рожденный Единородный Сын Божий, просветил лучами богопознания нашу вселенную, омраченную грехом. И слово Христа, Его деяния, Его смерть на кресте и воскресение исполнены вечного Божественного света.

Искра этого света канула в наше сердце и мерцает в нем с тех пор, как только мы приняли таинство Крещения. Действительно, пройдя крещение водой и Духом, выйдя из купели Крещения, мы стали сынами света, мы стали духовными светлячками. И если бы мы только позаботились сохранить благодать Крещения и умножить ее нравственной жизнью, во всем согласной с заповедями Божиими, то, по свидетельству преподобного Серафима Саровского, сияли бы уже в этом мире, как малые солнышки.

Однако этого не случилось. Почему? Да потому что, приняв Крещение кто в детстве, кто в отроческие годы, мы не были впоследствии просвещены верой, не берегли дарованную нам благодать Святого Духа и с высоты, на которую нас возвел Милостивый и Человеколюбивый Господь, простивший нам в Крещении грехи, вновь скатились в обыденную жизнь с ее дрязгами, страстями, сутолокой, смертными грехами, облеклись в темные покровы греха, что даже отражается на человеческом лице. Сравните лицо дитяти, не искушенного страстями и грехами, с лицами взрослых людей. Дети в сравнении со взрослыми, часто унылыми, озлобленными, кажутся едва ли не ангелочками, поэтому мы так и называем детей – «цветы жизни».

Вот почему, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, мы находим в нем такое реалистическое прошение, от лица грешника обращенное к Спасителю: «Иисусе, освети мя темнаго». Да, действительно, темны и душа, и тело, оскверненные грехами. Когда мы просим: «Господи, просвети меня темного», мы раскрываем наше сердце, как лепестки цветка раскрываются в лучах летнего солнышка, и просим Господа, чтобы Он Своим вещим перстом прикоснулся к потухшей лампаде человеческого сердца, вновь затеплил в нашей душе искру Духа Святого.

Каждый из нас на опыте знает, насколько светлее становится в душе после искренней, глубокой и хорошо продуманной исповеди, которую мы приносим Господу Богу, прося священника быть свидетелем нашего покаяния. Батюшки в этом отношении являются своего рода докторами Айболитами, медбратьями. Батюшки-священники имеют от Господа Бога особые дары и полномочия на то, чтобы помочь человеку раскрыть темную, может быть, сожженную грехами совесть, показать взору Спасителя язвы души, которые кровоточат десятилетиями, покуда человек, крещенный во имя Святой Троицы, не надумает-таки покаяться, примириться с Богом. И священники являются свидетелями того чудесного, дивного просветления, освящения души и тела, которые имеют место в нашей жизни всякий раз, когда мы искренне и глубоко каемся и приобщаемся Святых Христовых Таин со страхом Божиим, верою и любовью.

«Иисусе, освети меня темного», – просит христианин, чувствуя себя ребенком, который, если только оставят его родители, непременно собьется с прямой дороги и заблудится в непролазном лесу. И действительно, имя Христово является как будто бы свечой, которую мы держим в руках, двигаясь темной ночью по бездорожью.

«Иисусе, освети меня темного», – просит христианин, моля Создателя, чтобы совесть, этот голос Божий в человеке, вновь заняла подобающее ей место. А какое место уготовано для этого Богом данного нам органа? Совесть есть различение добра и зла. Совесть выступает и в качестве законодателя, и того, кто награждает или карает душу, коль скоро она преступает повеления Божии, начертанные в глубинах нашей души.

Сказать: «Иисусе, освети меня темного» – то же самое, что попросить: «Господи, научи меня жить не по лжи. Господи, научи меня распознавать веления совести и следовать Твоему вечному, неизменному нравственному закону».

«Иисусе, освети меня темного», – молится христианин и просит у Господа Бога сил, чтобы изгнать из области сердца, из области наших эмоций и чувств те чувствования, которые омрачают жизнь человека. Какие это чувствования? Во-первых, связанные с гордыней: гордость, самоуверенность, мнительность, подозрительность, ирония и сарказм в отношении людей, неприязнь, злоба, ненависть, похоть, сребролюбие, уныние, печаль – всего сразу и не перечислить. И замечено: когда человек следует голосу страстей, когда раскрывает свое сердце и туда набивается всякая тьма, нечистые, греховные, нечеловеколюбивые поступки, жизнь становится темнее, темная печать как будто бы проступает на челе человеческом и душа погружается в эту кромешную тьму.

«Иисусе, освети мя темного», – молится христианин. И чем более он преуспевает в заповедях Господних, выбирая закон правды и любви, чем искреннее исповедуется и с благоговением приобщается Святых Христовых Таин, тем светлее становится его мироощущение, яснее миросозерцание, он чувствует настойчивость и идет тропой бескорыстной любви без страха и упрека. Аминь.

Записала Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать