Духовные размышления. «Иисусе, любы неизреченная…»

7 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья, как часто в наши дни священнику приходится видеть и слышать людей, не удовлетворенных своей жизнью. Как часто мы слышим признания в том, что мир жесток, что собеседник едва ли не разочаровался в вере в человека. Сегодня много неприкаянных, одиноких душ, которые вопрошают, почему от них отвернулось счастье и душа наполняется печалью, тоской, иногда ропотом, едва ли не ожесточением и отчаянием.

Отчего это все происходит? Может быть, от забвения, незнания, неведения, что Бог есть любовь. Он сотворил видимый и невидимый миры по преизбытку Своей творческой любви. Сам будучи самодостаточен и всеблажен, Господь, конечно, не нуждался в Своем творении. Но, как благость преизливающаяся, в момент, когда еще не было времени, Создатель изрек: «Да будет…» – и стал свет, и сотворил Бог небо и землю, и явилась суша и моря, и земля была обустроена в шесть дней, и птицы полетели по небу, и произвела земля травы и деревья, умножающиеся по роду их, и сотворены были бессловесные животные, и наконец венец творения – человек Адам. И Бог ввел его в рай сладости, где вместе со своей помощницей Евой он должен был бесконечно нравственно совершенствоваться, возрастать в любви к своему Создателю и, прославляя Его святое, непостижимое и преславное имя, черпать в этом неизъяснимое и великое наслаждение.

Бог любит Свое создание, хотя в лице Адама и Евы оно нарушило завет любви, отпало от Творца, умножило согрешения в земном потомстве прародителей. Однако, не потерпев мучений человеческого рода, Бог приклонил небеса и пришел в этот грешный и сумрачный мир, уже изуродованный человеческим грехом, страдающий от дьявольской злобы, и стал человеком, воплотившись от Марии Девы. Навеки сочетав в Своем Божественном лице Божество и человечество, Христос заступил наше место, взойдя на крест. Своей живоносной кровью Он омыл грехи Адама; победив смерть воскресением, ниспослал нам живительную благодать Духа, которая и поныне чрез неоскудевающие источники таинств Церкви – Крещения, Покаяния, Причащения бьет ключом, возрождая, насыщая, освящая нашу природу, возвращая ей потерянную красоту и благость.

Итак, Бог есть любовь. Он нас видит, слышит, Он простирает к нам руки со Креста, истощает все средства Своего всемогущества и благости, дабы, как овечку, похищенную волком, найти каждого из нас и исторгнуть из челюстей хищника, поднять израненную на плечи и возвратить в райский сад к Небесному Отцу. То, о чем я говорю, не мечта, не выдумка, но свидетельство Божьего откровения, запечатленного в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. О спасающей нас Божьей любви запечатлено в Распятии, ибо распятая и воскресшая Любовь нашего Спасителя своими светлыми, солнечными лучами всегда проникает в самые глубины человеческой совести. Поэтому с раннего утра необходимо воскресить в памяти то, о чем мы только что сказали: Бог сотворил небо и землю, сотворил человека единственно по преизбытку Своей любви.

Господь захотел осчастливить нас, Своих разумных созданий, чтобы мы, познав Его – Творца, вступили с Ним в живое общение смирения, молитвы и любви и черпали в союзе с Богом всегдашнюю полноту и радость бытия. Господь не потерпел страданий человеческого рода, в которые мы, отрекшись от Него, погрузили себя сами. Он сделал все необходимое и достаточное, чтобы освободить нас от тирании страстей и греха, дать нам силу побеждать дьявола, чтобы мы, находясь в живом союзе с Богом, были бы в согласии и любви друг с другом и таким образом наша жизнь из преддверия ада стала бы преддверием рая.

Бог есть любовь. И как же радостно сознавать, что мы не забыты, что Отец Небесный всегда с нами, всегда изливает нам Свою помощь и поддержку. Единственное, что требуется от нас, – это уверовать в посланного Отцом в этот мир единородного Сына Божьего, креститься во имя Святой Троицы с верой в Воскресение Христово и после крещения черпать энергию Святого Духа через таинства, чтобы наша душа не была бескрылой, но имела внутри себя силу отражать соблазны и нападки дьявола, утверждаясь в любви и вере во Христа.

Вот почему так отрадно, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, найти обращение к Искупителю и произнести такие слова: «Иисусе, любы неизреченная». Иисус – источник любви, которая единственно заслуживает наименования Божественной: она никогда не переменяется на свою противоположность, но всегда возрастает в нашем сердце по мере очищения души христианина от страстей. Это та самая любовь, которой поет гимн святой апостол Павел в Послании к Коринфянам (Первое послание, 13-я глава): «Любовь долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего, не бесчинствует, но всему верит, все переносит, никогда не отпадает, любовь никогда не прекращается и не имеет конца». Вот в эту любовь, братья и сестры, мы и уверовали раз и навсегда, с этой любовью мы обручили наши сердца. Провозвестниками и глашатаями этой всепобеждающей любви мы должны быть особенно тогда, когда соприкасаемся с ближними и дальними и, нося в сердце любовь Христову, призваны согревать ею продрогшие человеческие сердца.

Как же можно впадать в уныние и печаль, как можно отчаиваться, если мы знаем, что наш Господь – самый добрый, самый любящий, Он сильнее и мудрее всех, Он силен освободить нас от мучающих страстей (это самые опасные враги для человеческой души) в мгновение ока, только бы мы действительно захотели от идолов обратиться к Живому Богу.

Тем не менее священники достаточно часто встречают людей, не имеющих такой веры, такой надежды, такого упования на Христа. «Уж слишком я грешен, – признается иной человек, лицо которого изборождено морщинами и носит на себе следы грубых чувственных страстей, – мне уже поздно думать о покаянии, пусть хоть внуки мои будут чище и лучше нас, своих дедов и отцов». Какие горькие, но какие неразумные слова! Ведь Господь, Который взошел на Крест ради каждого из нас, изливший ради каждого из нас Свою Кровь, никогда не оставит, не оттолкнет от Себя грешника, едва лишь тот раскроет пред всеведущим Божьим взором свое израненное сердце.

Если дьявол, душегубец и человекоубийца, с радостью принимает нас, потирая свои когтистые руки, едва лишь мы изменяем своему нравственному призванию и совершаем грех, то неужто нас не примет Господь, радость принятия кающегося грешника у Которого в миллионы миллионов раз превышает злорадство дьявола. Лишь бы мы, искренне обращаясь к Богу, просили Его: «Господи, прости меня, я в сотый раз изменил Тебе и в сотый раз повторяю грех, который мучает и бесконечно унижает меня, но я иду к Тебе, Богу Живому. Господи, прими меня, Твое кающееся создание, я согрешил на небо и пред Тобою, прими меня в числе наемников Твоих. Господи, верую, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь ради Твоей дражайшей Крови, излитой со Креста, ради Твоего распятия, которым Ты примирил землю с небом. Прими меня, кающегося, ибо я не обратился к другому врачу, но прильнул к Тебе, Спасителю мира, сказавшему: “Не хочу смерти грешника, но дабы он обратился и жив был”».

Итак, Иисус Христос есть любовь воистину непостижимая и неизреченная. Будем веровать в эту любовь, провозглашать ее, будем благодарить Спасителя за Его Божественную любовь и никогда, ни при каких обстоятельствах не падать духом, не унывать и не отчаиваться, ибо в мире есть любовь и источник ее – наш Спаситель Иисус Христос.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать