Духовные размышления. «Радуйся, души моей спасение…»

9 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Дорогие мои друзья, сегодня мы с вами последний раз обращаемся к столь полюбившемуся нам Акафисту Пресвятой Богородице, обращаемся к нему как некому сезаму (сокровищнице), наполненному серебром и златом, жемчугом, драгоценными камнями: синими сапфирами, бордовыми рубинами, радующими взор зелеными изумрудами, таинственными аметистами, которые меняют свой цвет от темно-синего до розово-прозрачного в зависимости от освещения.

Сколько месяцев, недель, дней мы наслаждались общением с Богородицей, Которая испрашивала для нас у Господа Бога дары премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия! Матерь Божия через эти беседы стала нам самым родным и близким после Господа Иисуса Христа существом. Кроткая и строгая одновременно, бесконечно премудрая и ласковая, нежная Матерь, Она не отвергала никого из нас, своих малых и немощных детей, и каждому через это общение полагала на сердце Божественную благодать.

Мы, завершая сегодня беседы на Акафист Богородице, последний раз обратившись к Ней с сыновним дерзновением и истинным благоговением, скажем: «Радуйся, души моея спасение...» Да, действительно, Она породила нам Спасителя, Она научила нас глубокой, зрячей, горячей вере. Матерь Божия вложила в нас этот дар веры, который не испытует того, что неподвластно человеческому уму, совершенно доверяет Господу Богу, Всемогущему и Всеблагому, видит невидимое и предвкушает ожидаемое, чаемое как уже совершившееся. Царица Небесная помогла нам усвоить, что самой главной добродетелью после смирения человеческого сердца перед Ее Божественным Сыном является молитва, свершаемая не внешним лишь образом, но вбирающая в себя наши мысли, чувства, намерения и начинания.

За это время мы с вами как годовалые младенцы пробовали, учились, испытывали себя, дабы хождение пред Богом, памятование о том, что Небесный Родитель всегда над нами и с нами, всегда нас видит и слышит, простирает к нам Свои отеческие длани, было для нас главной добродетелью. И, может быть, мы не все в этом преуспели, тем не менее получили понимание, что без предстояния невидимому Лицу Божиему, навыка внутренней молитвы Господу даже в окружении людей и при исполнении многих обязанностей невозможно даже приблизиться к Горнему Иерусалиму.

Царица Небесная, Которая, в отличие от нас, никогда не забывает о главной цели земной жизни – спасении души, вложила в нас свою любовь, которая заключается в том, чтобы желать ближним полезного, тайно жалеть их, сострадать при виде их несовершенств, молиться о том, чтобы они усовершенствовались в добродетели, и никогда не жалеть минуты-другой, доброго слова, деятельной помощи, потому что, служа нашим ближним по-братски, по-сестрински, мы делаем это Христу, невидимо стоящему за их спинами.

Стяжать любовь, хотя бы самую малость того совершенства, в которое Царица Небесная облечена, как в светлые ризы, – это путь к совершенному счастью и даже блаженству, потому что имеющий теплоту жертвенной любви уже не раздражается и не гневится, бывает храним Богом от уныния и печали, ему не придет на сердце помысел самоутверждения и собственной исключительности. Но любящий человек, всегда занимая последнее место, радуется, что перед ним люди, превосходящие его в добродетелях и внешних качествах, однако от того он не становится изгоем, но, напротив, всем мил и всем любезен, потому что смирение, молитва и любовь привлекают на сердце христианина обильную благодать Господню.

«Радуйся, души моея спасение...» – обращаемся мы к Матери Божией, Которая всегда влечет нас к Таинству покаяния. А ведь именно здесь, у креста и Евангелия, мы имеем удивительную, богодарованную возможность раскрыть взору духовного пастыря язвы своей души и, приклонив главу после чистосердечного признания, с помощью батюшки ощутить в своем сердце, своей совести прикосновение Божьего перста. Матерь Божия радуется, когда Ее дети во Христе искренне каются, а их сердца омываются кровью Агнца. И, беря нас, очищенных, примиренных с Божией правдой, Царица Небесная подводит нас к Святой Чаше, Чаше Жизни, приобщая нас Тела Христова – источника бессмертия – и видит, как в нас сияет благодать Святого Духа, а Господь невидимо пребывает в нас и восседает на нерукотворенном престоле нашего сердца как Царь Небесный. Вот высшее благо, ради которого Матерь Божия породила Христа, вот высшая радость Царицы Небесной, когда, приобщившись Святых Христовых Таин, мы удерживаем в себе этот дар, более того, умножаем его, служа нашим ближним без страха и упрека.

«Радуйся, души моея спасение...» – обращаемся мы к Богородице и тогда, когда раскрываем Священное Писание. Сколько самых глубоких и возвышенных тайн, относящихся к видимому и невидимому миру, запечатлено ветхозаветными пророками, новозаветными учениками Христа, в посланиях апостолов Петра и Павла, и как вкушает душа слова Священного Писания, вспоминая свидетельства Господа: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»!

Движение души ко спасению познается еще и по тому, насколько мы научились подражать Деве Марии, Которая слагала всякое слово Христа Искупителя, всякое явление Его силы, знамения и чуда в Своем сердце и никогда не забывала о виденном и слышанном. Она не была поверхностной слушательницей глаголов Божиих, Она не отличалась внешним любопытством, но все, относившееся ко Христу, складывала в сокровищнице Своей памяти для того, чтобы, оказавшись в уединении, вновь и вновь возвращаться к этим впечатлениям, размышлять о них, так что самое это размышление о законе Господнем выливалось в искреннюю тайную сердечную молитву.

«Радуйся, души моея спасение...» – обращаемся мы к Богородице, заимствуя от Нее чудную бисерину, жемчужину имени Господа Иисуса Христа. Действительно, никто как Она не достиг небесной высоты в тайном призывании имени Господа нашего Иисуса Христа, того имени, о котором мы говорим в молитве: «Да святится имя Твое». И Пресвятая Дева, взирая на нас, смиренных учеников Христовых, с особой радостью влагает в сознание самых усердных и внимательных имя Спасителя, за которое нам надлежит взяться, схватиться, как тонущий хватается за спасательный круг или брошенный ему канат.

Имя Господне – это тот мысленный свет, который озаряет разветвленные уголки нашей души. У Богородицы мы заимствуем Ее опыт всегдашнего взывания: «Иисусе Христе, помилуй мя. Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, помилуй мя, грешного/грешную». Тот, кто полюбил имя Христово, в совершенном незлобии, простоте призывает Его, потому что не может не призывать, потому что для боголюбца главное – не получить предмет прошения, но всегда предстоять Создателю, наслаждаться созерцанием Его невидимого Лика, раскрывая последнюю глубину, изнанку души пред взором Божиим, дабы врачующая нас сила благодати прикасалась и снимала воспаления, причиненные тайной гордостью, похотью или злобою, семена которых, к сожалению, находятся в каждом из нас.

Мы прощаемся сегодня с Акафистом Пресвятой Богородице, но, безусловно, не расстаемся ни с Царицей Небесной, нашей Матерью во Христе, ни с именем Христовым. И я приглашаю вас в ближайшее время раскрыть иной акафист, как мы об этом уже говорили, – Акафист Господу Иисусу Христу, и он будет для нас новым источником созерцания, покаяния, размышления, благодарения и молитв. До скорых встреч, дорогие братья и сестры!

 

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать