Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Дорогие друзья, мы вновь встречаемся с Вами, и я хочу напомнить Вам какие-то выражения, взятые из современного русского литературного языка, которые многое говорят уму и сердцу. «А вот когда-то, при царе-батюшке...» Слыхали? Ну, конечно, все мы русские люди и поэтому хорошо помним само сочетание слов «царь-батюшка». Пишется оно через дефис, и сколько в этих словах теплоты, доверия, какой-то сокровенной любви, впрочем не слишком понятной современным потомкам комсомольцев. Между тем, еще преподобный Серафим Саровский говорил, что заповедь Господня о любви к ближнему – возлюби ближнего, как самого себя – прежде всего должна воплощаться в верноподаннических чувствах русского человека, то есть православного христианина Руси, царю, который является самым ближним. Он отец, он защитник, он кормилец всех людей, всех сословий. И через преданность царю, через сердечную молитву о нем, через готовность душу свою положить за него, как за старшего друга, христианин и зарабатывает венец спасения. Может быть, мои слова не всем понятны, потому что все мы имеем в душе родимые пятна от пионерского возраста: взращены были в духе бунтарства. Помните: «Вставай, проклятьем заклейменный… кто был ничем, тот станет всем...» и прочая идеологическая шелуха, которая, к сожалению, налипла на очи ясные, на сердца жителей России еще в первой трети XX столетия. Тем не менее жизнь продолжается.
На Руси без царя невозможно, как невозможно жить без царя в голове. Недавно мне пришлось быть в Костроме, в том самом городе, где посольство из столицы шесть часов уговаривало инокиню Марфу, чтобы она своего сына, свою кровиночку-слезиночку, Михаила прекрасного, отдала на царство. При том что мама понимала: едва лишь его изберут в качестве кандидата на престол и тотчас серые волки, польская шляхта, собственная пятая, седьмая, десятая колонна в их амбициозностях, в их внутриполитической борьбе начнут ковать ковы и злые замыслы против русского природного царя. Но тем не менее мы –Россия, которая встает с колен и вновь обретает свое духовное первородство, а значит, расцветет и и в нравственном, и в политическом, и экономическом отношении.
Мы особый народ, нация, как говорит президент, многоликая и монолитная, понимающая, что антихристу, как близкой политической возможности... Припомним, что он не будет республиканцем, он будет завидовать королеве Елизавете: девяносто лет исполнилось старушке, однако до сих пор под ее управлением находится Канада, Великобритания, Австралия, никаких конституций, никакой демократии, в политическом смысле этого слова. Мы понимаем, что антихристу, как всемирному беззаконнику, может противостать только природный царь Великие, Белые, Малые России. Вот почему темные силы и пытаются вытравлять монархическую идею из сердец россиян, хотят превратить их в «рассеянных с улицы Бассейной», чтобы все мы болели рассеянным политическим склерозом и не понимали уникальности нашей страны, не чувствовали, вопреки желанию Владимира Владимировича Путина, нами пройденного тысячелетнего пути.
Однако, Божия благодать, согласитесь, делает свое дело. И сегодня мы, вновь, возвращаясь к беседам, посвященным акафисту Пресвятой Богородицы, будем именовать Царицу неба и земли совершенно по-особенному: «Радуйся, честный венче, царей благочестивых». Вот так да, господа. Приметим, что в советское время упоминание о царях в богослужебных текстах часто вымарывались и заменялись на какие-то более безобидные, с точки зрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, наименования. Однако акафист представляет нам именно такое обращение: «Радуйся, честный венче, царей благочестивых». Как говорится: «слово из песни не выкинешь» и «то, что написано пером, то не вырубишь и топором». Действительно, царь-батюшка – самодержавный государь, венчаный на царство с принесением клятв, верности Богу, отчетности самому небесному Отцу за управление страной, помазанник Господень – являлся и будет являться той линзой, через которую лучи Божественной благодати льются и осеняют всю вверенную ему страну (а у нас это шестая часть суши). Такую благодать имели русские цари, что имеретинские князья, татарские ханы, какие-то сибирские правители – все тяготели под его скипетр и державу; будучи даже неверными с точки зрения православия, они преклонялись перед силой и мощью русского царя, который опекал и оберегал все свои народы, и смотрел на них как на детей, достойных защиты и процветания. «Радуйся, честный венче, царей благочестивых». Через благодать царства Господь Бог осенял наше воинство духом победы и, покуда не скудело благочестие в русских сердцах, мы побеждали, даже будучи в меньшинстве. Вспомним Азовское сидение в XVII столетии, когда изможденные долговременной осадой, обескровленные, пребывавшие в голоде и жажде, сотня-другая казаков обратила в бегство полчища турок, которые и сегодня, как мы видим, неспокойны. Я имею в виду не сам народ, а тех, кто, находясь в политической элите, устраивает многочисленные провокации ради нагнетания международной напряженности.
Итак, дорогие друзья, мы должны по завету Александра Сергеевича Пушкина с любовью поминать царей благочестивых, молиться об упокоении их душ, потому что и они могли согрешить. Errare humanum est – человеку свойственно ошибаться. И вместе с тем нам сегодня нужно бережно относиться к великому наследию, которое именуется Святой Русью, Россией, доставшемуся нам от хозяев русской земли. Но сегодня, размышляя о приветствии обращенном Богородице: «Радуйся, честный венче, царей благочестивых», о Той, Которая защищала, покровительствовала, укрепляла в бранях русских князей и царей, помыслим, что каждый из нас не лишен царственного достоинства. Действительно, мы созданы по образу Небесного Царя, получили от Него в награду самовластие, свободу произволения, а следовательно, каждому христианину нужно держать в руках духовный скипетр и державу.
Ум всему голова. Ум, просвещенный Божией благодатью, есть монарх, при котором находится дума, – это наше сердце, область сердечных чувств. Когда ум и сердце соединятся в молитве, просвещающей эти душевные силы, тогда царь и дума и повелевают и добиваются осуществления царских приказов, и воцаряется тишина и гармония во всем царстве. Так и христианин – этот духовный царь, должен заботиться о благе своих верноподанных. Во-первых, о телесных членах, которые нужно беречь и подпитывать, чтобы они были орудиями разумной души; во-вторых, речь идет о наших словах и мыслях. А давайте-ка посчитаем, сколько слов за день произносит наш язык? Сотни, тысячи, а если вспомним прожитые годы, оставшиеся у нас за спиной, – миллионы слов. И за каждое слово царь неким образом будет отвечать – так удостоверяет нас слово Божие. Значит, нам должно уметь обуздывать язык, должна быть в «царстве» цензура, нельзя легкомысленной публике позволять болтать, что она хочет. Уметь пронизывать духом разума и любви наши слова, нашу мыслительную деятельность – вот поистине монаршия задача, достойная Божиего помазанника. Учитесь властвовать собой! Монарх, который обуздывает стремления собственной беспорядочной души, который укладывает всю свою деятельность в прокрустово ложе нравственного закона. Монарх, который себя осознает должником своих верноподанных, служителем живого Бога. Монарх, который ощущает эту ответственность за вверенных ему детей, действительно является символом нации, ее штандартом, ее душой, цветом и светом. Неслучайно в Апокалипсисе сказано, что спасенные народы принесут славу и честь свою Агнцу распятому и воскресшему через своих царей, которые там ходатайствуют о земле, на которой они трудились, ради которой они умирали. Итак, дорогие друзья, еще раз обращаясь к Богородице: «Радуйся, честный венче царей благочестивых», помолимся о том, чтобы наша русская земля мало-помалу обрела свою державность, свою настойчивость и силу и через это послужила и окрестным народам, которые, будучи демократизированы нашими западными партнерами, уже не знают ложиться им или вставать, уже не различают между прахом и извращением и поэтому инстинктивно ждут духовного возрождения России.
Записала Светлана Блинцова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!