Духовные размышления. «Иисусе пречудный, ангелов удивление…» Ч.1

6 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Сегодня мы с вами, дорогие друзья, продолжая размышление о Акафисте Спасителю, посмотрим на 1-й икос, на первое прошение, которое там встретим: «Иисусе пречудный, ангелов удивление». Заметим, что само имя Иисусе – это древняя звательная форма, обращение, пишется на современном русском языке через два «и» (Иисусе). Примечательно, что так называемые старообрядцы убрали одну букву из этого имени, ориентируясь будто бы на древние нормы славянского правописания. Между тем имя Иисус (конечно, греческое по происхождению, означающее «спасение») таинственное.

Если взять греческое написание имени «Иисус» (а вы знаете, что древние греки не пользовались арабскими цифрами, но каждая буква у них имеет свое числовое значение) и подставить под именем Иисус числа, соответствующие каждой из греческих букв, составляющих это имя, то когда мы сложим все эти числа, как вы думаете, какое получим общее число? Восемьсот восемьдесят восемь. Это очень интересно, потому что на языке Священного Писания число «восемь» означает благодатную вечность, благодать Царства Небесного. И имя Иисус, таким образом, несет собою благовестие: Христом Спасителем нам отверсты врата рая, и каждый, кто уверует во Спасителя как должно, примет Святое Крещение и сокроет в сердце это Божественное имя, приобщится уже здесь, на земле, благодатной вечности через таинства Церкви.

Приметим, что имя сопротивника Иисуса Христа, того обманщика и вора, который некогда завладеет умами и сердцами человечества последних времен, каким-то образом будет соотнесено с числом шестьсот шестьдесят шесть, на основании чего еще в раннем средневековье были представлены в качестве предположений различные имена на греческом языке, которые в сумме составляют это число.

Но мы с вами сегодня не будем говорить о числах, а будем говорить о полезности и благотворности призывания имени Господа и Спасителя Иисуса Христа. Какой эпитет прилагает к этому имени древний автор Акафиста: «Иисусе пречудный»! Чудный, то есть вызывающий удивление, изумление, восторг, поклонение. И мне приходит на ум пророчество из древнего ветхозаветного текста – Книги пророка Исаии, где Спаситель назван в пророческом духе Чудным Советником. Советником, ибо Сын Божий еще до воплощения в Предвечном Совете Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, определил свершиться искупительной жертве, то есть боговоплощению, явлению Бога во плоти, свидетелями чего стали апостолы, жившие уже по библейскому летоисчислению в последние времена. Искупление свершилось уже на закате существования человеческого рода.

Замечательно это слово – «чудный», оно до сих пор сохранило свое исконное значение в русском языке. Хотя, увы, наш светский язык (не сам язык, а его носители) очень склонен опошлять и принижать значения церковнославянских слов того же звучания. Кому из вас не известно произнесение «чудной»: «Да он чудной какой-то», в смысле неадекватный, не вполне нормальный. То же самое, между прочим, можно сказать и в отношении слова «блаженный». В Священном Писании это слово употреблено в отношении Господа Бога: Он Всеблажен, Он – Источник всех благ. Но у нас в русском современном языке слово «блаженный» означает почти что психически ненормальный. Есть и форма «блажной», то есть неуправляемый человек, который не подотчетен никому, в том числе и самому себе.

Но вернемся к нашему прошению: «Иисусе пречудный, ангелов удивление». Посмотрите, какой личной любовью, какой теплотой проникнуто сердце составителя Акафиста в отношении к Спасителю! С первых строк создается впечатление, что он как сын предстоит Своему Небесному Родителю. Он не просто размышляет о Боге, Которого западные ученые иногда именовали Абсолютом или Перводвигателем… Античные греки вводили в свою философскую систему представление о Божестве, впрочем, вполне абстрактное и философское. Но для автора Акафиста, так же, как и для нас с вами, Бог – Существо Живое, Бог нас видит, слышит и любит, Бог – Источник всех благ, которые Он щедро изливает на каждого из нас. С Богом можно общаться, можно просить Его, нужно славословить Его. Самое счастье и блаженство человеческой жизни заключается в том, чтобы вступить с Ним, Господом Богом, в общение. Смысл нашей жизни в том, чтобы Бог таинственно почивал, сокрывался в нашем сердце. И эта связь человека с Богом именуется по латыни «религио», религией. Впрочем, в Священном Писании нет подобного слова, но есть слово «вера» (или «страх Божий»), то есть умение предстоять Богу, быть с Ним в живом диалоге, видеть Его невидимого, проникаться Его Божественной благодатью.

«Иисусе пречудный»: для автора Акафиста Спаситель есть Источник радостного изумления. Душа молящегося человека невольно окрыляется, когда она обращается к Богу. Как помните, царь Давид в одном из псалмов, обращаясь к Создателю, называл Его таким необычным именем: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя»; называл Господа Бога Радостью, общение с Которой избавляет человека от различных худых мыслей и тяжелых чувств обышедших, то есть обступивших со всех сторон наше сердце.

«Иисусе пречудный». Мы из этого словосочетания постигаем, что православная вера, усвоенная и умом, и сердцем, приносит человеку духовное спокойствие, удовлетворение, отгоняет равнодушие, уныние, печаль, ожесточение. И если вы встретите где-нибудь христианина, который себя таковым называет, но при этом жалуется на разочарованность в жизни, не видит смысла своей жизни, ропщет на свою судьбу, что-то с ним не так, что-то с ним не то. Наверное, он нуждается в духовном враче, священнике, может быть, никогда (или давно) не исповедовался, если вера не приносит ему той радости, той полноты жизни, без которых, наверно, никогда не родилось бы знаменитое присловье одного из русских писателей: «Блажен кто верует, тепло ему на свете!»

«Радуйся, Иисусе пречудный, ангелов удивление». Оказывается, не только люди, но и бесплотные духи, созерцая Божественную славу Своего владыки, Небесного Царя, трепещут от радости и никогда не могут вместить того, что открывается их духовному взору. Да, действительно, из Священного Писания мы узнаем, что высшие, совершеннейшие из блаженных духов, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, которые предстоят Божьему Престолу, не имея покоя, то есть непрестанно, и днем и ночью (а ночи там нет) созерцая Божественную благодать, исходящую из непостижимого Существа Божьего, восклицают: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея».

Церковные писатели нам свидетельствуют, что ангелы никогда не могут насытиться лицезрением славы Божией. Они впитывают Божественные лучи, исходящие от прекрасного лика Христа, как губка, все более освящаются, умиротворяются, умудряются, но от этого их жажда богопознания и богообщения только увеличивается. Говоря современным языком, они находятся в состоянии динамического роста, всегда меняются от меньшего в большего, восходят от степени в степень и от славы в славу, таким образом и нам открывая, что здесь, на земле, богослужение, предстояние Господу, общение с Ним, служение Ему есть только начало, которое свое продолжение будет иметь за гранью земного бытия.

Вот на этой мысли, пожалуй, мы сегодня, дорогие друзья, завершим наше богословское размышление. Пусть оно не покажется бесконечно далеким и непонятным нашим домохозяйкам или бабушкам, пристрастившимся к телевизору, или юношам, которые отгородили себя не только от внешнего мира наушниками или уставившись в компьютер, но и от мира духовного. Потому что, хотим мы этого или нет, но подлинное предназначение человека заключается в предстоянии Господу, в прославлении Его святого имени. И тот из вас, кто не желает медленно, но верно сползти по наклонной плоскости и заимствовать у обезьяны ее животные свойства, забыв о великом своем предназначении разумного человека (Homo sapiens), призванного служить Богу, пожалуйста, еще до нашей следующей передачи раскройте Акафист Спасителю и со вниманием постарайтесь произнести эти слова, обратившись с молитвой ко Господу: «Иисусе пречудный, ангелов удивление».

 

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать