Духовные размышления. «Иисусе, тела моего здравие…»

7 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Позвольте спросить, что сходного мы находим между людьми самого разного мировоззрения, мироощущения так называемого Атлантического мира: некогда просвещенной Европы, Соединенных Штатов Америки? В последнее время им достается от национальных лидеров: недавно турецкий президент назвал их нецивилизованным государством. Тем не менее при различности восприятия этого вклада в культуру или в разрушение человеческой культуры, которое нам приносит так называемый Новый Свет, всем обитателям Восточного и Западного полушарий, всех пяти континентов  – без различия крови, расы, звания, состояния, убеждений – свойственно одно: забота о своем телесном здоровье. То, о чем постсоветские бабушки твердят даже на исповеди, приходя к священнику: батюшка, здоровья, здоровья и здоровья, самое главное – здоровья. Желают его и себе, и священнику, и президенту, и внукам. Трудно не согласиться с тем, что здоровье – это Божий дар. Может быть, не самый главный, потому что «не хлебом единым жив человек, но словом, исходящим из уст Божиих», и самый главный дар – это искра Духа Святого, Божия благодать, которая делает здоровой нашу душу, соответственно, отзывается и телесным покоем и бодростью…

Но сегодня мы поговорим именно о телесном здоровье, для поддержания которого существует Министерство здравоохранения, если только у тех или иных эскулапов не появляется искушения подлечивать пациента, но не вылечивать его, потому что тогда он будет до конца жизни платить за курсы назначенных ему терапий и искать недешевые лекарства, прописанные врачом. Однако мы не говорим сегодня о коммерции, о нечистых на руку знахарях, а говорим о настоящих врачах и пациентах, каковы все мы, и об усилиях, которые человечество тратит для того, чтобы поддержать это самое телесное здоровье.

Справедливо подмечают некоторые: пока здоровье не улетело куда-то в заоблачные дали, пока ты здоров, весел и бодр, то, как правило, о здоровье и не думаешь и Бога за него не благодаришь. Между тем потребительское отношение к жизни неблагодарных Господу за Его земные дары – это поистине черная неблагодарность. Отчего так сурово и брутально я говорю? Да потому, что язвами и болезнями Иисуса Христа мы исцелились, потому что Он вознес на крест все недуги, все хвори, душевные и телесные. И ради нашего здоровья – душевного и телесного – Он был увенчан терновым венцом, подвергался заушениям и плевкам, избиению тростью, плетьми, а в довершение всего был вознесен на крест, к которому беззаконные люди прибили Его толстенными гвоздями, распнувшими ганглии – самые болезненные места человеческого тела, запястья и стопы.

Итак, здоровье есть дар Божий, и с этим не спорят. Чем больше живет на земле человек, тем ближе подбираются к нему болезни возраста. Никого не удивляет, что в 70, 80, 90 лет мы меняем одну хворь на другую. И если, как шутливо выразился комик и юморист современности, по пробуждении, восстании ото сна, у нас ничего не болит, это значит одно из двух – либо мы уже умерли, либо еще не проснулись. Итак, неисчислимы средства, усилия, выдумки, новые технологии, к которым прибегают люди, чтобы поддержать ускользающее от них здоровье, которое подобно воде, просачивающейся сквозь пальцы. Но неистребима наша тяга к жизни. Господь Бог вложил в наше естество (а ведь изначально оно не было смертным; не согреши Адам, так и не умер бы) стремление поддерживать свое здоровье.

Мы молимся преимущественно о том, чтобы прошла головная боль, чтобы не мучила ишемия, циркулировала кровь, работал, простите, как должно пищеварительный тракт, и так далее, и так далее. Но к чему приходит человек, всю жизнь потративший на поддержание здоровья? Так или иначе, «Morituri te salutant» («Тебя приветствуют те, кто готов умереть»),  говорили древние римские легионеры, встречая императора. И нам надлежит единожды умереть, хотим мы того или нет, дабы явиться сначала душой, а потом и телом, по воскресении из мертвых, на судилище Христово.

Следует ли из того, что коль скоро мы смертны и кончина неизбежна, то можно проявлять небрежение о здоровье? Ни в коем случае. Мы выяснили, что это Божий дар, относиться к которому подобает благоговейно. Прекрасно говорил древний подвижник святой Макарий Великий: христианин, проживай сегодня свою жизнь так, как будто телу надлежит жить на земле еще сто лет, а душе – один день, в завершение которого она предстанет пред Христом. Здоровье нужно поддерживать, ибо тело – это инструмент, посредством которого мыслящая душа являет вовне свое действие. И обращаться мы призваны не только к земным врачам, а прежде к Врачу Небесному – Христу Искупителю, Который Сам назвал Себя врачом, ибо в Нем, Небесном Враче, нуждаются не здоровые, а болящие, страждущие.

«Иисусе, тела моего здравие...» – так мы обращаемся ко Христу в Акафисте Иисусу Сладчайшему. Спаситель не хочет, чтобы мы страдали и болели. Между тем болезни обуревают нас. По какой причине? Во-первых, потому, что все мы грешные и с детских лет по неведению, по неразумию нарушали вечный нравственный закон. Соблюди душа закон правды и любви, честное слово, тело болело бы меньше. Однако всем понятно, что долговременное пресыщение, злоупотребление пищей и особенно питием (кто позволял себе такую страстишку) рано или поздно отзовется болезнью желудка или печени (не дай Бог, цирроз) и какими-то тромбами и бляшками в организме. Человек, пренебрегший супружеской жизнью, а особенно почитающий возможными для себя прелюбодеяние, измены, разменивающий на гнусные страсти самую настоящую человеческую любовь, которая предполагает верность и преданность, безусловно, рано или поздно пожнет плоды своего дурного, легкомысленного поведения. И в этой передаче я даже не хочу говорить с вами о тех позорных болезнях, которые являются прямым следствием разврата, называемого иногда легкой – а на самом деле очень тяжелой  – профессией.

Итак, мы молимся Иисусу Христу о своем здоровье, но при этом должны поступать по пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай». Если на дворе холодно и термометр показывает минус 25, куда ты, студент, да еще с подбритым затылком, выходишь на улицу, не взяв с собой головного убора? А особенно предосудительна апелляция к небесам: «Бог милостив; ничего, как-нибудь!» Нельзя жить на авось и тяп-ляп. «Береженого Бог бережет», – говорил русский народ, указывая на голову, которая совсем не кочан капусты между нашими плечами.

Обращаю ваше внимание, дорогие друзья, что Христос Спаситель является источником благодатного мира, спокойствия, тишины сердца и светлости ума. Между тем душевное эмоциональное состояние теснейшим образом связано с нашей психикой и физикой. Есть таинственная связь между душой и телом. Подумай сам, если Христос говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Христос желает, чтобы мы были спокойны, уравновешенны, доброжелательны, миролюбивы, незлопамятны, кротки, по возможности приветливы и радостны. Если вопреки этой заповеди ты представляешь собой грозовое облако, зону турбулентности, трансформаторную будку, на которой начертан череп, кости и молния с надписью «Не подходи, убью!», – следует ли удивляться, если у тебя появляется язвенная болезнь, колиты заменяются на гастриты, а затем, не дай Бог, прободная язва приведет к перитониту? Вот почему, прося у Господа здоровья, будемте, друзья, исполнять этот закон правды, мира и любви. Будем сохранять в чистоте душу и тело, а самое главное – будем стремиться делиться миром, доброжелательностью, радостью и любовью, ибо чем больше мы отдадим душевной энергии людям, жалея и милуя их, тем больше телесных сил дарует нам Господь, продлевая годы нашей жизни, чтобы мы исполняли завет мудрого поэта: «Светить всегда, светить везде... Вот лозунг мой и солнца!»

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать