Духовные размышления. «Иисусе претихий, монахов радосте…»

8 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Хотел бы начать наше духовное собеседование с вопроса. Как вам кажется, что преимущественно сегодня мешает человеку, является предметом нашего беспокойства, тревоги, иногда раздражения? И не ошибусь, если многие из вас ответят примерно так: все хорошо, и не голодаем, и крыша есть над головой, да вот одна беда – уж очень шумно в нашем городе. Даже поэты свидетельствуют, что им всегда желанна сельская местность, где, укрывшись от городского шума, они могут «души прекрасные порывы» обращать к небесам. Действительно, наша жизнь, при всех технических ее достижениях, перестала быть спокойной, тихой и безмятежной. Но как часто, и получив отдельную квартиру, мы теряем мирное расположение души только потому, что где-то у нас над головами или сбоку за стенкой соседи устраивают ночные посиделки или, ссорясь друг с другом, повышают тон. А мы становимся заложниками всех этих нестроений и, положив мокрую тряпочку на голову, тщетно пытаемся уснуть и расслабиться; от каждого лишнего скрипа, шороха, голоса или звука вздрагиваем, зарабатываем себе нервные тики, а что хуже всего – внутреннюю неудовлетворенность, какую-то истощенность телесных и душевных сил.

Сегодня нам предоставляется замечательная возможность мысленно покинуть места общих собраний, многоэтажные дома, в которых, как в термитниках, сокрыты десятки и сотни тысяч людей, и выйти в ту землю обетованную, где все торжественно и чудно, посетить одну из многих обителей России, и не только России, где в полной мере царствует тишина. И бывает, лишь войдешь монастырскими вратами, увидишь негасимую лампаду, возжженную перед ликом Господа Иисуса на фасаде храма, удалишься и побродишь по тропинкам монастырского сада, присядешь на скамью под сенью яблони или вяза, увидишь, как в тишине трудники обители не покладая рук созидают ее, обители, порядок и красоту, – и душа умирится. Поневоле задашь сам себе вопрос: а что я делаю там, в этой городской суете, все гоняюсь за благополучием, которое ускользает из рук моих, словно жар-птица? Блаженны братья, избравшие эту мирную, тихую долю. Господи, как хорошо!

Я не просто так, дорогие друзья, рисую вам эту идиллию, монастырскую пастораль, потому что сегодня мы, раскрыв акафист Господу Иисусу Христу, обратимся к Нему с такими удивительно ласковыми и прекрасными словами: «Иисусе претихий, монахов радосте…» Вот какую благую часть, оказывается, избирают иночествующие. Они входят в сокровенную клеть собственной души и закрывают за собою створки дверей, удерживая чувства от внешних раздражителей. Как малые дети, мысленно становятся пред Отцом Небесным, вездесущим и всемогущим, и обращаются к Нему с внимательной и сокрушенной молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, помилуй мя, грешного!» И если стараются молиться с покаянием, внимательно, влагая ум в каждое слово молитвы (а к этому, согласитесь, призваны не только иноки, но и все христиане, независимо от возраста, звания, состояния), то мало-помалу в их сердцах и душах водворяется та священная тишина, то безмолвие, которые не покупаются и не продаются в нашем турбулентном мире.

Иисусе претихий, монахов радосте! Да, действительно, еще пророку Божиему Илии Всевышний открыл, что присутствие Создателя познается не в землетрясении, не в вихре, разрушающем скалы, не в пожаре, пожирающем ветви и кроны деревьев, но в тихом веянии ветерка, в «гласе хлада тонка», как по-славянски звучит это выражение. Наш Бог – Бог мира, а не неустройства, Бог порядка, Бог тишины. Он – начальник тишины. В Боге все просто, мирно и прекрасно. И думается, что сегодня, восхваляя иноческую жизнь или просто приглашая вас, дорогие жители городов, немножко отдохнуть душою, потрудиться телом в обителях, удаленных от шумных городов, это важно. Заметим, что внутренняя жизнь христианина, его предстояние Небесному Отцу, его покаяние пред лицем Господа, призывание Создателя, дабы Он вел нас по узкому и многоскорбному земному пути, поддерживая в тот миг, когда слабеют наши колени.

Духовная жизнь христианина требует некоей сдержанности в отношении эмоций, которые часто напоминают нам бушующее море. И людям, которые привыкли всегда волноваться, паникуют (иногда без всякого видимого повода), дают ход страсти гневливости, раздражительности, людям переживательным, легко теряющим присутствие духа, покой, заводящим иногда не только себя, но и окружающих, – жизнь во Христе, жизнь молитвенная зачастую не дается. Почему? Потому что в мире место Господу, вещает царь и псалмопевец Давид. Потому что, прежде чем встать на молитву, мы призваны, как написано в старинных молитвословах, подождать немного, покуда наши взбаламученные чувства не придут в состояние тишины.

Божья благодать явственно действует в нас, когда ум бывает прост и безвиден, не обременен мечтательными образами, не захвачен в плен фантазией, а сердце напоминает собою поле по осени, уже перепаханное, отдыхающее. И вот так, приведя в порядок ум и сердце, стараясь все страхи, опасения, смущения, фобии, какие-то отрицательные эмоции отдать Господу, всецело вверить Его премудрости, по слову царя Давида: «Возверзи на Господа печаль твою, и Он тебя препитает», мы будем в состоянии вкушать ту благодатную тишину, которая, как свидетельствует акафист Спасителю, является сокровенной радостью монашествующих.

Впрочем, кто же не нуждается в сердечном покое? От младенцев до стариков мы ищем этого внутреннего счастья, гармонии, полноты, но часто не находим, потому что, взбудораженные окружающей действительностью, теряя присутствие духа, наблюдаем, как сердце мятется, как оно иногда разрывается на части. И представьте себе, что многие сердечно-сосудистые заболевания, сердечная аритмия, недостаточность, предынсультные состояния, инфаркты провоцируются не столько телесными недугами, сколько напряжением души, зараженной и заряженной статическим электричеством. Как же выйти из этого состояния бурления, когда душа напоминает собою щепку, увлекаемую бурным ручьем? Будемте обращаться к Иисусу Христу, стоя пред Ним, как свеча, с неспешной, тихой, исполненной детской надежды на Божью благость и милосердие молитвой. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! И если мы будем достаточно рассудительны, мужественны, мудры, целеустремленны, чтобы не только в уединении, но и среди людей хранить в уме и сердце имя Иисуса Христа, поверьте, благодатные метаморфозы, изменения увидим еще в этой, земной жизни. Потому что, призывая Господа с верой и любовью, мы вскоре почувствуем на нашем челе Его десницу, благодатную руку, исполненную исцелений и врачеваний.

Господь дает Своим молитвенникам ясное состояние ума, разумение пути, по которому нас ведет благость Божия, дает оглядчивость на окружающие нас обстоятельства, чтобы мы, шествуя тернистым путем ко спасению, почаще вспоминали совет царя Давида: «Твори благо, бегай злаго». Молитва является золотой путеводной нитью, крепко держа которую в руках, мы обязательно выйдем из темного леса на свет Божий, как расписные челны, выплывем на простор речной волны. Иисусе претихий, монахов радосте! Такие благодатные, успокаивающие слова, которые современным людям всегда пригодятся – и в пути, и в дороге, и на отдыхе в собственном доме. Да осенит нас благодать Господа Иисуса в награду за стремление ходить пред Его лицем, каяться Ему и молиться, призывая Его святое имя!

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы